Путь режиссёра Александра Аскольдова в режиссуру был витиеватым. Сначала он отучился на филолога в МГУ, потом поступил в аспирантуру Литературного института, где увлёкся Булгаковым, в то время писателем полуподпольным, познакомился со вдовой Булгакова и стал писать статьи о его творчестве. Эти статьи показались небезынтересными чиновникам, так что Аскольдова пригласили в Министерство культуры, где он превратился в театрального критика, а потом занялся и кино. Постепенно именно кино стало для него более важным, он перешёл в Госкино, и уже работая там, осознал, что хочет снять картину.
Свою собственную картину, в которую надо вложить душу.
Ради этого Александр в 32 года поступил на Высшие режиссёрские курсы к Сергею Герасимову. Герасимов давно знал Аскольдова был к нему расположен и покровительствовал, а когда тот захотел в качестве дипломной работы экранизировать рассказ «В городе Бердичеве» Василия Гроссмана, горячо его поддержал. Фильм получил название «Комиссар».
Кадр из фильма «Комиссар»
Поскольку дело происходило в 1966 году выбранная тема была актуальной. Уже вовсю началась подготовка к полувековому юбилею революции, а история Гроссмана рассказывала о временах Гражданской войны. К тому же Александру Аскольдову удалось заполучить уже звёздных актёров: Нонну Мордюкову и Ролана Быкова. Для дебютанта это было немыслимо, но помогли и известность в творческих кругах самого Аскольдова, и авторитет его учителя Сергея Герасимова. Кстати, в образе комиссарши режиссёр изначально видел Мордюкову, да и сценарий писал под неё. К счастью, актриса тоже почувствовала, что это её героиня, и согласилась без долгих раздумий.
Фото со съёмок
А вот Ролан Быков поначалу от роли отказался. Александра он знал давно и даже приятельствовал с ним, но появляться на экране в образе еврея желанием не горел.
Но через некоторое время подумал, что в герое всё-таки что-то есть. У Аскольдова уже был другой претендент, однако пробы с Быковым он провёл. И его видение героя показалось режиссёру очень интересным, так что в фильм взяли именно Быкова.
Фото со съёмок
В конце лета 1967 года ленту «Комиссар» смонтировали и представили коллегам. Сотрудники студии имени Горького, где и снималась картина, на закрытой премьере были сдержаны, а вот председатель Госкино Владимир Баскаков, который посмотрел фильм чуть позже, пришёл в восторг.
Ему «Комиссар» так понравился, что он, поздравляя Александра Аскольдова с успешным дебютом в кино, сравнил его творение с шедевром Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потёмкин”». Но после этого началось подозрительное затишье, и буквально через месяц на режиссёра обрушился шквал критики от цензоров.
Его обязали внести десятки правок, но режиссёр менять что-то в картине отказался наотрез. Такое непокорство привело к тому, что фильм отправили на полку, а Александра Аскольдова уволили за профессиональную непригодность. Спустя несколько лет он снял документальный фильм, но «Комиссар» так и остался единственной художественной работой режиссёра.
Несмотря на отлучение от кино, Аскольдов надеялся, что «Комиссар» всё-таки дойдёт до зрителей. И не зря.
В середине восьмидесятых с наступлением перестройки начали открываться архивы, публика увидела запрещённое прежде кино, в том числе и фильм Аскольдова. Его показали в рамках 15 Московского кинофестиваля летом 1987 года, спустя 20 лет после съёмок. Ещё через полгода состоялась уже официальная премьера «Комиссара», и это стало фантастически громким событием.
Сначала фильм восхвалили в СССР, а затем началось его без преувеличения триумфальное шествие по миру и коллекционирование наград.
Сейчас картина признана шедевром не только советского кино, но и кино мирового, а некоторые специалисты считают, что именно в этом фильме Нонна Мордюкова сыграла лучшую роль. А вот создатель ленты, сегодня уже легендарной, до конца жизни больше ничего не снял. Он много лет писал сценарий и вынашивал мысль о новой работе, но, увы, не успел реализовать задумку.
А вы согласны с фразой главной героини, комиссара Клавдии Вавиловой, сказавшей: «А людям не сказки нужны. Людям нужна правда»?
Комментарии (9)