Цемесская бухта (13 км от Новороссийска), 31 августа 1986 года
В 10 вечера пароход «Адмирал Нахимов» (на фото) отчалил из порта Новороссийска. На борту было 1243 человека (346 – экипаж, 897 – пассажиры). В числе последних ожидались Лева Лещенко и Вовчик Винокур. Но парни были на дегустации игристого в Абрау-Дюрсо, неплохо накидались и благополучно опоздали на рейс.
По пути следования «Нахимова» не плавала ни одна посудина. Лишь со стороны Босфора в бухту заходил сухогруз «Петр Васев». Его кэп Виктор Ткаченко передал в порт, что уступит дорогу пароходу, второй помощник капитана «Нахимова» Александр Чудновский получил такую же инфу.
Ткаченко рассчитывал, что корабли разойдутся правыми бортами на расстоянии около километра. Но Чудновскому сближение показалось опасным, и он решил поворачивать. Ткаченко вел свою железяку исключительно по приборам и никаких маневров «Нахимова» не засек. Лишь в 23:05 он впервые оторвал взгляд от панели – и прихуел!
В это время пассажиры «Нахимова» стягивались на тусовку по случаю Дня шахтера, кто-то отправился в кинозал, кто-то ложился спать.
Первые четыре минуты «Петр Васев» просто сбавлял скорость. Затем, когда в трубке послышались матерные вопли Чудновского, последовала команда «Полный назад». Но против капитана Ткаченко и всех участников этой истории сыграла инерция. В 23:12 «Васев» вонзился «Нахимову» в правый борт на скорости 10 км/ч.
У «Васева» на форштевне возникла двухметровая вмятина (груз в трюмах даже не намок), у «Нахимова» по центру правого борта – дырка в 84 квадратных метра. Капитан «Нахимова» Вадим Марков одуплился только в момент столкновения. Он надеялся посадить пароход на мель, но «Васев» протаранил отсек с энергоустановкой. Через 20 секунд она была полностью затоплена – на «Нахимове» погас свет.
Тревогу объявить не успели. Впрочем, находившиеся на борту парохода быстро все поняли сами. Лучше всех сработали стюардессы, бросившиеся выводить людей из кают. Но времени у них было немного. Десятки открытых иллюминаторов лишь ускорили затопление.
В полной темноте по узким коридорам метались взрослые, пытавшиеся спасти детей из запертых кают. Почти никто из них не успел вернуться.
Уже через четыре минуты после удара «Нахимов» дал крен 45° на правый борт. По палубе покатились незакрепленные скамейки и бочки с краской, сбивая и без того паникующих людей.
На 20 секунд запустили аварийный генератор, и капитан Марков потребовал у «Васева» спускать на воду все шлюпки и плоты. С самого «Нахимова» успели сбросить в воду 32 плота.
Капитан Марков стоял на мостике до последнего. Второй помощник Чудновский ушел в свою каюту и заперся.
23:20, всего через 8 минут после столкновения, пароход «Адмирал Нахимов» полностью скрылся под водой на глубине 47 метров в 3,5 км от берега.
Подоспевшие суда выловили из воды 820 живых. Последнего выжившего нашли через 15 часов после крушения. 423 человека утонули.
До 19 сентября из «Нахимова» доставали погибших, но с гибелью двух водолазов операция была прекращена. 64 человека остались на борту парохода навсегда.
Капитаны Ткаченко (слева) и Марков (справа) получили по 15 лет, но в ноябре 1992-го откинулись досрочно. Оба продолжили капитанить – и один таки докапитанил. Ткаченко сразу после освобождения ринулся в Израиль под фамилией жены – Тальор. В сентябре 2003-го яхта под его управлением затонула возле Ньюфаундленда, а останки капитана и пассажиров прибило к канадскому берегу.
Комментарии (0)