Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

«Волк с Уолл-Стрит»: трезвый взгляд на фильм девять лет спустя

Критическая рецензия, приуроченная к повторному прокату нашумевшей некогда ленты Мартина Скорсезе.

«Волк с Уолл-стрит», 2013 кадр из фильма

С 16 мая в российских кинотеатрах можно вновь увидеть фильм Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-Стрит» (2013). Картина основана на реальных событиях и повествует о талантливом американском махинаторе Джордане Белфорте, основавшем в конце 1980-х крупнейший внебиржевой брокерский дом в США.

«Волк с Уолл-стрит», 2013 кадр из фильма

Закадровые монологи циничного протагониста, хроникальные VHS-вставки и псевдорекламные ролики, разговоры со зрителем в рамках слома четвертой стены, фирменные длинные планы с замысловатым внутрикадровым монтажом, визуализация измененного состояния сознания персонажей – никакие режиссерские фокусы не спасают «Волка с Уолл-Стрит» от статуса, возможно, самого попсового и переоцененного фильма Скорсезе. Восторги от этой картины были заметно преувеличены еще в 2013-м, а теперь и вовсе выглядят неадекватными подлинному уровню сумбурного байопика, в котором нет ни захватывающей истории, ни кинематографической новизны, ни оригинального высказывания. Как бы ни был достоверен сюжет картины, на экране мы видим, по существу, бесконечную череду пошлейших штампов, словно позаимствованных из влажных фантазий подростка, пребывающего в пубертатном периоде: роскошные спортивные тачки с обложек мужских журналов и роскошные спортивные девушки оттуда же, огромные элитные дома-поместья и огромные элитные яхты-дворцы, злоупотребление алкоголем, наркотиками, проституцией и далее по списку. В общем, «успешный успех» «с блэкджеком и **юхами» в самом что ни на есть клишированном понимании слова.

«Волк с Уолл-стрит», 2013 кадр из фильма

Разумеется, все эти несметные богатства, окружающие героя Ди Каприо, получены не вполне легально, а потому неправедный заработок, а также сытое, но хрупкое счастье преступника и кармическая неотвратимость расплаты за содеянное – ровно те избитые темы, вокруг которых ожидаемо выстраивается история. В районе пятой минуты фильма громогласно звучит ключевой сюжетный тезис: Белфорт заявляет, что его главный наркотик – вовсе не кокаин или метадон, но американский доллар, а деньги, по его мнению, позитивным образом преображают человека, и чем их больше, тем лучше их владелец.

«Волк с Уолл-стрит», 2013 кадр из фильма

Если «Волк с Уолл-Стрит» в чем-то и обманывает зрительские ожидания, так это в степени тернистости пути героя к звездам: долгого, мучительного, драматичного восхождения к вершине в фильме Скорсезе нет. Напротив, Белфорт с самого начала истории – готовый гений своего дела, у которого все получается легко и непринужденно, поцелованный то ли богом, то ли дьяволом. Он не только непревзойденный махинатор, но также отменный оратор и мотивационный гуру в одном лице. Его проникновенные речи то и дело напоминают обращения полководца к войску или проповедника к пастве. Даже едва наметившаяся линия с корпоративным унижением Белфорта старшим по должности коллегой моментально затухает, как только в кадре появляется Марк Ханна – босс и наставник, настроенный к новичку крайне благосклонно, а потому сходу открывающий ему, а заодно и зрителям, базовые тайны циничного брокерского бизнеса.

«Волк с Уолл-стрит», 2013 кадр из фильма

Экранная карьера Белфорта стремительно идет в гору, а редкие неудачи на своем пути он обруливает с завидным профитом по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Застав «Черный понедельник» (загуглите «19 октября 1987 года») в первый же день официальной работы на Уолл-Стрит, герой Ди Каприо оперативно отходит от шока, перестраивается и сначала оттачивает профессиональные навыки в небольшом инвестиционном центре, где быстро привыкает к нелегальной работе и гигантским процентам, а затем и вовсе открывает свое дело, вербуя, на первый взгляд, карикатурных лузеров, но на деле – достаточно талантливых для успеха компании биржевых разводил. Вместе они крайне эффектно и эффективно надувают доверчивых клиентов и собственные карманы, а все их брокерское искусство сводится к тому, чтобы любым способом (преимущественно – силой убеждения и сопутствующими манипуляциями) провоцировать спрос на сомнительные акции при заранее подготовленном предложении.

«Волк с Уолл-стрит», 2013 кадр из фильма

Аппетит, как известно, приходит во время еды, и, повышая ставки, Белфорт берет в оборот все более состоятельных жертв, играя по-крупному и становясь супербогатым баловнем судьбы, а его компания временами превращается в лайт-версию Содома и Гоморры, бесовской вертеп, царство алчности, разнузданности и прочих грехов, где за деньги возможен любой – даже самый безумный – аттракцион.

«Волк с Уолл-стрит», 2013 кадр из фильма

Неприятности начинаются, когда на след героя выходит принципиальный агент ФБР Дэнем, который спит и видит, чтобы упрятать наглого афериста-нувориша за решетку. Попав на карандаш к правоохранительным органам, Белфорт, порядком утративший связь с реальностью по итогам своего головокружительного успеха, оказывается не в состоянии отдать себе трезвый отчет в том, что следует выбрать на судьбоносной развилке: ненасытный денежный азарт и прилагающийся к нему комплект пороков как наркотический образ жизни (т.е. гнуть свою линию и оставаться верным себе до последнего) или инстинкт самосохранения, способный обеспечить герою трезвое, безопасное и до жути скучное на фоне противоположного варианта существование (т.е. пойти на уступки, обойтись малой кровью и остепениться).

«Волк с Уолл-стрит», 2013 кадр из фильма

Скорсезе и прежде снимал истории впечатляющих взлетов, грандиозных триумфов и болезненных падений харизматичных героев («Славные парни» (1990), «Казино» (1995) и др.), и сказать, что пестрая трехчасовая иллюстрация легендарного рекламного девиза «Бери от жизни все» и русской пословицы «Любишь медок, люби и холодок» на примере прожженного американского брокера выглядит как-то особенно поучительно или оригинально, было бы большим лукавством. Чем действительно примечателен «Волк с Уолл-Стрит», так это техничной визуализацией недоступной абсолютному большинству людей жизни – этакого рукотворного рая на Земле, хозяину которого доступно решительно все и который нам, простым смертным, дают рассмотреть во всех подробностях и оценить по достоинству. Иначе говоря, Скорсезе берет зрителя в экстравагантное путешествие и прокатывает с ветерком там, куда в реальном мире таким как мы вход заказан. Оказывается ли это путешествие действительно полезным и по-настоящему увлекательным, каждый решает сам.

Статьи по теме:

 


Источник: «Волк с Уолл-Стрит»: трезвый взгляд на фильм девять лет спустя
Автор:
Теги: Кино - Рецензии

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства