123RF/legion-media.ru
Психолог рассказывает, к чему приводит подавление эмоций и как научиться их контролировать.
Мы привыкли делить свои эмоции на негативные и позитивные. При этом эмоции – это всего лишь наша реакция на тот или иной раздражитель, поэтому их нельзя классифицировать. Окраску своим состояниям мы придаем сами, разделяя их на плохие и хорошие.
К позитивным эмоциям относят: ожидание, радость, принятие, иногда удивление. Спектр отрицательных состояний намного шире. В него можно включить помимо базовых: страха, печали, отвращения и гнева, дополнительные – раздражение, тревогу, апатию, печаль, обеспокоенность, опустошенность, напряжение, пренебрежение, презрение, сомнение, осторожность, враждебность, разочарование, подавленность, подозрительность, панику, ревность, сожаление, стыд, вину, зависть, недовольство, смущение (стеснение), расстройство, испуг, алчность (жадность), расточительность, страдание, горе, мстительность, униженность.
Большая часть людей подавляет именно негативный спектр эмоций, причем не базовые – их скрыть как раз намного сложнее, – а те, что мы назвали дополнительными. Почему так происходит?
Начинается сокрытие собственных чувств, конечно же, в детском возрасте, когда родители по тем или иным собственным причинам (например, не хочется прикладывать усилий; не это важным; заняты; раздражены и т.д.) запрещают ребенку их проявлять. За примерами далеко ходить не нужно: думаю, вы, как и я, не раз наблюдали на детской площадке мам или пап, которые советуют своим детям перестать плакать, когда те упали, ударились, разбили коленку или нос, бросая им такие фразы: «До свадьбы заживет!», «Ты уже большой – не ной!», «Что ты разревелся как девчонка?!». Обесценивание детских эмоций приводит к тому, что маленький человечек, испытывая боль, потерю или горе, понимает, что со своей бедой он остается один на один – самым близким людям его переживания не кажутся значимым событием, он не чувствует поддержки, а в итоге замыкается в себе. Ребенок, а позднее и взрослый после нескольких подобных историй понимает, что любые чувства лучше держать при себе, иначе будешь неудобным, неправильным, осуждаемым.
Естественно, родители применяют свое безразличие как терапевтический метод – обесценивая плач и боль малыша, они хотят показать, насколько незначительна эта ситуация, поэтому на нее не нужно обращать внимание, нужно успокоиться. В реальности за обесцениванием стоит, как мы знаем, равнодушие и отсутствие эмпатии. А это больно бьет по самооценке ребенка.
Еще хуже то, что маленький человек учится не доверять себе – ему больно (и плевать, по какой именно причине: упал, ударился, потерял игрушку, сломал что-то), а пережить эту эмоцию ему запрещают. Ему откровенно говорят: здесь нет ничего серьезного, над чем стоит переживать. Такой ребенок вырастает в человека, у которого все эмоции взяты под контроль и подавлены. Когда этот взрослый сталкивается, например, с абьюзом, несправедливостью, проблемами, он искренне не понимает, что ему делать, потому что не умеет прислушиваться к себе – у него отсутствует базовое доверие к собственным чувствам. У таких людей не развит эмоциональный интеллект. И это нужно исправлять.
Как научиться распознавать свои эмоции? Для начала нужно признать, что они у вас есть, и вы имеете полное право испытывать не только радость и щенячий восторг, но и беспокойство, гнев, страх, вину, грусть, стыд и другие негативные чувства. Второй момент – это самоанализ. Нужно задавать себе правильные вопросы: что я чувствую в данный момент? Почему я это чувствую? Так сказать, сосредоточиться на своих внутренних ощущениях.
Также нужно понять, что загнанные внутрь себя, не прожитые негативные эмоции часто становятся причиной психологических срывов и психосоматики. Что же касается контроля над такими состояниями – существует несколько вполне работающих способов: дыхательные практики, медитации, йога, саморазвитие. Но без самоанализа и внутреннего осознания себя это работать не будет.
Комментарии (3)