Немецкий живописец Франц Айххорст, направленный на Восточный фронт в составе нацистской роты пропаганды при армии Фридриха Паулюса, входил в число художников, заслуживших благосклонность фюрера. Успевший повоевать в окопах Первой мировой войны, он не понаслышке знал о суровой солдатской жизни, которую без лишнего пафоса изображал на своих батальных полотнах. Военные этюды с польской кампании 1939 года стали основанием для награждения Айххорста «Медалью за изобразительное искусство», а картина «Память Сталинграда», написанная в 1943 году, вызвала неподдельный восторг Гитлера. При взгляде на холст рождалось понимание того, что война – это не подвиг, а страдание, когда каждая секунда может оказаться последней, а очередной окоп – могилой.
«Память Сталинграда»
Знакомство вождя Третьего рейха с этим произведением Айххорста произошло на проходившей в Мюнхене «Великой выставке немецкого искусства» (1943 год). В аннотации к написанному бледными красками полотну «Память Сталинграда» отмечалось, что благодаря такому цветовому решению художник мастерски передал и подчеркнул всю суть военных действий. На лишённой динамизма картине перед зрителями предстают укрывшиеся в окопе раненые немецкие солдаты, которые спустя несколько месяцев потерпят сокрушительное поражение в схватке с советскими войсками.
Сразу после экспозиции эта произведшая на Гитлера неизгладимое впечатление монументальная работа была приобретена им для собственной коллекции произведений искусств. По свидетельству приближённых, фюрер высоко ценил художественный замысел этого творения Айххорста, несмотря на то, что оно напоминало ему о его главной военной неудаче – проигрыше в Сталинградской битве.
Это полотно фюрер повесил у себя в кабинете. Как рассказывали его приближённые, Гитлер часто и подолгу засматривался на него. Чем яснее становилась неотвратимость поражения в войне, тем больше времени проводил он перед этой картиной, будто погружаясь в ту обстановку, которую она изображала. Когда к Гитлеру обращались в такие моменты, он мог проигнорировать собеседника или вёл себя так, будто только оказался в помещении и некоторое время не понимал, что происходит вокруг. По легенде, которую косвенно подтверждает дальнейшая судьба полотна, перед самой смертью он отдал приказ во чтобы то ни стало спасти холст, чтобы он не попал в руки большевиков.
Коллекция Гитлера
После гибели Гитлера и окончания войны полотно «Память Сталинграда» вместе с другими экспонатами личной коллекции фюрера таинственным образом исчезло. Обнаружить его и ещё 6 других картин удалось лишь в 2012 году благодаря стараниям увлечённого чешского историка Йиржи Кухаржа. Досконально изучив архивы страны, он нашёл свидетельства, что часть гитлеровских экспонатов хранилась в Доксанском женском монастыре, расположенном в 50 км от Праги.
К слову, спустя несколько дней им же были найдены ещё восемь пропавших картин, которые обнаружились на севере Чехии – в стародавнем замке Закупы. Скорее всего, они были спрятаны там после того, как Германия стала осознавать всю трагичность открытия Восточного фронта, а в небе над её городами появилась авиация союзников. Некоторые искусствоведы считают эти полотна «интересными примерами низкого художественного значения», а аукционисты сомневаются в том, что кто-либо захочет приобрести эти произведения живописцев времён нацистской Германии.
Ашхен Аванесова
Комментарии (0)