В 2004 году между Москвой и Пекином было подписано «Дополнительное соглашение», по которому Китаю передавался ряд островов на реках Амур и Уссури общей площадью 337 км2. Это событие, вызвавшее неоднозначную реакцию российской общественности, имело довольно сложную предысторию.
Нерешенный спор
Первая серьезная попытка разграничения территорий на Дальнем Востоке между Россией и Китаем произошла в 1689 году с подписанием Нерчинского договора, согласно которому Русское царство уступало Цинской империи часть земель по верхнему течению Амура. Однако этот документ по сути оставлял в наследство потомкам неразрешенный до конца вопрос о государственных границах, которые в силу ненадежности карт были намечены лишь в общих чертах.
Айгунский (1858) и Пекинский (1860) договоры, подписанные в разгар опиумных войн, где китайцы терпели поражение от европейских держав, призваны были урегулировать нерешенные вопросы российско-цинской границы. Однако пользуясь незавидным положением Китая Россия пересмотрела все спорные моменты в свою пользу. В Поднебесной эти соглашения до сих пор считают несправедливыми.
Впрочем, и после 1860 года проблема российско-китайской демаркации долго решалась, так как новые договоры не определяли принадлежности спорных островов по Амуру и Уссури. Все дело в особенностях течения этих рек. Обычно в потоках и Амура, и Уссури содержится много ила, который оседая то с одной, то с другой стороны острова способствовал изменению фарватера. Ведь именно по фарватеру определяется принадлежность островов. Решение проблемы снова отодвигалось на неопределенный срок.
В дальнейшем вопросы российско-китайского разграничения смежных территорий решались уже не в пользу нашей страны. Китай провоцировал конфликты, ведя хозяйственную деятельность на спорных островах, Россия всячески сталась избегать развития напряженности в приграничных регионах, регулярно идя на уступки своему южному соседу.
В 1881 году Россия и Китай заключают Петербургский договор, по которому под юрисдикцию Поднебесной уходило около 80% Илийского края. Однако для России соглашение с Китаем стало важным политическим шагом, позволявшим сдержать в регионе экспансию Британской империи, которая могла использовать спорную территорию как яблоко раздора между Петербургом и Пекином.
Самый крупный территориальный спор между Россией и Китаем произошел в марте 1969 года, когда в противостоянии за крошечный остров Даманский площадью всего 0,74 км2 на реке Уссури погибло 58 советских солдат и 800 представителей НОАК. Формально СССР вытеснил с острова китайцев, однако они продолжали считать его своей территорией, постоянно провоцируя советских пограничников. Статус острова Даманский оставался неопределенным вплоть до 1991 года, когда президент СССР Михаил Горбачев вместе с еще 600 островами общей площадью около 1,5 тыс. км2 передал его Китаю.
За и против
Крупная уступка, сделанная Китаю в 1991 году, казалось бы, завершила многовековой территориальный спор двух держав. Однако в мае 2005 года Государственная Дума РФ подавляющим числом голосов ратифицировала соглашение, ранее подписанное президентом России Владимиром Путиным и председателем КНР Ху Цзиньтао, о передаче Пекину острова Большой в верховьях реки Аргунь, а также двух участков в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский в районе слияния рек Амур и Уссури. Китай разбогател еще на 337 км2.
Передача островов вызвала неоднозначную реакцию в России. Депутат Госдумы от партии КПРФ Виктор Илюхин тогда выразил протест, заметив, что на передаваемых Китаю территориях находились дачные участки граждан России, потерю которых никто не собирался компенсировать. Правда глава внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров призвал относиться к этому соглашению не как к территориальной уступке, а как к разрешению судьбы земель, которые юридически никому не принадлежали.
Политики, положительно оценившие договор, обращали внимание на его роль в установлении долгосрочных и продуктивных отношений с Китаем. Ведь снятие напряженности и преодоление недопонимания с государством, с котором общая граница превышает 4300 км, одна из приоритетных задач российской политики.
Равиль Гениатулин, в то время глава администрации Читинской области, отметил, что недоговоренности в территориальных вопросах в будущем грозили бы вылиться в противоречия двусторонних российско-китайских отношений. А подписанный документ будет служить прочным фундаментом для дальнейшего сотрудничества двух стран. Так же Гениатулин обратил внимание на то, что водовод и водозабор, входящие в акваторию переданных островных территорий, остались на российской стороне.
По мнению экономиста, члена партии Великое Отечество Артема Кривошеева, демаркация российско-китайской границы от 2005 года подвела итог вопросам, разрешение которых тянулось не одно столетие. Именно тогда был применен новый принцип размежевания – деление территорий согласно ориентирам на местности, который смог устроить обе стороны. Кроме того, по словам Кривошеева, Россия здесь не только теряла, но и приобретала территории: речь о наиболее освоенной северной части Большого Уссурийского острова, который был получен за уступку половины острова Абагайтуй на Аргуни.
Несмотря на вроде бы очевидные выгоды от подписания российско-китайского договора ряд политических партий инициировал сбор петиций и пересмотр итогов этого соглашения. Депутат Законодательной Думы Александр Громов выразил сомнение в целесообразности договора, так как китайцы, по его словам, в любом случае остались бы нашими экономическими партнерами, в частности, потребителями газа и нефти.
По мнению профессора кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ХГАЭП Юрия Качановского, передача территорий только разжигает аппетиты нашего южного соседа, и в дальнейшем власти КНР захотят большего. В качестве предостережения он привел пример из китайского учебника, где на месте Хабаровска значится населенный пункт под названием «Боли», и кто в нем будет жить – большой вопрос. Председатель краевого совета экологической партии «Кедр» Виктор Сайков убежден, что решение подобных проблем нужно ставить на референдум.
В будущее с оптимизмом
И все-таки подавляющее число российских политиков уверены, что передача трех островов Китаю позволила урегулировать последний нерешенный территориальный спор, доставшийся нашим странам по наследству. Сопредседатель Российско-китайского комитета дружбы Леонид Драчевский полагает, что теперь ничто не сможет омрачить отношения Москвы и Пекина.
Новые перспективы российско-китайского сотрудничества начали вырисовываться буквально сразу после подписания договора о границе в октябре 2004 года. Так, в канун нового 2005 года вышло постановление Правительства РФ о проектировании и строительстве нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО) с ответвлениями на Китай.
В дальнейшем между Россией и Китаем был подписан целый ряд соглашений в сфере экономического, военно-технического и гуманитарного сотрудничества, а также образования, медицины и туризма. Обе стороны вплотную занялись вопросами миграции как из Китая в Россию, так и из России в Китай. Руководство КНР неоднократно давало понять, что, устранив последний источник территориальных споров, обе страны лишили Соединенные Штаты повода использовать противоречия в российско-китайских отношениях для разжигания взаимной ненависти.
Тарас Репин
Комментарии (0)