Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Что к 10 годам умел каждый советский школьник

Взрослые то ли от ностальгии, то ли от собственной важности часто говорят, что раньше было лучше. Но каждое поколение двигает цивилизацию вперед по-своему. Современный малыш, например, обращается с гаджетами увереннее, чем его бабушка. Но все-таки советские дети и нынешние очень сильно отличаются друг от друга.

Самое главное отличие было в том, что с раннего детства детей готовили к самостоятельности и труду. Чтобы юный гражданин в будущем приносил пользу обществу, как гласил один из коммунистических лозунгов: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Сейчас же тенденция перешла от общего к частному — очень упрощенно и примитивно можно обобщить так: каждый сам кузнец своего счастья.

Так каким же умениям и навыками учили детей?

Фотокадр из фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» (0+), режиссер Владимир Алеников, 1983 г.

Быть самостоятельным

В советской литературе завязка сюжета часто начинается с того, что дети были дома одни. А ведь на самом деле никто не боялся оставлять пятилетних малышей дома. Дошкольники спокойно передвигались по своему району без присмотра взрослых, ходили в магазин за молоком и хлебом, стояли, как все, в очереди. Младшие школьники сами ходили на занятия, возвращались домой, чтобы пообедать, выучить уроки и снова отправлялись в музыкальную или художественную школу, спортивные секции.

Родители в это время были на работе и не могли даже проконтролировать местонахождение своего ученика — сотовые еще не придумали, домашний телефон был далеко не у всех. После уроков тогда не было такого количества встречающих мам, пап, бабушек. К сожалению, времена изменились не в лучшую сторону — отправлять первоклашку в школу одного попросту страшно.

Фотокадр из фильма «Дружок» (0+), режиссер Виктор Эйсымонт, 1958 г.

Приготовить обед и погладить белье

Советский школьник мог себе сообразить обед, приготовить яичницу или сварить кашу. В школах часто проводили конкурсы, которые больше подошли бы домохозяйкам, — почистить картошку, нашинковать на скорость капусту, сделать салат. Участвовали даже первоклассники.

Не было ничего выдающегося в том, чтобы погладить свой пионерский галстук. А это непростая задача — шелковая ткань от горячего утюга так и норовила расплавиться и оставить дырку на алом полотне. Девочки с первого класса приучались ухаживать за форменным платьем — пришивать чистые воротнички, предварительно отпоров грязный. Воротнички стирали, крахмалили, гладили и пришивали особым тайным швом. В XXI веке дети все меньше имеют практических навыков, они становятся беспомощнее в бытовых вопросах.

Помогать взрослым

В советской школе дети регулярно дежурили в классе, следили за порядком и чистотой: подметали и мыли полы сами, а не нанятый на деньги родителей уборщик. Детей привлекали для работ в школьном дворе — подмести, собрать листья, прополоть траву, посадить деревья. У ребенка были и домашние обязанности, тут уж каждая семья устанавливала свои правила.

А еще была общественная работа — помогать ветеранам, инвалидам, одиноким пожилым людям. Тимуровцы закрепляли за собой адреса всех, кто нуждался в помощи, и после уроков отправлялись творить добрые дела: покупать продукты и лекарства, наводить порядок в квартире и тому подобное.

Время от времени в школе начинались кампании по сбору макулатуры или металлолома. Соревновательный момент сильно подстегивал учеников, стягивающих со всей округи в школьный двор бумагу и старую домашнюю утварь. А летом и осенью учеников ждала другая обязаловка — сельскохозяйственные работы. На сборе урожая клубники, черешни или винограда работалось веселее, не то что на уборке картошки или свеклы. Но все-равно никто не ныл — надо так надо.

Фотокадр из фильма «Частное пионерское» (6+), режиссер Александр Карпиловский, 2012 г.

Делать уроки без помощи родителей

На совести ребенка было записать домашнее задание в дневник. Если не записал домашку, топаешь к однокласснику выяснять. Сейчас до позднего вечера не смолкают родительские чаты в WhatsApp — «что задано, как делать, что учить наизусть». При этом у всех детей есть телефоны. Но что-то им мешает проявить ответственность: может, излишняя родительская опека? Взрослые, конечно, всегда помогали выполнять упражнения, но это не поощрялось. Помните, как у Носова, Витя Малеев учился сам решать задачи и как весь класс помогал исправлять успеваемость Косте Шишкину?

Ответы искать в библиотеке

Информации стало много, и она легкодоступна. Школьникам не нужно читать полные версии произведений, ломать голову над задачами или перелопачивать десятки книг, чтобы написать один доклад по истории. При малейшем затруднении ученик отправляется не в библиотеку, как сделал бы его советский сверстник, а в интернет. Запоминать не нужно, память не тренируется, и в итоге знания в голове не задерживаются.

Фотокадр из фильма «Вам и не снилось»

Иметь каллиграфический почерк

Поколение учеников из 50—60-х годов могли похвастаться красивым почерком, потому что писали перьевой ручкой. Дело в том, что чернила ровно ложатся на бумагу только при определенном наклоне наконечника, иначе либо будешь царапать бумагу, либо нальешь на бумагу чернил. Поэтому чистописанию отдавалось много времени и усилий. С шариковой ручкой все гораздо проще, но если в первом классе ребенок и сейчас старательно выводит буквы, то к старшим классам почерк учащихся портится.

Пользоваться логарифмической линейкой

Примерно до начала 80-х годов, пока не появились калькуляторы, на уроках алгебры и геометрии школьников учили пользоваться логарифмической линейкой. С помощью вычислительного прибора можно было делать умножение, деление, возведение в степень и многое другое. Устройство простым не назовешь, но если ребенок освоил принцип работы с логарифмической линейкой, то ему было значительно легче производить сложные расчеты. В старших классах факультативно учили считать на счетах. Сейчас эти методы устарели, школярам уже нет нужды ломать голову в их освоении, но не забыты: некоторые модели мужских часов имеют встроенную логарифмическую линейку вокруг циферблата.

Фотокадр из фильма «Семь раз отмерь…» журнала «Ералаш» (0+), режиссер С. Шпаковский, 1983 г.

Пришивать пуговицы и делать табурет

Уроки труда были с первого класса. Сначала детвора упражнялась в чем-то простом: аппликации, пластилиновые поделки, а потом уже мастерили что-то посложнее. Дети умели держать иголку в руках уже с начальной школы — пришить пуговицу, сделать маме к 8 Марта салфетку-прихватку. В моем втором классе в школе был кружок вышивания, туда с удовольствием ходили и девочки, и мальчики.

Позже учащиеся делились на группы: девочки учились шить, вязать, готовить. А мальчики осваивали ремесленные профессии, работали со стамесками, молотками и рубанками. Причем подготовка учеников была не для галочки, а основательной. Каждая школьница могла сама сшить фартук или простенькую юбку, а мальчик сколотить деревянный скворечник или табурет. А современные школьники могут этим похвастаться?

Беречь вещи

Всегда были и есть очень аккуратные дети и не очень, бережливые и «растеряши», но дефицит товаров делал свое дело — советские люди к вещам относись трепетно. Одежде продлевали срок носки: штопали, накладывали латки, аппликации, бытовую технику ремонтировали. Дети тоже не были избалованны доступностью товаров в магазинах, поэтому знали, как подправить разорвавшуюся обложку книжки, зашить дырку на колготках или починить самокат.

Фотокадр из фильма «Гостья из будущего»

Дети умели общаться

Они и сейчас умеют это делать, но чем старше становятся, тем труднее им обойтись без гаджетов, аккаунтов в соцсетях, чатах в мессенджерах. Обратите внимание, как проводит время компания школьников, — каждый занят своим смартфоном. Советские дети после школы торопились сделать уроки, чтобы побежать на улицу, играть в войнушку, казаки-разбойники, прыгать в крестики-нолики или со скакалкой. Если родители за провинность не пускали на прогулку, это считалось большим наказанием. Нынешняя молодежь торопится поскорее погрузиться в виртуальный мир.

Играть в опасные игры

Страшно представить, но когда-то мальчишки поголовно имели при себе небольшой перочинный нож и использовали его не только для того, чтобы подтачивать карандаши и вырезать лук и стрелы. Во дворе дети играли в ножички, кидая острием в нужную точку. В травмоопасную игру малышей не брали, а младшие школьники уже могли соревноваться. В арсенале мальчишек еще имелись пистолеты с пистонами, пластмассовые автоматы и рогатки, доставляющие кучу проблем учителям, — жесткие пульки валялись по классу, а небольшие камешки, отправленные с рогатки, легко били стекла.

nubenews.net

 

 

The post Что к 10 годам умел каждый советский школьник first appeared on Сторифокс.


Источник: Что к 10 годам умел каждый советский школьник
Автор:
Теги: дети истории умели школьник Год советский whatsapp автомат

Комментарии (26)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Елена Аълоева
А еще нас учили думать, логически рассуждать и делать выводы.
И этому способствовали даже уроки литературы: нас учили писать сочинения правильно, объясняя, что каждое литературное произведение состоит из введения, основной части (где раскрывается сюжет) и окончания (вывод или мораль, то есть логическое обоснование этого повествования).

Но уже в начале 2000-х, когда начали сокращать уроки литературы и изучать в школе сокращенные варианты литературных произведений, этому учить перестали.
По крайней мере, в той школе в Благовещенске, где учились мои дети.

Мой младший сын учился в 9-м классе в 2005-м году когда ему задали на дом написать сочинение на тему из "Горе от ума" Грибоедова. Одно из любимых моих произведений, которое почти полностью можно разобрать на цитаты для любого случая жизни (в частности, глядя на современных молодых родителей и их детей часто думаю:"чтобы иметь детей кому ума не доставало...")

Сын прочитал укороченную версию из учебника и никак не мог понять как и что можно написать на заданную тему. А я была страшно удивлена: что вообще можно понять прочитав сокращенную версию?! Как вообще возможно изучить и понять любое произведение не прочитав его полностью?!
Тем более, такое небольшое как "Горе от ума".

Пришлось вручить сыну книжку из серии "Школьная библиотека" с полным вариантом "Горя от ума", а потом еще и объяснять как пишутся сочинения. Сначала он (по моей просьбе) озвучил будущее сочинение вслух и кое-что я ему подправила (устно, конечно), объясняя почему нужно так, а не иначе.
А сочинение он написал сам. Я даже не проверяла.

В школе за сочинение ему поставили 5+/3, где 5+ было за само сочинение, а 3 за ошибки в тексте, а потом это сочинение зачитывали во всех остальных 9-х и 11-х (выкускных) классах как пример каким должно быть сочинение.

Поэтому когда они дошли до изучения "Еврения Онегина" он сам спросил есть ли у нас полная версия романа. Прочел его и на мой вопрос, мол, как ему, ответил:"Сильная вещь!"

Та же самая история с уроками труда.
Если мы в свое время (я родилась в 56-м) на уроках труда все делали сами (готовили, шили, работали с напильником и т.д.), то уже в школьные годы моих младших детей, родившихся в 85-м, 87-м и 90-м, очень часто на уроках труда то, что они там делали, было делом рук родителей.
Я даже и не вспомню сколько я сшила фартуков и плавок их ситца (ну вот зачем современным детям шить нижнее белье из ситца если они это никогда не будут носить и это умение им никогда не пригодится?!) для дочерей моих соседок и подруг, которые сами не умели шить и не имели дома швейной машинки.
А поделки ко дню 8 марта или 23 февраля? "Дети, придумайте что-нибудь и принесите чтобы получить оценку" - это опять же задание для родителей.

Моим-то повезло, я занималась различными рукоделиями, а вот другим родителям было сложновато.
Однажды не помню кому уж из детей мы по такому заданию на 8 марта сделали подставку под горячее, вырезав круг из толстого драпа и пришив на него плоские пуговицы разного размера и цвета (пришивал ребенок, конечно).
Позвонила учительница труда и спросила может ли она оставить эту прихватку как методический материал для примера в других классах (уж и не знаю, лень ли ей было делать самой такую же прихватку или же у нее не было в запасе куска драпа и достаточного количества пуговиц :()...
А мои родители даже и не знали что мы там делали на уроках труда...
Ирина Алпатова
Топографический кретинизм современной молодежи поражает воображение. Они заблудятся в городе белым днем на шумной улице, если у них не ловит интернет, а в лесу - просто погибнут.
Натали Бендербей
моя сестра вспомнила как оставила на меня ребёнка (3 месяца), и укатила с мужем на сутки. я умела варить смесь, собственно, варила её всегда я. капала из бутылочки на локтевой сгиб, проверяла так температуру. теперь она сама в шоке, как могла такое доверить ребёнку 10 лет! ей тогда казалось, что я взрослая, а я и была взрослой. могла сварить обед на семью, постирать. утюжила на всех и полы мыла только я. сестра старше почти на 10 лет, но я ей помогала много и долго. старшей чувствовала себя я.
Виктория
Я в 12 лет была почти что главой семьи. У мамы работа была связана с командировками, поэтому на мне, помимо учёбы и ведения хозяйства, был ещё младший брат-первоклассник. Так что помимо обычных домашних дел типа готовки-стирки-уборки, приходилось также следить за его учёбой, ходить на родительские собрания, загонять вечером домой, т.к. этот сорви-голова мог бы до полуночи на улице играть, проверять его форму (часто штопала брюки, пришивала пуговицы), а утром поднимать и собирать в школу. К 15 годам в ведении хозяйства я была даже более опытна, чем моя мама. Да и в целом наше поколение было более ответственным, практичным и сварить суп чуть ли не из топора мог каждый. Времени на глупости не было, т.к. было много кружков и секций на выбор, а также сверхурочные работы в виде субботников и даже воскресников. Конечно, нагрузка была большая, но зато голова оставалась светлой, а не забитой гаджетами. А сейчас школьники не то что сочинение, даже пару фраз грамотно составить не могут.
Натали Бендербей
тяжело в учении...из нас получились хорошие жёны, мамы и бабушки .мы изначально были готовы к трудностям семейного быта.
Виктория
Мы-то получились не просто хорошими, а семижильными, прочными, но вот любить себя нас не учили и мы этого не умеем. Чем и пользуются окружающие.
Натали Бендербей
всё на этом свете для того что бы пользовались. из какашек и то навоз!быть кому-то нужным ,не так уж плохо. плохо когда живут бестолково и бессмысленно ,а то и паразитически.
Виктория
Вот на нас и паразитируют те, кто живёт бестолково и на халяву.
Натали Бендербей
мы всем нужны, а халявщики никому, кроме себя.
Оксана Ильенко 
Я также в 10 лет и посуду мыла (при отсутствии водопровода и различных Фери ),и гладила одежду для всей семьи (мама,папа ,я и младший брат),делала каждодневную уборку ,мыла полы ,окна (с тех пор не люблю мытье окон ).А чуть позже к выше описанному прибавилась обязанность помогать с уроками брату-у нас разница в 4 года .А кроме всего этого приносились дрова для растопки печки ,вода из колодца .
ИКА
Конечно, меняется жизнь, меняются и люди - и требования к ним. Современные дети тоже немало умеют... Согласна, что очень зависимы от интернета и гаджетов, что менее самостоятельны и более инфантильны, чем были в их годы их мамы и, тем более, бабушки. У меня и сыновья, и внучки много чего умеют. Но несмотря на то, что я уделяла этому время, внучки не шьют, не вяжут, не консервируют... Правда, когда понадобилось, очень быстренько, креативно и качественно отремонтировали квартиру. Психологи и педагоги знают: важны не только умения, но и ситуация, требующая их применения. Возможно, мы плохо создаем такие ситуации для наших детей-внуков? Ну, в самом деле, зачем печь тортик, если выгоднее и проще купить?... для этого должна быть особая мотивация -например, порадовать кого-то, кто любит именно этот тортик.
Мне нравятся современные дети. Однако кое-что в их жизни (и в том, как мы готовим их к жизни) меня очень тревожит. Действительно, страшит зависимость - от взрослых, от интернета, от расхожего мнения, от рекламы (какой "ужас" -13-летняя девочка не красит волосы, не в те кроссовки обута, немодным телефоном пользуется и .. т.д. и т.п. - но ведь подростки-то страдают). Я имею в виду, что нужно стремиться к самостоятельности не только в поступках, но и в мыслях. Помню только несколько особых случаев, когда моим сверстникам родители помогали делать уроки. Даже если такое и было, это старались скрывать, потому что стыдились. А теперь маму моего внука "гнобят" и учителя, и родители в классе за то, что она принципиально отказывается выполнять за ребенка задания и с гордостью несет в школу его довольно неказистые, зато самостоятельные поделки...
Третий-четвертый классы были самым "романтическим" пионерским возрастом, через который прошли практически все (какие бы в дальнейшем убеждения не были). Но современным деткам сложно понять, как и для чего можно и нужно заботиться о других, не близких, людях, как можно ухаживать за своими вещами, как самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в классе, в общем дворе...Конечно, мы им даем позитивные примеры - волонтеры (кстати, почему волонтеры, а не добровольцы?) и прочее, но от этого часто веет еще большей показушностью, чем от комсомольцев 80-х, Да и нередко становится известно, что за так называемое волонтерство приплачивают. Поверьте, я не против волонтерства как такового!Я против лжи, которую, кстати, многие подростки безошибочно распознают и отталкивают от себя...
Мне безумно жаль, что уходят (а в больших городах уже ушли) в прошлое дворовые сообщества детей, в которых они учились общаться и быть собой, в которых они были весьма независимы от взрослых - потому что гуляли самостоятельно и в процессе этих вроде бы детских дел вполне удачно взрослели и социализировались . Да, бывали случаи, когда занятия и игры были довольно опасны. НО вот сейчас детей водят за ручку лет этак до 11-12. А потом ВДРУГ, сразу, дети становятся (т.е. начинают считаться) взрослыми и самостоятельными, обретают свободу, не обретя нужных навыков. Младшие дети у нас гуляют под присмотром на детских площадках и в развлекалках в торговых центрах, куда их сдают на время шопоголики-родители. А подростки, которым на детских площадках скучно? Для них не осталось места в городах - кроме торгово-развлекательных центров... Там они и "гуляют". Я понимаю, что для торговли и всевозможных бизнесов такая ситуация - самая заманчивая, поскольку воспитываются идеальные потребители. Но для нас с вами (мам-пап, бабушек-дедушек, да и для всех, для кого монетизация и коммерсализация - не самое главное в жизни) - разве это представляется сколь бы то ни было нормальным и хорошим? Совершенно очевидно, что у подростков должно быть свое пространство - не обязательно такое, куда взрослым нет хода, но такое, где у них достаточно свободы, самостоятельности и ответственности. Они его нашли - в интернете. И взрослеют они не в реальной, а в виртуальной жизни, прикрытые никами...Хорошо ли это? Достаточно ли этого? Воздержусь от ответа...
И еще одно различие, о котором нельзя не упомянуть. Прежние поколения не в пример больше читали!... Читали, думали, спорили. И сейчас есть дети и тинейджеры, которые много читают. Но они скорее исключение. Да и круг чтения у них особый. У меня младший внук (11 лет) - очень читающий - всевозможные справочники, науч-поп (в самом лучшем смысле), фэнтези, детские детективы и кое-что еще. Но его невозможно убедить хотя бы начать читать что-то из советской детской литературы - ни Гайдара, ни Крапивина, ни про мир, ни про войну...Какая-то непонятная мне идиосинкразия. Я очень высоко оцениваю книги Джоан Роулинг и считаю, что она прекрасно отразила в них возрастную проблематику и, описывая волшебников, практически не прибегала к мистике. Но ведь этого круга чтения недостаточно! Тем более, что и здесь коммерция не упускает своего и довольно успешно подменяет смысл - те реальные жизненные задачи, которые вынуждены решать взрослеющие дети, - на внешнюю атрибутику - палочки, мантии, очёчки и прочую третьестепенную дребедень... И это очень у них хорошо получается, что не может не тревожить.
Как вы понимаете, тема для меня наболевшая, выстраданная. Всего не напишешь. Много лет читаю в университетах лекции по различным проблемам возрастной психологии и психологии школьного возраста, отслеживаю интересные публикации, прилагаю усилия к тому, чтобы мои генерационные представления и стереотипы не мешали мне понимать подрастающее поколение. Но всё же не могу не испытывать тревоги.
Буду рада всем откликам.
Здоровья вам!
Татьяна S@
Да.... Время было другое....
Ирина Алпатова
Времена изменились, и это факт. Вопрос: как по-Вашему с какими навыками человек выживет (имеет больше шансов на выживание) в ситуации "не цивилизации" (война, не приведи Господи! Экологические потрясения) - ? С какими навыками человек будет полезен грудному младенцу, заболевшему родственнику, умирающему старику? Мои собственные дети: "в интернет - все есть!" и "мам, сбрось, плиз, рецепт твоего супа!", - "а что, интернет - не оплачен?", - "не, мам, сбрось рецепт ТВОЕГО супа!".
Светлана Ильина 
А если нет интернета - все! При какой-то ситуации (война, техногенная катастрофа или еще что-то) интернета не будет и что будут делать вот такие люди, наши дети? Точно не выживут!
Людмила Борблик 
Нет интернета? С рабочего компа писали?
Anna Mironova 
А ещё было качественное образование даже в рядовых школах. Сейчас, общаясь с 30-35 летними, не поверите, ощущаю себя эрудитом! А на самом деле, у меня средняя( в хорошем смысле слова) эрудиция, это у моих визави низкий уровень.
ИРИНА ПИЛЮГИНА 
Скучаю по тем временам. Счастливое детство
Марина Попова
Зато сейчас существуют пункты сборов утильсырья, и каждая семья может сдавать металлом, макулатуру, стекло. И школьный двор не превращается в такой пункт.
Елена Аълоева
И много Вы знаете таких семей?!
Я не знаю ни одной.
людмила мищенко
Вы наверное имеете в виду современную семью до 30 лет где дети с чадами? Их много, не спорю, но речь о других...
Елена Аълоева
Людмила, здесь речь о советских детях, чье детство пришлось на 50-70-е и частично 80-е. То есть речь обо мне и моих ровесниках.
Мы такими и были, да и умели еще больше, чем написано в статье: я уже в 8 лет должна была наносить воды из колодца (два ведра! да еще этот поворотный механизм в колодце, где рычаг трудно было удержать), умела делать дратву и пришивать этой дратвой подошву к валенкам, и даже колоть дрова.
Хотя жили мы в двухэтажном 12-и квартирном доме. Но водопровода там не была, а отопление было печное.

Дети, чье детство пришлось на войну и довоенное время, умели еще больше и были еще более самостоятельными.
А современные дети, поколение 90-х и нулевых.... большинство из них просто потерянное поколение.

Я своих детей с раннего возраста учила самостоятельности. Каждый из них уже в семилетнем возрасте сам стирал себе одежду, умел приготовить бутерброды, помогал в готовке (нарезали овощи, чистили картошку и другие овощи, перемалывали мясо на мясорубке и лепили пельмени и вареники и т.д.).
Именно поэтому когда они выросли, выучились и разъехались, они прекрасно справляются с любыми проблемами.
Поэтому мне странно, когда взрослые дети, старше 20 лет, даже закончив институт, цепляются за своих родителей, боятся уйти жить самостоятельно.
Да и родителей таких не понимаю, которые цепляются за детей, вмешиваются в их жизнь, решают за них как им жить, с кем им жить.... Глупцы....
Марина Попова
Я знаю несколько.Просто не надо ждать, когда что-то хорошее нам спустят сверху, нужно создавать самим.
Елена Аълоева
"Зато сейчас существуют пункты сборов утильсырья, и каждая семья может сдавать металлом, макулатуру, стекло. И школьный двор не превращается в такой пункт."
"Просто не надо ждать, когда что-то хорошее нам спустят сверху, нужно создавать самим."

Пока что я вижу как проблему создали нам, населению страны.

В советское время тоже были пункты сбора макулатуры и металлолома. Но и тогда не каждая семья сдавала все это.
Однако все знали, что обязательно однажды к ним в квартиру позвонят пионеры и спросят нет ли у них лишней макулатуры или металлолома.

А сейчас просто на помойку выносят. А вот эти вот контейнеры для сбора пластиковых бутылок!
Сначала уничтожили производство стеклянных бутылок для любых жидкостей, заменили их вот этими бумажными вощенными пакетами и пластиковыми бутылками (которые не разлагаются и засоряют планету, убивая все живое в реках, морях и океанах), а теперь "спустили сверху" сбор этого дерьма.
И если раньше я могла сдать стеклянные бутылки прямо в магазине в обмен на молоко, например, а другие бутылки просто сдать в пункт сбора, который находился рядом с любым продуктовым магазином, а потом все это плавилось в стекло и опять превращалось в стеклянные бутылки, то теперь сдавать это некуда.

Теперь я должна не только заплатить за стоимость упаковки, так еще и должна вымыть ее и положить потом в контейнер для сбора такой упаковки.
А зачем мне это? Я за нее заплатила уже, деньги эти мне никто не вернет, поэтому я имею полное юридическое и гражданское право выкинуть ее в мусорное ведро и не забивать себе голову дальнейшей судьбой этой упаковки.

Вот кто придумал использовать такую тару, тот пусть и думает как очистить планету от этой тары.
Не я создала эту проблему, поэтому и не мне ее решать. Это не моя проблема.

Я уж не говорю про воспитание патриотизма: дети, собирая и сдавая макулатуру и металлолом, знали, что они помогают промышленности своей страны. Это были своего рода уроки политэкономики с детства.

То есть дети участвовали в жизни своей страны, помогая ей.
А теперь?! По мне, так лучше бы металлолом и макулатуру собирали, чем по домам сидели, уткнувшись в гаджеты.
Алевтина Губарева
Очень правильное было обучение и воспитание! Поэтому и жили дружно с взаимовыручкой , патриотизмом ,уважением к старшим и учителям !Моя семья была среднего достатка,отец инвалид В О В,но работал и дома всё делал сам !3 детей.Я с 7 класса начала себе всё шить сама из лоскутов что мама по скидке покупала (в основном лён).Фасон придумывала сама .а кроить сначала ходила к закройщикам в магазин "Ткани" за копейки!Любила и сейчас люблю индивидуальность !Позже уже будучи мамой 5 летней дочки закончила 2х годичные курсы и ей шила тоже.Мой вкус всегда ценился и ко мне приходили за советом как пошить.Иногда шила и на заказ.Готовить и выпиливать (номерки для раздевалки помню )тоже научили.Всё в жизни пригодилось.Умею и вязать и вышивать.И дочь научилась всему.Основное образование у меня Медицинское.У бабушки да и у родителей на всё спрашивали разрешения.Не капризничали как сейчас требуют купи, купи,во весь голос.Читала и читаю много.Ходила в кружки:хор, танцы,библиотечный ,играла в волейбол,бегала на лыжах...Ходили в походы .Ходила в Оперный кружок во "Дворец пионеров"! После 10 классов была самостоятельным человеком!Специальность выбрала сама.Любовь к Родине сохранилась до сих пор и к друзьям детских и юношеских лет !Правильному мышлению и самостоятельности учит семья и дополнительно школа ,но не Интернет !Спасибо моим родителям ( уже давно ушедшим в Мир иной) , всем учителям ,и той России где я выросла !
Асмила Асмила 
У меня было хорошее детство!
И** ***
Статья хорошая, спасибо! Согласна со многими комментариями. Хочу просто дополнить. Работаю с молодежью, каждый чем-то хороший, индивидуальный. Но! То чего я не вижу у подрастающего поколения. Это низкое чувство ответственности. Оно есть, почти у всех, но низкое, чуть- чуть придави морально и ребята "поплыли" по течению. Еще у них нет чувства коллективизма. Ситуация в 80 - е годы мама сказала прополоть грядки, полить, потом можешь гулять. Пришли друзья, толпой всё сделали, пошли гулять. Современная молодежь, один в огороде, друзья на лавочке в телефонах, ждут. И еще отличие, молодежь советской эпохи не выстраивала себе зависимость, даже от героев, просто стремились быть чем-то похожими. Современные ребята очень зависимы от телефона, интернета. Сварить суп, сделать ремонт, найти ответ - интернет в помощь.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства