Работа мозга иногда может быть неверной. Точнее, мозг работает определённым образом, потому что когда-то это помогало нашим предкам выживать.
Нельзя контролировать свой мозг, но можно научиться распознавать ошибки, которые он совершает. В сегодняшней подборке — главные ошибки мозга, которые делают поведение людей странным, и которыми с успехом пользуются маркетологи.
Мозг манипуляциям рад
Жёлтые ценники в магазинах до сих пор срабатывают, потому что работа мозга человека каждый раз протекает в одном и том же русле. Он склонен опираться на ту информацию, которую получил первой. Сначала он видит жёлтый ценник, и это даёт ему приятное осознание того, что цена снижена. Ему уже хочется купить эту вещь, и неважно, что рождественские скидки уже включены в рождественские наценки. Об этом думать не хочется, уже есть первая информация, зачем получать другую, которая может её опровергнуть? Так ведь и запутаться недолго.
Уделю больше внимания тому, с чем согласен
«Какие неприятные люди, они не согласны с моей точкой зрения», — эта мысль у каждого человека имеется где-то в подсознании. Даже если он скажет, что иметь отличное от его собственного мнение — это нормально и даже хорошо, то всё равно где-то в глубине души человек почувствует некоторое раздражение и даже неприязнь.
Люди неосознанно склоняются к тому, что сами считают правильным. Потому что мозгу очень важно найти любую информацию, которая подтвердит его убеждения. Потому что если какие-то мысли оказываются неверными, и человек это осознаёт, он испытывает стресс. А мозгу стресс не нравится, он опасен. Поэтому лучше зацепиться за соломинку и оставить убеждения в целости и сохранности. Попробуйте верующим приводить аргументы против существования Бога, и эта ошибка мышления сразу станет вам ясной.
Я считаю, что даже плохие решения хороши
Эта ошибка мозга вытекает из предыдущего пункта. Человеку чрезвычайно сложно признать себя неправым. Это больно, стыдно и вообще неприятно. Поэтому мозг склонен защитить человека от таких моментов. Он будет радостно цепляться за какие-то воспоминания, которые будут помогать ему чувствовать себя правым.
Этот же момент работает, когда человек сделал что-то, что ему не очень нравится, например, съел пирожное во время диеты. Ему стыдно за свой поступок, ведь было нарушено обещание, данное себе. Поэтому невольно человек убеждается, что решение было правильным. Где-то в глубине щёлкнет мысль: «Живём один раз…» И вот уже поедание сладостей во время диеты не кажется таким постыдным действием.
Парадокс выбора
Это удивительная штука. Предложите человеку выбрать из двух — он не сможет и не купит ничего. Предложите человеку выбрать из 12 — он не сможет и не купит ничего. Но дайте ему три варианта, и он за пару минут точно определится с тем, чего хочет, и выложит свои деньги.
Когда вариантов слишком много, мозг перегружается, ведь все их нужно взвесить, сравнить и выбрать лучший, а это невозможно сделать в уме, когда перед вами полка в супермаркете, где полно незнакомого товара. Поэтому человек избавляет себя от мук выбора и предпочитает остаться без покупки. Когда же варианта всего два, то не хватает разнообразия: первый товар неидеален и второй — тоже. Лучше тогда вообще ничего не покупать, а то ведь можно купить ерунду, и будет грустно.
Зона комфорта важнее, чем мечта
И опять этот пункт является продолжением предыдущего. Человеку очень не нравится выходить из зоны комфорта, ведь вокруг страшно, и, может быть, будет хуже, чем сейчас. Выход из зоны комфорта — это большой стресс. Поэтому нужно себя от него защитить.
Эта ошибка мышления — точная иллюстрация пословицы про синицу и журавля. Наши далёкие предки предпочитали остаться в сырой пещере, но в безопасности, чем пойти на риск и найти себе сухую пещеру. Это настолько сильно засело в нас, что из зоны комфорта приходится себя тащить чуть ли не за уши, бороться с собой и заманивать себя самыми разными калачами и пряниками.
Комментарии (0)