«Струны»: российская музыкальная драма в духе «Моцарта в джунглях» и «Одержимости»
10:30 30 октября 2021
Вместо Гаэля Гарсии Берналя и Дж. К. Симмонса – Артём Ткаченко из «Вампиров средней полосы».
«Струны», реж. Александр Кессель, Иван Корвин кадр из фильма
Герои сериала – четверо виолончелистов академии им. Гнесиных (или, как ее зовут в народе, «гнесинки»). Наташа – скромная, застенчивая девушка, страдающая от «синдрома самозванца», уверенная, что ее умение играть переоценено, от чего зацикливается на этом еще сильнее. Марк – самоучка, для которого исполнительство лишь хобби в перерывах между сочинением электронной музыки. Маргарита – самоучка, мечтающая зажить независимой от своей консервативной семьи жизнью, для которой виолончель – ключ к выходу. Олег – зацикленный на победах и успехах в учебе отличник, из-за чего частенько бывает заносчив. Все они теми или иными путями попадают на курс Константина Багрицкого – гениального в прошлом виолончелиста, некогда выгнанного из Нью-Йоркского оркестра за скандальную выходку. Теперь он будет учить их своему искусству, а позже соберет в квартет, способный покорить высшие пики музыкального мастерства.
«Струны», реж. Александр Кессель, Иван Корвин кадр из фильма
Удивительно, что такой проект, как «Струны», вообще выходит в наше время, когда классическая музыка и игра на академических инструментах будто перестали быть актуальными и даже модными. Это, кстати, подчеркивается во вступительных титрах и «перебивках», когда мы видим панораму Москвы, испещренную «значками», на которых написаны имена тех или иных современных музыкантов: от Канье Уэста до Моргенштерна. Сериал Александра Кесселя и Ивана Корвина будто возвращает музыке присущую этому виду искусства интеллигентность, но без снобизма и высокопарности. Когда техногик Марк при помощи нехитрых хакерских манипуляций подсоединяется к колонке местных дворовых хулиганов и переключает их аудиоколонку с дворового рэпчика на струнный концерт Баха, это выглядит, как минимум, забавно и остроумно.
«Струны», реж. Александр Кессель, Иван Корвин кадр из фильма
Самое приятное в «Струнах» – это, конечно, собственно линии, связанные на занятиях ребят музыкой и борьбе с внутренними демонами. Иногда доходит до почти буквальных параллелей с культовой «Одержимостью» Шазелла, вроде шепчущего на ухо гадости Багрицкого, даже лицом слегка похожего на Джей Кей Симмонса, или крови из пальцев на струнах виолончели, но не сказать, чтобы это плохо. Занятия до мозолей или ран на руках – привычная тема для молодых и пышущих энергией музыкантов, и этот кураж сериал передает очень здорово (автор этого текста сам учился музыке и знает, о чем говорит). К ним уже примешиваются тоже важные, но более банальные и слабо проработанные, обрамляющие арки взаимоотношений героев с родителями, окружающими и друг другом.
«Струны», реж. Александр Кессель, Иван Корвин кадр из фильма
Особенно, честно говоря, смущает романтическая линия между Багрицким и боготворящей его Наташей, которая возникает почти сразу. И смущает вдвойне после кейса с Олегом Соколовым, который очень наглядно показал, что отношения между начальником и подчиненным табуируются вовсе не из каких-то морализаторских установок. Хочется верить, что это будет лишь одна из линий – благо у героев хватает внутренних распрей и конфликтов между амбициями и возможностями, чтобы задать убедительный драматический камертон. Пока что же «Струны» аккуратно и даже нежно дергают за душу – хотя бы в силу необычности темы. Наконец-то перед нами не бесконечные медиаторы и Шерлоки Холмсы, а молодые и ранимые ребята, у которых из суперсил – разве что умение выговорить без ошибок «Хорошо темперированный клавир» и отличить пентатонику от хроматики.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)