«Роман служанки»: откровенный, но скучный фильм о свободе духа
11:00 01 апреля 2022
Жизнь английской девушки в трех медленных главах: от служанки и любовницы – к знаменитой писательнице.
«Роман служанки» (2021), реж. Ева Хассон Кадр из фильма
22-летняя Джейн – служанка в большом поместье Нивенов: ее хозяева вечно
печальны и рассеянны. Первая Мировая забрала у них обоих сыновей, на войне
погибли и все другие молодые люди, жившие по соседству. Все, кроме одного:
ушастый, но обаятельный Пол вернулся домой живым, и невредимым (хотя и с глубоким
чувством вины). Именно с Полом Джейн поддерживает любовную связь последние семь
лет – никто об этом, конечно, не знает, потому что обслуга аристократу не
ровня. Но Пол вот-вот женится на девушке с богатым приданым, и приглашает Джейн
провести последний день вместе. В огромном поместье с картинами и старинными
книгами они будут долго заниматься любовью и много курить. Потом Пол уедет,
сказав Джейн, что дом в ее распоряжении. И пока она голышом будет бродить по
огромным залам с тяжелыми люстрами, ее любовник на полной скорости въедет в
дерево – никто так и не узнает, было ли это случайностью, или самоубийством.
«Роман служанки» (2021), реж. Ева Хассон Кадр из фильма
Это трагическое событие — всего лишь отправная точка истории Джейн:
освободившись от безнадежных отношений, она перезапустит всю свою жизнь. Для
начала уволится с унизительной должности и устроится работать в маленький
книжный магазин. Влюбится в философа-бородача, и начнет писать собственную
историю, став со временем знаменитой писательницей.
«Роман служанки» (2021), реж. Ева Хассон Кадр из фильма
«Роман служанки» (2021) – экранизация новеллы Грэма Свифта
«Материнское воскресенье», и российские прокатчики, поиграв с названием
популярного сериала «Рассказ служанки», намеренно вводят зрителя в заблуждение.
Да, здесь тоже про добровольно-принудительный секс, и Одесса Янг в роли Джейн носит строгую форму и чепчик. Впрочем, ей
больше идет отсутствие этого самого чепчика, как и всего остального: Одесса
много и с удовольствием позирует обнаженной, да и не только она (камера не
отворачивается стыдливо и от голого Пола). Но фильм Евы Хассон, как и роман Грэма Свифта – не о свободе тела, а о
свободе духа: Джейн, как Роуз из «Титаника», проживает свою жизнь максимально
ярко, в память о событии ее юности, которое изменило все. В финале Джейн почти
сто лет, журналисты толкутся у ее дома с глупыми вопросами, а она машет на них
рукой, говоря, что никакие литературные премии не играют для нее никакой роли
(точно так же и Роуз выбросила свое сапфировое сердце в океан, со словом «Упс!»)
Потому что жизнь она прожила не для кого-то или чего-то, а только и
исключительно для себя.
«Роман служанки» (2021), реж. Ева Хассон Кадр из фильма
Вот только жаль, что историю Джейн непросто осилить до конца – она
очень медленная, слишком меланхоличная, и вязкая, как английские болота. Понятно,
что Грэм Свифт вдохновлялся романами Вирджинии Вульф – прежде всего «Миссис
Дэлоуэй», действие которого тоже происходит в течение одного дня. Но таланты
двух писателей, при всем уважении к Свифту, несопоставимы, а экранизировать
невозможно ни того, ни другого. Поэтому почти половину фильма главная героиня
просто шатается по поместью голышом, перебирая стопки книг, или смотрит в
никуда, изображая работу мысли. А мы все ждем и ждем, когда в кадре снова
мелькнет седой Колин Ферт в роли
мистера Нивена – пусть он играет далеко не любовника, но его присутствие –
единственное, что по-настоящему бодрит и вызывает хоть какие-то эмоции.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)