Что такое «яжемать» сегодня знает каждый. Согласно определению, это агрессивная, хамоватая и постоянно ждущая особого отношения к себе женщина, прикрывающаяся материнством, как флагом.
Непонятно другое. Как явление, которое является скорее исключением из правил, получило такую широкую огласку? Ведь никто не выдумывает специальных терминов для «яжестарушек», «яжедедушек» (которые бывают ого-го какие агрессивные), и т.д. Почему именно материнство подвергается такой яростной травле? Давайте попробуем разобраться.
- Материнство как зона страдания
Еще каких-нибудь сто лет назад многодетной семьей было никого не удивить. А уж рождением одного ребенка – и подавно. Тяготы материнства и сопутствующие ему потери воспринимались как обычное явление, а бездетность и малодетность – скорее как исключение из правил.
Я интересуюсь историей диагностики тех или иных психических заболеваний на Руси. И как верно подмечают некоторые, послеродовых депрессий раньше не было. Но были женщины, буквально сходившие с ума от непосильной нагрузки. Даже древние тексты обещают женщине тяготы в беременности и муки в родах, как будто во всем этом есть какой-то особый смысл.
Впрочем, это явление было повсеместным. Венгерский доктор Земмельвейc, первым догадавшийся, что врачи родильного отделения должны мыть руки, и снизил смертность от родильной горячки в семь раз, подвергался преследованиям и насмешкам. Полагаю, не столько потому, что его идея была слишком сложна для своего времени. А потому, что покусился на некий «правильный» порядок вещей. Порядок, в котором материнство неразрывно сплетено со страданием.
- Системная поддержка материнства и детства
Несмотря на богатые традиции благотворительности на Руси, системная поддержка матерей с детьми была введена только при советской власти. А звание «мать-героиня» - только в 1944 году, на фоне страшного демографического спада военных лет. Однако и в это время количество многодетных семей было относительно большим. Многодетная семья того времени – это 4-6 детей.
И только с 1960-х годов, по ряду объективных причин, таких как миграция жителей из сел в города, рождаемость стала постепенно снижаться. С 1940 года по 1968 год она упала в два раза. И государство всерьез озаботилось поддержкой многодетных семей. В 1970-х были введены новые пособия и льготы. Тогда же, по наблюдениям, появился девиз «многодетные – без очереди» (в оригинале - имеют право на первоочердное обслуживание). Примерно тут пролег мостик межу отношением к материнству как к естественному женскому страданию и материнством-доблестью, материнством-заслугой. И понравился такой переход далеко не всем.
- Увеличение количества бездетных и малодетных
Дальнейший этап – это серьезное падение рождаемости в 90-е годы. Вот тут возрастает число уже не только малодетных, но и бездетных. А рождаемость падает в три раза по сравнению с 50-ми. Эта тенденция поддерживается еще и сладким вкусом свободы, а также многочисленными радостями рыночной экономики. И вот получается, что немногочисленная прослойка бездетных и малодетных теперь растет, а второй ребенок многими признается роскошью.
Более того, у женщин в принципе появляется выбор – заводить детей или нет. Широко обсуждается движение чайдфри - движение появилось в 60-70-е годы ХХ века в США, когда страна переживала расцвет культуры хиппи и «свободной любви». В 1980 году вышла книга канадского социолога Джин Виверс «Бездетные по собственному выбору» и феномен «чайлдфри» вошел в поле зрения науки.
- Изменение отношения к детям
Примерно на тот же временной промежуток приходится изменение отношения к воспитанию детей. В ребенке начинают видеть личность. Меняется система наказаний (статистика показывает, что современных детей наказывают физически гораздо реже). В информационное пространство врывается доктор Спок со своими идеями. Родители становятся более мягкими и гибкими. А детство становится самостоятельным ценным временем жизни, а не просто досадной подготовкой к взрослости.
Если раньше хорошей мамой можно было считаться, дав детям место для сна, миску супа и парочку тумаков, то сейчас все изменилось. И видов материнских ошибок сейчас чуть ли не больше, чем матерей. Это и гиперопека, и материнская холодность, и излишняя строгость, и отсутствие рамок… Всего и не перечислишь.
- Поляризация мнений в обществе
Но самое главное – произошла поляризация в обществе. Это связано с более глубокими процессами, чем материнство и отношение к детям. Я уже писала о том, что современный мир столкнулся с проблемой поляризации мнений. Этому способствует интернет, где можно анонимно и агрессивно нести свои мысли большому количеству людей. А чем больше людей обсуждают проблему в таком ключе, тем более поляризуются их мнения в ходе дискуссии.
- Хайп
Ну и конечно, не мог не оседлать эту тему его величество хайп. Изначально паблик с таким названием создал гражданин, который к матерям и детям особого отношения не имел, зато имел проблемы с законом, связанные с подозрением в отмывании денег. Примеры нереальной «наглости» матерей с детьми весело подхватывали соцсети, паблик рос. Бизнес и ничего личного.
Вот так и смешались в кучу кони, люди. Пропитавшая все культурные пласты мысль о нормальности женского и материнского страдания. Неприязнь к «блатным» и «льготникам». Выделение больших групп людей с противоположной идеологией. Материнская вина по отношению к детям и обществу, не позволяющая дать сдачи. Ну и конечно бесконечный хайп в интернете. Все это делает всех матерей довольно уязвимыми перед обидным понятием «яжемать», и это досадно. Хотя бы потому, что «яжеотцов» и «яжемужей» у нас не существует.
Что же касается отдельных личностей… По весне у меня был случай в магазине – на меня попыталась «шикнуть» мама с двумя детьми, которая хотела пройти без очереди. Не попросить уступить место, а именно шикнуть – это неприятно. То самое слово пронеслось в голове. Пронеслось – и тут же исчезло. Потому что шикнула на меня не женщина и не мать, а просто неприятная хамоватая личность. Они бывают любого пола, социального статуса и возраста.
Комментарии (24)