Как ни странно это звучит, но Мурад IV был не первым и не последним, кто запрещал кофе. Возможно, он был наиболее жестоким и последовательным в своих действиях.
Между началом XVI и концом XVIII веков было много религиозных деятелей и общественных лидеров, стремившихся запретить употребление кофе. Но мало кому это удалось. Многие из них думали, что, несмотря на то, что кофе обладал мягким расслабляющим эффектом, все же он был горьким, неприятным на вкус. Многие, включая Мурада IV, верили, что кофейни могут подорвать общественные правила и нормы поведения, поощрять крамольные мысли, выступления и даже быть центром организации антиправительственных заговоров. В современном мире, где вездесущ «Старбакс», это выглядит дико. Но у Мурада IV были основания так думать и опасаться кофейных заведений.
«Кофейные преследования» начались в 16 веке. Именно тогда напиток распространился по большей части мира. К тому моменту уже много столетий кофейные зерна были знакомы жителям Эфиопии. Первые подтвержденные исторические свидетельства о том, что кофе умели готовить — мололи и заваривали — относятся к 15 столетию. Происходило это в Йемене. Там местные суфии использовали напиток в религиозных церемониях. Распитие кофе имело социальное значение и использовалось как возможность сплотить людей в братство, помочь сконцентрироваться во время молитвы, достигнуть духовного просветления. Напиток быстро распространился по региону Красного моря, оттуда попал в Стамбул в начале 16 века, затем — в христианскую Европу.
В ответ на это представители консервативной части мусульманского общества выдвинули несколько причин религиозного характера для запрета кофе. Историк Мадлен Зилфи, специализирующаяся на периоде Османской империи, указывает на то, что в мусульманском обществе всегда будет часть верующих, которая будет противиться любым нововведениям отличным от времени пророка Мухаммеда. Все несоответствующее должно быть отменено. Реакционные тенденции характерны не только для ислама, христиане тоже просили папу запретить кофе, как сатанинское новшество.
Противники напитка говорили о том, что кофе опьяняет пьющих. А это запрещено Мухаммедом. Он вреден для человеческого тела, обжаривание сделало напиток эквивалентом древесного угля и это нельзя употреблять. Другие обвиняли кофе в том, что кофейни притягивали лиц, склонных к безнравственному поведению. Они играли там в азартные игры, курили опиум и занимались проституцией. Третьим достаточно было того, что он просто новый, и этого хватит для запрета.
Но религиозные аргументы не могут быть достаточным и единственным основанием для закрытия большинства кофеен в Османской империи.
Как отмечают историки, высшие слои общества были далеко не однородны в своем противостоянии кофе. Бостанзаде Мехмет Эфенди, самый авторитетный священник в Османском мире в 1590-х годах, даже написал поэтическую оду в защиту кофе.
Чаще всего правители выступали против кофе по политическим мотивам.
До возникновения кофеен, отмечает Зилфи, в Османской империи было не так много заведений, где люди могли бы собраться и поговорить об общественных делах. Встретиться можно было и в мечети, но там вряд ли проведешь долгую и мирную беседу. Таверны были не для правоверных мусульман, и посетители обычно, разговаривая с людьми, веселились.
Кофейни, однако, считались вполне подходящим местом. Они были недорогими и доступными для всех слоев общества. То, как в них готовили кофе — медленно заваривали в специальном кофейнике в течение 30 минут, а затем подавали в пиале, наполненной до краев, такой обжигающе горячей, что напиток можно было пить только маленькими глотками,— располагало посетителей к долгим посиделкам и возможности говорить обо всем. Кофейни были новым общественным пространством, которое устраняло классовые разграничения и настраивало людей на политические разговоры об устройстве страны, политике правительства и султана. Власти были озабоченны сохранением социального порядка и стабильности. Они ясно дали понять, что им неприятны публичные выступления в кофейнях. Независимо от того, кто там говорит — поэт, проповедник или художник
Такие авторы, как османский ученый 17-го века Кятиб Челеби, государственный чиновник из богатой семьи, писал о кофейнях как о местах, которые «отвлекали людей от их занятий». Более того, «люди, от князя до нищего, забавлялись тем, что резали там друг друга ножами».
Первый официальный запрет публичного распития кофе был введен в Мекке в 1511 году, когда Хаир Бег, высокопоставленный чиновник доосманского периода, застал людей, пьющих кофе за пределами мечети. Ему показалось, что все это выглядит очень сомнительно. Подробности этого запрета историками оспариваются, но известно одно — чиновник использовал религиозные доводы, чтобы запретить распитие напитка. Позже кофейные репрессии еще раз случились в Мекке, несколько раз в Каире, Стамбуле и других областях империи.
Первые запреты были продиктованы политикой, вероучением, а часто и тем и другим вместе. Но они были единичными и непродолжительными. Например, запрет в 1511 году в Мекке был снят через нескольких месяцев, когда султан попросил Хаир Бега с одной стороны продолжать разгонять подозрительные собрания, а с другой уже частично позволить народу пить кофе.
Как свидетельствуют исторические источники, османы нерегулярно вводили свои запреты. Кофе был очень популярен и выгоден. К концу 16-го века при Османском дворе была собственная кофеварка, множество кофеен, раскиданных по всему Стамбулу, власти официально признали кофейни как законные предприятия.
У Мурада IV были весомые основания не любить кофейни. В детстве он был свидетелем того, как его брат Осман II был лишен власти и изуверски убит янычарами, военным сословием, которое становилось все более самостоятельным и недовольным. Год спустя янычары убили его дядю. После этого они посадили на трон мальчика — Мурада IV. Ему было всего 11 лет. Он всегда жил в ужасе перед янычарскими мятежами и пережил несколько из них в начале своего правления. Во время одного из бунтов янычары вешали людей рядом с ним. Одним из них был его близкий друг Муса.
Это сделало Мурада IV очень сильным. Султан с трудом вернул власть в свои руки. Это заставило его стать тем, кого история запомнит как Мурада IV Кровавого. Он знал, что ушедшие в отставку вояки часто собираются в кофейнях и ведут там разговоры. Некоторые заведения специально на своих вывесках размещали знак, что здесь собираются янычары. В Османской империи росло реакционное религиозное течение, выступавшее против суфиев и связанных с ними светских нововведений, включая кофейни. Это было на руку султану.
Он ввел смертную казнь за распитие кофе в общественных местах, курение табака и опиума. Жестокость наказания была продиктована не общественной потребностью, а свойствами характера самого султана. Мурад IV никогда не запрещал продажу кофе оптом. Ему не нравились кофейни. Запрет касался только столицы — места, где бунт янычар был наиболее вероятен. Сам Мурад IV любил пить кофе с ликером.
Его преемники в том или ином виде продолжили взятый султаном курс. К 1650-м годам, более чем через десятилетие после смерти Мурада IV, Челеби писал, что стамбульские заведения были все еще «столь же пустынными, как сердце невежественных».
К концу XVIII века возникли другие публичные места для встреч, и несогласные перекочевали туда. Закрытие кофеен больше было неэффективно в противостоянии несогласным. Запреты прекратились, но правители по старой памяти все еще посылали в них шпионов, чтобы подслушать антиправительственные разговоры.
Источник:
Комментарии (0)