Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Основные психологические кризисы человека

Кризис № 1

Первый важный этап в череде кризисных периодов - от 3 до 7 лет. Его еще называют периодом «укрепления корней». В это время формируется глобальное отношение к миру: безопасен ли он или враждебен. И отношение это вырастает из того , что чувствует малыш в семье, любим он и принимаем или, в силу тех или иных причин, ему приходится «выживать».

Как вы понимаете, имеется в виду не физическое выживание (хотя семьи бывают разные, в том числе такие, где ребенку приходится бороться за выживание в буквальном смысле), а психологическое: насколько маленький человек чувствует себя защищенным среди самых близких людей, избавлен ли он от всякого рода стрессов.

 

Это очень важный период, так как от чувства, что мир вокруг доброжелателен, зависит и самооценка, отношение человека к самому себе. Отсюда нормально развивается и любознательность и желание быть лучше и еще многое другое.

Такой ребенок взрослеет с чувством значимости собственных усилий: «Я буду стараться, а мир вокруг меня поддержит». Такие дети получаются оптимистами, не боящимися самостоятельности и принятия решений. Недоверие же к миру взрослых (а значит к миру вообще) формирует человека вечно сомневающегося, безынициативного, апатичного. Такие люди, вырастая, не способны принять не только себя, со всеми недостатками и достоинствами, им так же вовсе не знакомо чувство доверия к другому человеку.

 

Кризис № 2

Следующий кризис с наибольшей остротой проявляется в период с 10 до 16 лет. Это переход от детства к взрослости, когда собственные силы оцениваются через призму достоинств других людей, идет постоянное сравнение: «лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если - да, то чем именно и как это для меня - хорошо или плохо?». И самое главное: «Как я выгляжу в глазах других людей, как они меня оценивают, что значит быть индивидуальностью?» Задача, которая стоит в этот период перед человеком - определить меру собственной независимости, свой психологический статус, границы своего Я среди других .

Именно здесь приходит понимание того, что существует огромный взрослый мир со своими нормами и правилами, которые нужно принять. Поэтому так важен опыт, полученный вне дома, поэтому все наставления родителей становятся ненужными и только раздражают: главный опыт там, во взрослом мире, среди сверстников. И набивать шишки хочется только самому, без заботливых маминых рук.

Позитивное разрешение этого кризиса приводит к еще большему укреплению самооценки, окрепнувшей уверенности в собственных силах, что «я все могу сам». Если же кризис не разрешился должным образом, то на смену зависимости от родителей приходит зависимость от более сильных и уверенных в себе сверстников, от любых, даже навязанных «норм» среды, от обстоятельств, наконец. «Зачем стараться, добиваться чего - то, у меня все равно ничего не получится! Я хуже всех!».

Неуверенность в себе, зависть к чужим успехам, зависимость от мнения, от оценки окружающих - вот те качества, которые человек, не прошедший второй кризис, несет по всей своей дальнейшей жизни.

 

Кризис № 3

Третий кризисный период (от 18 до 22 лет) связан с поиском собственного места в этом сложном мире. Приходит понимание того, что черно - белые краски предыдущего периода уже не годятся для того, чтобы понимать всю палитру внешнего мира, который гораздо сложнее и не однозначнее, чем казался до сих пор.

На этом этапе опять может появиться неудовлетворенность собой, страх, что «я не соответствую, я не смогу...». А ведь речь идет о поиске собственного пути в этом нелегком мире, самоидентификации, как говорят психологи.

При неудачном прохождении данного кризиса есть опасность впасть в ловушку самообмана: вместо собственного пути, искать объект для подражания или «широкую спину», за которую можно прятаться всю оставшуюся жизнь, или , наоборот начать отрицать всяческие авторитеты, но при этом не предлагать ничего своего, ограничиться только протестом, без конструктивных решений и путей.

Именно в этот период формируется «привычка» поднимать собственную значимость путем унижения, принижения значимости других, которую мы так часто встречаем в жизни. Об удачном прохождении кризиса свидетельствует умение спокойно и с полной ответственностью принять самого себя таким, каким ты являешься, со всеми недостатками и достоинствами, зная, что собственная индивидуальность важнее.

 

Кризис № 4

Следующий кризис (22 - 27 лет), при условии его благополучного прохождения, приносит нам умение без страха что - то менять в своей жизни, в зависимости от того, как меняемся мы сами. Для этого надо преодолеть в себе некий «абсолютизм», заставляющий нас верить в то, что все, что сделано в жизни к этому моменту - это навсегда и ничего нового уже не будет.

Глобальный жизненный курс , по которому мы двигались до сих пор, почему - то перестает удовлетворять. Появляется непонятное чувство беспокойства, неудовлетворенности тем, что есть, смутное ощущение, что могло быть по - другому, что упущены какие - то возможности, и изменить уже ничего нельзя.

При успешном прохождении этого этапа кризиса исчезает страх перед переменами, человек понимает, что никакой жизненный курс не может претендовать на «абсолютный», глобальный, раз и навсегда данный, что его можно и нужно менять, в зависимости от того, как изменяешься ты сам, не бояться экспериментировать, начинать что - то заново. Только при условии такого подхода можно успешно миновать следующий кризис, который называют «коррекцией жизненных планов», «переоценкой установок».

 

Кризис № 5

Наступает этот кризис где - то в возрасте 32 - 37 лет, когда уже накоплен опыт во взаимоотношениях с окружающими, в карьере, в семье, когда уже получены многие серьезные жизненные результаты.

Результаты эти начинают оцениваться не с точки зрения достижений, как таковых, а с точки зрения личной удовлетворенности. «Зачем мне это? Стоило ли оно таких усилий?». Многим осознание собственных ошибок кажется очень болезненным, чем - то, чего нужно избегать, цепляясь за прошлый опыт, за иллюзорные идеалы.

Вместо того, чтобы спокойно скорректировать планы, человек говорит себе: «Я не изменю своим идеалам, буду придерживаться раз и навсегда выбранного курса, я должен доказать, что был прав, не смотря ни на что!». Если у вас хватило мужества признать ошибки и скорректировать свою жизнь, свои планы, то выход из данного кризиса - новый приток свежих сил, открытием перспектив и возможностей.

Если же начать все с начала оказалось невозможным, период этот будет для вас скорее разрушительным, чем конструктивным.

 

Кризис № 6

Один из самых сложных этапов - 37-45 лет. Мы впервые отчетливо осознаем, что жизнь не бесконечна, что все тяжелее тащить на себе «лишний груз», что необходимо сконцентрироваться на главном.

Карьера, семья, связи - все это не только устоялось, но еще и обросло множеством ненужных, досадных условностей и обязанностей, которые приходится соблюдать, потому, что «так надо». На этой стадии происходит борьба между желанием расти, развиваться и состоянием «болота», застоя. Приходится принимать решение, что тащить на себе и дальше, а что можно сбросить, от чего избавиться.

Например, от части забот, научившись распределять время и силы; от обязанностей по отношению к близким, поделив из на первичные, действительно необходимые, и вторичные, те, что мы делаем по привычке; от ненужных социальных связей, поделив их на желательные и обременительные.

 

Кризис № 7

После 45 лет начинается период второй молодости, причем не только у женщин, которые становятся «ягодками опять», но и у мужчин. По словам одного из западных психологов, мы, наконец, перестаем измерять свой возраст числом прожитых лет и начинаем мыслить в категориях времени, которое еще предстоит прожить.

Вот как А . Либина описывает этот кризисный период: «Мужчин и женщин этого возраста можно сравнить с подростками. Во - первых, в их организме происходят бурные изменения, вызванные закономерными физиологическими процессами. Из - за гормональных изменений в период климакса они, подобно подросткам, становятся вспыльчивыми, обидчивыми, легко раздражаются по пустякам. Во - вторых, у них вновь обостряется чувство самости, и они опять готовы бороться за свое Я, даже при малейшей угрозе независимости. Бороться в семье - с детьми, которые уже покинули или вот - вот покинут родительское гнездо, на работе - чувствуя себя крайне неуютно и неустойчиво в роли пенсионеров, которым " наступают на пятки " более молодые.

Мужчины в возрасте 45 лет сталкиваются с давно позабытыми вопросами юности: " Кто я есть? " и " Куда я иду? ". Это верно так же и в отношении женщин, хотя, у них этот кризис проходит гораздо сложнее.

Многие исследования показывают, что самыми незащищенными в течении этого кризиса оказываются женщины, считающие себя исключительно домохозяйками. Их приводит в отчаяние мысль о "пустом гнезде", которым, по их мнению, становится дом, покинутый выросшими детьми. Тогда они затевают дома перестановку мебели и покупают новые шторы.

Многие воспринимают этот кризис как потерю смысла жизни, другие напротив, видят в таком неизбежном повороте событий возможность для дальнейшего роста. Во многом это зависит от того, как были пройдены предыдущие возрастные кризисы.

В этот период могут обнаружится скрытые ресурсы и не выявленные доселе таланты. Их реализация становится возможной благодаря открывшимся преимуществам возраста - возможности думать уже не только о собственной семье, но и о новых направлениях в работе и даже начале новой карьеры».

 

Кризис № 8

После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости». Мы начинаем действовать, руководствуясь собственными приоритетами и интересами больше, чем когда бы то ни было. Однако, личностная свобода далеко не всегда кажется подарком судьбы, многие начинают с остротой ощущать собственное одиночество, отсутствие важных дел и интересов. Отсюда - горечь и разочарование в прожитой жизни, ее бесполезности и пустоты. Но страшнее всего - одиночество. Это в случае негативного развития кризиса из - за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками».

В позитивном варианте развития - человек начинает видеть для себя новые перспективы, не обесценивая прежних заслуг, ищут новые сферы приложения для своего жизненного опыта, мудрости, любви, творческих сил. Тогда понятие старость приобретает лишь биологический смысл, не ограничивая жизненных интересов, не несет пассивности и застоя.

Многочисленные исследования показывают, что понятия «старость» и «пассивность» абсолютно не зависят одно от другого, это просто распространенный стереотип! В возрастной группе после 60 отчетливо прослеживается различие между «молодыми» и «старыми» людьми . Все зависит от того, как человек воспринимает собственное состояние: как тормоз или как стимул для дальнейшего развития своей личности, для интересной полноценной жизни.

Все эти кризисные периоды, которыми полна наша жизнь плавно переходят один в другой, как лестница, «длиною в жизнь», где нельзя попасть на следующую ступеньку, не постояв на предыдущей и где, споткнувшись на одной ступеньке, уже не шагнешь плавно и правильно, ровно ставя ногу, на следующую. И уж тем более, не получится перепрыгнуть через несколько ступенек: все равно когда - нибудь придется вернуться и доделать «работу над ошибками».


Источник: https://p-i-f.livejournal.com/19858211.html
Автор:
Теги: Кризис Человек абсолютизм авторитет белые

Комментарии (11)

Сортировка: Рейтинг | Дата
ОсОО
Так что вся жизнь сплошной кризис!
ДЕТСКИЙ
Просто нам хватает такой короткой жизни лишь на то, чтобы встретить кармических партнеров и отдать им долги... и выжить... А наши предки жили до 2000лет,все успевали в радости и любви
Nadezhda M
Как все сложно. Напридумывали все эти кризисы. Я верю в генетику. Все заложено в человеке и даже среда порой не определяет качества. Слабовольный никогда не станет сильным, лидер никогда не будет слюнтаем и т.д. Бывают срывы, ну с кем не бывает. Остальное - демагогия.
Ирина Алпатова
Не уверена что так, как Вы говорите. На самом деле, подобные статьи и сами изыскания, которые ложатся в основу подобных статей - попытка не "напридумать кризисы", а поразмыслить и разобраться, что с нами происходит на протяжении жизни, можно ли этими процессами управлять, сделать свой путь понятным (осмысленным, планируемым) - ведь, согласитесь, если нам понятна цель/задача/концепция/план, - нам значительно легче справляться с поставленной задачей. Я тоже верю в генетику, я даже не просто верю, а точно знаю, что многое (ОЧЕНЬ) ею определено. Но генетика не всегда все объясняет, например, когда у родителей одного, скажем так, "типа" рождаются ну совсем "другие" дети, когда дети вырастают не то, чтобы "не соответствуя" внешней среде, в которой растут, а как будто "наперекор, вопреки, несмотря и невзирая". Слабовольный легко и непринужденно "становится сильным", просто он мог 40 лет считать, что его "сила" не востребована, сидеть на печи, как Илья Муромец 33 года, - а в определенный момент "показать себя" с совершенно неожиданной окружающим стороны. А "лидеры", к сожалению ломаются, не гнуться, не приспосабливаются, не лебезят, не становятся жополизами, - просто ломаются, насовсем, навсегда. А что касается "срывов", - наблюдая за жизнью, пришла к выводу, что есть товарищи, постоянно находящиеся в состоянии "гипотетического срыва", а есть по жизни "нордически спокойные". К "срывам" первых все привыкли и не воспринимают их всерьез, "срывы" вторых, приводят, как правило к тяжелым непоправимым последствиям. Применительно к содержанию статьи: поскольку мне 47 - кризис №8 мне пока не знаком. Из 7 предыдущих - № 1 - не помню, наверное, потому что у меня было ОЧЕНЬ счастливое детство, я жила просто на планете "исполнения желаний". Кризиса №2 - не помню: мама всегда говорила так: "сегодня ты должна быть лучше, чем ты же вчера, завтра - лучше, чем ты же сегодня" - мне некогда было "смотреть по сторонам" и сравнивать себя с другими, чтобы осознать свою с одной стороны "вписанность" в общество, а с другой стороны - понять свою "индивидуальность". Я всегда была "отличной" от других, но я не помню, чтобы я что-то предпринимала для этого. Кризиса №3 - точно не испытывала: я была звездой - в учебе, в общественной жизни, в научной жизни, в личной жизни, - я "летала", "достигала звезд" и места не было самокопаниям. В возрастной период, соответствующий "кризису №4" я похоронила маму, бабушку и единственную родную сестру, а еще родила сына и дочь. Как-то каждое из этих событий настолько меняло мою жизнь, что чувств, мыслей и состояний, описанных в статье, "соответствующих" данному возрастному кризису - не помню. Кризис №5 - меня точно миновал: работала, строила карьеру, зарабатывала деньги, поднимала детей, радовалась, если удалось поспать СЕГОДНЯ (бывало, что сегодня поспать и не удавалось), именно в этом возрасте полюбила фразу: "отоспимся на том свете". Вот №6 - у меня, наверное, все-таки был. Только я не назвала бы этот период "кризисом", это было "переосмысление", "перестановка приоритетов", я вдруг поняла, что самое главное в моей жизни - не дети, не муж, не семья, не дом, не работа, не карьера, не бизнес, - а я сама! Мое здоровье, моя душа, мое тело, мое удовольствие от жизни, которое я получаю, мой совершенно сознательный уход от обязанностей, которые мне никакого удовольствия не приносят, я научилась делать эти "не мои "надо" - до без претензий. Кому надо? - Мне надо? - ну тогда я делаю, потому что меня прет от процесса, и сам вопрос "кому это надо?" - бессмысленный. Надо, но не мне - конечно, сделаю, как сделаю? - Не "хорошо", не "плохо", не "отлично", не "удовлетворительно", не "по-стахановски", не "с огоньком", - а ровно "до без претензий"! Претензии есть? - Нет? - поставьте галочку у себя в сознании "сделано". Поэтому "6 кризис" - был прекрасным в моей жизни, и я очень рада, что эту трансформацию собственного восприятия действительности я прошла, что она была в моей жизни, что она состоялась. "7 кризис" - смешно даже, какой же это "кризис"? Дети выросли! Свобода! Я снова - легкая и воздушная, как 25 лет назад, мне снова хочется влюбляться, флиртовать, улыбаться мужчинам (а не только детям), одеваться стильно и модно (а не "удобно и практично"). Почему "кризис"? - Радость и блаженство от каждого дня! От каждого мгновенья мой бесценной жизни!
Nadezhda M
Возможно вы и правы, но это же мое личное мнение...
Лидия Сидорова 
"После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости»." звучит очень оптимистично!!!
Galina Vish 
Понравилась фраза :"После пятидесяти лет начинается возраст «осмысленной зрелости». Ага! Все-таки есть!
Интересно, наш создатель работает над совершенствованием других возрастных категорий у человека? Или, может быть, разрабатывает новую совершенную модель?
Мир меняется, а человечеству так и жить без "осмысленности" до 50 лет? Ведь едва хватит оставшейся жизни разобраться в том, что наворотил в "неосмысленной"... Девятого кризиса не будет!
ДЕТСКИЙ
около 10 процентов людей осмысливают что-либо в своей жизни, у тех у кого есть Душа, остальные умирают в иллюзиях и страхе
Margaritka Mamonova
Получается , если суммарно, мы только 13 лет в жизни живем без кризиса)
Светлана Иванова 
Автор - Но страшнее всего - одиночество. Это в случае негативного развития кризиса из - за того, что предыдущие были пройдены «с ошибками».
Это по Эриксону (кто знает). На самом деле можно пройти все кризисы "без ошибок", но быть или стать одиноким во всех смыслах. И дело не в кризисах, а в возможностях осуществления своего бытия. Только не надо мне про "жизнь хороша сама по себе".Тот же Маслоу определял возможность жить духовно,имея в запасе хотя бы некоторую возможность первичных потребностей.
Ludmila Kayutina
В этом что-то есть, я имею в виду статью
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства