От автора: В конце 1970-х, когда я был школьником, мой дядя служил в Германии. Однажды он приехал в отпуск вместе со своим другом-немцем к нам в СССР. До сих пор помню, как иностранный гость удивлялся и недоумевал, увидев в нашей обычной скромной двушке-хрущевке красующуюся на потолке роскошную хрустальную люстру.
Обычный интерьер середины 80-х. Автор снимка Валерий Усманов.
В советское время такие светильники даже в Москве были символом благополучия и высокого социального положения. Если кому-то удавалось стать владельцем подобного чуда, он мог считать, что жизнь удалась: для старшего поколения это была культовая вещь, которую ценили не меньше, чем автомобиль.
Купить хрустальную люстру в магазине было практически невозможно. Магазин самообслуживания в городе Коломна, 1960-е. Автор снимка Семен Мишин-Моргенштерн.
Полагаю, что значимости хрусталю придавал острый дефицит. В СССР его производили малыми партиями, а изделия из-за рубежа в нашу страну попадали редко и купить их можно было с большим трудом.
«Доставали» настоящие хрустальные люстры либо в командировках за границей, либо имея определенные связи в торговых организациях. А по цене желанный символ благополучия приближался к стоимости новых Жигулей.
В дорогу. Автор снимка неизвестен.
Правда, молодое поколение в те годы придавало гораздо меньше значения тем материальным ценностям, к которым стремились их родители: молодежь больше интересовалась научными достижениями и открытиями.
Возможно поэтому люди, чья юность прошла в СССР, считают изделия из хрусталя пережитком и дурным тоном.
Семья готовится к праздничному застолью, 1984 год. Автор снимка Сергей Зиновьев.
Позже на смену роскошным люстрам пришли более современные. В моду вошли плафоны в форме цветка, цилиндрические абажуры из пластика и светильники в форме тарелки.
Они как нельзя лучше подходили для хрущевок с низкими потолками. Расцветки тоже перестали быть однотонными, популярной стала крупная клетка.
Комната холостяка, 1960-е гг. Автор снимка Михаил Дашевский.
В период «позднего СССР» в магазинах появились чешские люстры с имитацией хрустальных подвесок. Их элементы изготавливались из обычного стекла или пластика.
Смотрелись они, конечно, красиво, но эффект, естественно, был не тот, да и не звенели они совсем. Их главный конек — доступность и массовость.
Три поколения в одной квартире. Автор снимка Всеволод Тарасевич.
Как мне помнится, они имели большой успех у советских граждан, которые долгие годы стремились купить хрустальную люстру, но так и не смогли. А тут — доступная версия давнего предмета вожделения.
Печально, но сегодня настоящие советские хрустальные люстры и вовсе считаются признаком безвкусицы. По-моему это несправедливо, ведь существующие модные тенденции постоянно сменяют друг друга. Вот и мода на хрусталь осталась в прошлом.
Автопортрет, Александр Кружков. 1980-1982 гг.
Но я не представляю, что еще способно украсить интерьер просторного помещения с высокими потолками, если не классическая люстра с длинными подвесками, издающими тонкий хрустальный перезвон. Между прочим, чешский завод Богемия до сих пор такие производит.
Друзья, поделитесь в комментариях своим мнением о советской хрустальной люстре: хотели бы видеть её в современном интерьере или считаете безнадежно устаревшей?
Комментарии (0)