В Большом театре поставили оперу-фэнтези и оперу-раритет
10:07 15 марта 2022
На главной музыкальной сцене страны зазвучали Вагнер и Сальери.
Сцена из оперы "Лоэнгрин" Дамир Юсупов (Большой театр)
В Большом театре с разницей в несколько дней состоялись премьеры двух уникальных для российской сцены опер. На Исторической сцене поставили «Лоэнгрина» Вагнера. Это одно из самых масштабных и вместе с тем поэтичных творений в оперном жанре, сочетающее тонкий лиризм и космический размах. А светлый «Свадебный марш» из «Лоэнгрина» часто сопровождает реальные свадебные торжества.
Сцена из оперы "Лоэнгрин" Дамир Юсупов (Большой театр)Сцена из оперы "Лоэнгрин" Дамир Юсупов (Большой театр)
Молодой Вагнер сильно увлекался национальным немецким эпосом, в частности средневековым романом о
рыцаре-лебеде. На основе разных легенд композитор написал либретто, в котором любовная линия переплетена с конфликтом
христианского мировоззрения и сохранявшегося язычества.
Сцена из оперы "Лоэнгрин" Дамир Юсупов (Большой театр)
Партитуру оперы с колоссальными хорами и раширенным составом оркестра (в «Лоэнгрине» усилен состав медных духовых — трубачи располагаюстя не только в оркестровой яме, но и на сцене и даже в зале) Вагнер написал быстро. Но премьера, запланированная в 1849 году в Дрездене, была отменена — из-за участия композитора в революционном восстании. Через год опера все-таки увидела свет в Придворном театре
Веймаре под управлением знаменитого
Ференца Листа (к слову, через несколько лет подросшая дочь Листа Козима бросит своего мужа, чтобы стать женой Вагнера). Но композитора там не было: он скрывался в Швейцарии. Так что Вагнер смог смог услышать «Лоэнгрина» только через 11 лет, когда оперу поставили в
Вене.
Сцена из оперы "Лоэнгрин" Дамир Юсупов (Большой театр)
В Большом «Лоэнгрина» исполняли не раз. Но со времени последнеего представления прошло 86 лет. Нынешняя премьера это совместная постановка с театром Метрополитен-опера (вторая по счету после черезвычайно удачной «Саломеи» Шатруса). «Лоэнгрина» создавала международная команда. Дирижер-постановщик — америкаенц
Эван Роджистер, главный дирижер Вашингтонской нацоинальной оперы. Он признался, что самая большая сложность произведений Вагнера заключается в их масштабе: «В целом «Лоэнгрин» это 120 человек хора, 100 человек в оркестре, солиты. Иногда вместе нужно объединить 300 человек!» Постановщиком спектакля выступил канадский кинорежиссер
Франсуа Жирар, уже не раз ставивший Вагенра на разных сценах мира. А сценографом и художником по костюмам стал
Тим Йип из Гонконга (обладатель премии «Оскар» за фильм «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»).
Сцена из оперы "Фальстаф, или Три шутки" Павел Рычков (Большой театр)Сцена из оперы "Фальстаф, или Три шутки" Павел Рычков (Большой театр)
Вместе с российскими членами команды постановщики создали монументальный и зрелищный спектакль, соединяющий этстетику «фэнтези» и древнегреческой драмы (в первом и третьем действиях на сцене постоянно присутсвует хор, который комментирует события). А «вневременные» декорации дают понять, что история главного героя — рыцаря без страха и упрека, несущего в мир новую истину и не понятого окружающими — вечная.
Если «Лоэнгрин» — редкий гость на российской оперной сцене, то комическая опера Антонио Сальери «Фальстаф, или Три шутки», которую поставили на Камерной сцене Большого, это подлинный раритет: она раньше никогда не звучала в Москве. Сальери можно назвать композитором-феноменом: его музыку мало кто знает, но его фамилия у всех на слуху, причем со «знаком минус». Удар по репутации Сальери нанес Пушкин, который в одной из своих «Маленьких трагедий» представил Антонио безжалостным завистником, отравившим друга-гения — Моцарта. Пушкин превратил сплетню о причастности Сальери к смерти Моцарта в легенду, в которую поверили все.
Сцена из оперы "Фальстаф, или Три шутки" Павел Рычков (Большой театр)
На самом деле, это Моцарт должен был завидовать Сальери. Ведь в то время Антонио был очень популярным и состоятельным автором. А еще черезвычайно успешным педагогом, причем бедные таланты он учил бесплатно! Среди многочисленных учеников Сальери были Бетховен, Шуберт, Лист, Мейербер (а также сын
МоцартаФранц Ксавер). Но трагедия Пушкина, а также вдохновленная ею пьеса Питера Шеффера и фильм Милаша Формана «перечекнули» репутацию музыканта. Дошло до того, что в конце 20 века Миланская консерватория инициировала судебный процесс на эту тему. В мае
1997 года суд, выслушав исследователей жизни и творчества Моцарта и Сальери, полностью оправдал Сальери. А теперь премьера в Большом «Фальстафа...» знакомит публику с легкой и яркой театральной музыкой, созданной итальянским композитором.
Сцена из оперы "Фальстаф, или Три шутки" Павел Рычков (Большой театр)
Опера был написана в 1799 году и имела большой успех у публики. Но потом о ней забыли. И только через 200 лет это произведение Сальери получило вторую жизнь. В наши дни «Фальстаф...» идет в Германии, Канаде, Австрии, и с недавних пор — в Москве. В основе либретто лежит комедия Шекспра «Виндзорские проказницы». Согласно традиции того времени, дирижер (Иван Великанов) не только руководит оркестром в ариях, дуэтах и ансамблях, но и играет на клавесине в речитативах (этот инструмент театр купил спецально для проекта).
Большой театр (Дамир Юсупов)
А вот образ главного героя решен режиссером Александром Хухлиным необычно. У Шекспира Фальстаф простодушный обжора и самовлюбленный гуляка. А в спектакле Большого — молодой и ироничный человек. Причем одет Фальстаф в шорты и махровый халате — прямо как Большой Лебовски из фильма братьев Коэнов. Самое же главное, он не боится жить, выдумывать, рисковать! И заражает этой энергией и жаждой жизни окружающих — светское обещство, которое было озабочечно только престижем и статусом. Под влиянием Фальстафа «офисный планктон» и его стильные дамы открывают для себя другую, настоящую жизнь. Но для самого героя история оборачивается жестоким унижением и разочарованием.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)