О племени сури можно говорить очень много, что, собственно и делается. Но их культура разрушается настолько быстро, что, похоже, в скором времени говорить будет не о ком или не о чем.
Это живущее на территории Судана (в том месте, где он граничит с Эфиопией) племя всегда отличалось самобытной культурой, но с каждым годом самобытности становится все меньше. Их деревни обычно насчитывают около сотни человек, но бывают и такие, в которых обитает до 2,5 тысяч жителей. Есть и маленькие – человек на сорок.
Очень интересно, что, хотя общество сури и ориентировано на патриархат, и все общественные вопросы решают мужчины, женщины тоже права голоса не лишены. Они просто высказывают свое мнение своим мужьям еще до того как те начнут обсуждение. Проще говоря, промывают благоверным мозги.
Женщины у сури вообще довольно самостоятельны. Достаточно сказать, что у них есть принадлежащие именно им поля, урожаем с которых они распоряжаются как хотят. Обычно на вырученные деньги они покупают мелкий скот, который потом обращают в самое ценное для сури – в крупных рогатых.
Мужчины же имеют довольно сложную социальную организацию. Они делятся на четыре группы. Дети помогают старшим ухаживать за скотом. Юноши еще не имеют семей и не считаются воинами. Они принимают активное участие в уходе за скотом и доказывают свое право стать мужчинами, воинами и отцами участием в палочных боях.
Но, чтобы стать не юношей, а мужиком, им нужно пройти довольно жесткую инициацию, в ходе которой их будут унижать, морить голодом, изнурять самой тяжелой работой и даже избивать. Но и такой инициации нужно долго ждать, поскольку каждый год их не проводят. Одним словом, если дождался инициации, то терпи, сура, терпи.
Если все прошло успешно и сура стал мужиком, то теперь у него есть только один вариант добиться повышения – стать старейшиной. Но для этого нужно еще пожить и доказать свою ценность для народа. А это так или иначе связано со скотом.
Именно скот определяет статус в племени. Кроме того, что коровы – это ходячие деньги, для сура они еще и источник пищи и друзья. Многократно описывалось, как местные племена пускают коровам кровь из яремной вены и, смешав с молоком, пьют такой доморощенный протеиновый коктейль.
Порой упоминается, что народы, практикующие такие кровопускания, почти никогда не убивают свой скот. Не делают этого и сура. Это допустимо только изредка с ритуальной целью. И уж совсем редко говорят, что сура испытывают к коровам нечто вроде священного благоговения. Их тела обмазывают пеплом, чтобы их не кусали различные кровососы, а чтобы ночью коровам было тепло, сура специально разжигают костры и поддерживают огонь.
Когда мальчику исполняется 8 лет, ему дают одного бычка, о котором он должен заботиться и то, как он будет справляться с этой задачей, будет определять его детский статус. Можно сказать, что о мальчиках судят по их бычкам. Имя они с этой поры тоже будут носить то же самое, что и бычок. Сура считают свой скот почти равным себе и поют для него песни, а когда животное умирает, его оплакивают как члена семьи. Многие знают имена всех коров, которые были у них в течение нескольких поколений.
В среднем, на каждого сура приходится около 40 коров. Чтобы заплатить выкуп за жену, нужно около 60 коров. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие стремятся украсть животных у соседних народов. Впрочем, те в этом вопросе ничуть не лучше сура и тоже норовят стырить хоть что-то. Естественно, стычки являются нормой их жизни.
Так было веками, но в последнее время в их жизнь проник вездесущий «калашников». Война в Судане наводнила страну оружием, и сура осознали его силу. В результате теперь это чудо российского военпрома стало даже более весомой частью выкупа, чем коровы. К тому же огнестрел вытесняет и традиционные палочные бои.
Последние были чем-то вроде громоотвода, который позволял выплеснуть свою страсть к насилию в достаточно безопасной форме. Кроме того, это учило юношей быть мужественными. Но сейчас во время боев все чаще звучат выстрелы. Стреляют, правда, по большей части в воздух, но иногда пули летят и в другом направлении. Так что на смену выходу агрессии, пришло ее нарастание. Культура сура не связана с использованием столь смертоносного оружия и это порой приводит к непредсказуемым последствиям.
Стоит отметить, что у сура есть традиция шрамирования. Женщины наносят их на свои тела, просто чтобы показать свою способность терпеть боль и тем самым поднять статус. Мужчины же оставляют шрамы на телах в память об убитых врагах. Форма и место шрама показывает, кого убил тот или иной воин – мужчину или женщину. Да, сура в этом вопросе далеки от гуманизма, однако антропологи отмечают, что с той поры как в жизнь племени пошел АК-47, таких шрамов на мужчинах стало ощутимо больше.
Хотя осуждать сура тоже сложно: соседи ведь у них отнюдь не из общества борьбы за права человека. После войны в Судане конкуренция за земли стала еще жестче, чем раньше, и правительство традиционно поддерживает другие племена, считая сура слишком дикими. Они и в самом деле выглядят слишком аутентично для властей, которые стремятся превратить население в некое подобие арабов, только черных.
А сура к тому же еще и язычники. Вот и притесняет их правительство, поддерживая набеги других племен и отдавая им землю сура. Меняются и сами сура: когда-то их вожди славились способностью мирно решать конфликты. Но теперь время мира пришло к концу. Все чаще выбор делается в пользу жесткого и предельно быстрого возмездия. Как ни крути, а калашников рулит!
Комментарии (0)