Вы никогда не поддаётесь на рекламные слоганы и спокойно проходите мимо акционных товаров. И вы точно знаете, что увидите мошенника за километр. Изречения политиков также не трогают ваш разум. К сожалению, это не так. У нас для вас плохие новости.
Вы стали жертвой эффекта третьего лица. Однако справедливо отметить, что этому когнитивному искажению подвержены, в общем-то, все люди. Как же с этим бороться?
Эффект третьего лица — мощное оружие
Яркий пример эффекта — нападение японских войск на остров, занятый американцами, в 1949 году. Японцы хотели захватить один из островов в Тихом океане по стратегическим соображениям. Со стороны США территорию охраняли преимущественно чернокожие солдаты. Белыми были только офицеры. Нападать в лоб — самоубийство. И тогда японцы пошли на хитрость. Они сбросили тысячи листовок, которые призывали чернокожее население покинуть остров. Мол, война не ваша, поэтому незачем жертвовать собой. Любопытно, что через несколько дней американские военные действительно уехали. Правда, сначала офицерский состав, а затем и простые солдаты. Вояки посчитали, что афроамериканцы поднимут бунт. Однако чернокожие солдаты не обратили на листовки никакого внимания. Отступление предрешило судьбу острова. Японские войска заняли его без единого выстрела.
Американские офицеры неверно оценили когнитивные способности афроамериканцев. То есть они решили за них, что листовки произведут должное впечатление и случится бунт. Офицеры были уверены, что японцы сбросили агитационные листки именно для простых солдат. И решили, что солдаты не смогут противостоять такому влиянию. Подобные искажения касаются не только военных действий. С эффектом третьего лица мы сталкиваемся в повседневной жизни.
Я не такой, как другие
Если вы убеждены, что на вас реклама не действует, а вот сосед — наивный человек, который тоннами покупает всякую ерунду, — вы та самая жертва эффекта. Когнитивное искажение заключается в том, что вы якобы видите все уловки рекламщиков и СМИ. Вам кажется, что вас не проведёшь. Однако хитрые пиар-ходы и уловки журналистов действуют и на вас. Точно так же, как на соседа, друга или коллегу. Просто вы этого не замечаете.
Эффект третьего лица также подразумевает активную борьбу с навязчивыми идеями, поступающими извне. Психолог Перлофф выделял два главных фактора, которые определяют эффект. Во-первых, человек обособляет себя от других. Во-вторых, чётко выделяет из общей массы «нежелательные» сообщения. Он также может активно бороться, например, с навязчивой рекламой. И тогда человеку кажется, что все вокруг поддаются на уловки, которые ему удалось обнаружить и заблокировать. Но это — всего лишь кажущееся впечатление. Подумайте об этом в следующий раз, когда решите, что умело распознали очередной рекламный трюк.
Комментарии (0)