Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Шелковый платок: самое важное снаряжение советских танкистов

Несмотря на то, что именно немецкий ученый разработал более эффективный и менее пожароопасный дизельный двигатель, Европа продолжала ездить на бензине, тогда как в Советском Союзе потребляли так называемую солярку, что немало способствовало победам на поле боя во время Второй мировой войны.

Солнечное масло

Нельзя однозначно сказать, откуда произошел исключительно русский термин «солярка». С одной стороны, в немецком языке есть слово Solar, переводимое как солнечное масло и применяемое к получаемой от перегона нефти тяжелой фракции желто-оранжевого цвета. С другой стороны, в ряде советских энциклопедий, в том числе Большой энциклопедии под ред. А. М. Прохорова, в составе дизельного топлива можно увидеть такие компоненты как керосиновые и соляровые фракции. Таким образом, можно сделать вывод, что склонные к кратким и удобным сокращениям русские люди просто выбрали термин «солярка» для применения в ежедневном обиходе.

И всё же отличие между дизельным топливом и соляркой существует, в первую очередь – в вязкости получаемой жидкости. Компоненты дизеля выкипают при нагреве до 170–380 °C, само же топливо проходит процесс очистки и получает специальные присадки. Итоговый продукт имеет вязкость около 2–4,5 мм²/с.

Солярка же во время выгонки кипит при температуре в 240–400 ° и получает вязкость 5–9 мм²/с. Ее используют на определенной линейке двигателей, преимущественно на низкооборотистых двигателях, которыми оснащают трактора и танки, тепловозы и водный транспорт.

Солярка против бензина

Дизельные двигатели всегда ценили за экономичность, особенно в довоенные годы, поэтому старались оснащать ими даже бомбардировщики дальнего действия. И хотя с годами топливо в нефтедобывающем Советском Союзе перестало быть дефицитом, из-за размеров страны логистические расходы были колоссальными. А потому скромный аппетит дизельных двигателей не терял своей актуальности, особенно в отдаленных и труднодоступных регионах.

Самым весомым недостатком дизеля была чувствительность к качеству топлива, на которое также оказывали негативное влияние огромные расстояния СССР. В процессе транспортировки солярка неоднократно перегружалась, а потому «обогащалась» и механическими примесями, и лишней влагой, которые затем приходилось по 10 суток отстаивать и фильтровать. Однако даже если цистерну не трогали несколько дней, мельчайшие частицы примесей всё равно перемещались сверху вниз и наоборот, поэтому сотрудники АЗС вычищали фильтры-отстойники для приведения топлива к требуемому уровню чистоты. В зимние периоды процедура осложнялась необходимостью перед сливами и заправками предварительно разогревать дизтопливо.

Шелковый платок для солярки

Руководивший Управлением по моторизации и механизации РККА Иннокентий Халепский еще в 1926 году в своей работе «Современная техника и война» писал о том, что имеющиеся мощности двигателей не соответствуют тактическим требованиям. Поэтому требовалось одновременно увеличить объем выпуска танков при острой нехватке моторов и улучшить их производительность.

Первое время на машины ставили авиационные двигатели М-17, но объем их производства был недостаточным для нужд армии. Воспоминания конструктора Николая Кучеренко есть в книге «Противоборство» Данияла Ибрагимова, где он признается в отсутствии мощного малогабаритного быстроходного дизельного мотора для танкостроения . И такой агрегат советским инженерам пришлось создавать с нуля.

Двигатель обеспечил более высокий крутящий момент на низких оборотах и большую безопасность от возгораний за счет слабой летучести дизельного топлива. Единственная трудность, с которой столкнулись советские солдаты – это чистота солярки и защита ее от замерзания. Для фильтрации топлива использовались обычные шелковые платки, выдаваемые каждому танкисту. Они снижали уровень статики, тем самым предохраняя от случайного возгорания, а заодно собирали лишнюю влагу, попадающую в солярку. Кроме того, за счет своей плотности шелк не растворялся от соприкосновения с топливом, а потому был более долговечным по сравнению с прочими материалами.

В связи с отсутствием в советской солярке специальных присадок согревать топливо приходилось кустарными методами. Так, танкистов обеспечивали горячей водой, которую те заливали в двигатель. При стоянке вдали от ремонтных баз танк прятали в небольшой окоп, в котором разводили огонь, чтобы к утру машина и топливо оставались теплыми.

Германская армия продолжала использовать бензиновую технику, хотя их автостроительные компании не менее успешно работали над дизельными двигателями. Однако при отсутствии нефтяных месторождений, но больших залежах угля вся немецкая машиностроительная отрасль в первую очередь была ориентирована на дешевый бензин, получаемый благодаря процессу Фишера – Тропша (Крылова А. Ю., Куликова М. В., Лапидус А. Л. «Катализаторы синтеза Фишера – Тропша для процессов получения жидких топлив из различного сырья»). Немецкое командование сочло переход на дизельное топливо нерациональным и требующим слишком много времени, а поэтому до конца войны продолжало ездить на карбюраторных машинах, хотя танковые дивизии неоднократно задерживали продвижение войск из-за несвоевременного подвоза топлива.

https://russian7.ru/post/shelkovyy-platok-samoe-vazhnoe-snar...


Источник: Шелковый платок: самое важное снаряжение советских танкистов
Автор:
Теги: платок самый Снаряжение советский Танкист

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Швея разрезала павлопосадский платок…
Швея разрезала павлопосадский платок…
3
Сад огород дача и все самое интересное 10:45 27 дек 2016
Самое важное число во Вселенной: что такое золотое сечение и как люди научились его использовать
Самое важное число во Вселенной: что такое золотое сечение и как люди научились его использовать
1
Человек познаёт мир 10:30 28 янв 2024
Самое главное упражнение для красивых ягодиц
Самое главное упражнение для красивых ягодиц
55
Женский развлекательный и поучительный сайт. 17:44 19 окт 2019
Почему самое большое месторождение золота на планете отказываются разрабатывать
Почему самое большое месторождение золота на планете отказываются разрабатывать
3
Человек познаёт мир 13:00 24 май 2025
Не покупайте новые вещи — научитесь носить то, что у вас есть
Не покупайте новые вещи — научитесь носить то, что у вас есть
2
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 07:40 08 фев 2025
Модные уловки советских женщин
Модные уловки советских женщин
94
Сад огород дача и все самое интересное 08:39 04 ноя 2021
Как немецкая швейная машинка «Зингер» стала важным атрибутом советских семей
Как немецкая швейная машинка «Зингер» стала важным атрибутом советских семей
1
Человек познаёт мир 22:20 23 мар 2025
Самое вкусное Мясо в творожном соусе. Золото, а не рецепт!
Самое вкусное Мясо в творожном соусе. Золото, а не рецепт!
4
Застолье 01:40 02 фев 2025
платок для храма своими руками
платок для храма своими руками
1
Своими руками 10:50 01 мар 2017
Любимое лакомство всех советских детишек – хворост
Любимое лакомство всех советских детишек – хворост
2
Застолье 01:40 07 фев 2025
«Суперфуды» из советских времён: маленькие, да удаленькие сытные и полезные перекусы
«Суперфуды» из советских времён: маленькие, да удаленькие сытные и полезные перекусы
7
Человек познаёт мир 01:30 30 апр 2024
Выпрашивать любовь — это самое нелепое
Выпрашивать любовь — это самое нелепое
12
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 00:49 24 фев 2023

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства