Мы живём в своем городе и порой не замечаем красоту отделки фасадов домов. Проведите эксперимент, спросите у знакомых: какого цвета фасад дома, в котором они живут. Представьте, многие затрудняются с ответом. Чаще мы идём и смотрим перед собой; порой бредем, углубившись в собственный мир переживаний, не замечаем ничего вокруг; другой раз ужасно спешим куда-то; иногда передвигаемся, уставившись в дисплей телефона. (Кстати, о телефоне, в Мурманске несколько лет тому назад обнаружила вот такой знак!)
Вот я живу в Петербурге всю жизнь, на Петроградской стороне бОльшую ее часть, еженедельно проезжаю по Большой Зелениной улице на автобусе из фитнес–хауса, никогда не замечала этот дом... И лишь недавно, следуя с дочерью с Крестовского острова в сторону станции метро Чкаловская пешком, и решив пообедать в грузинском ресторанчике на улице Большая Зеленина, усевшись у окна в ожидании яств, от нечего делать стала разглядывать пейзаж за окном, и, о чудо, в долю секунды мне показалось, что я не в Петербурге, а в Барселоне, и предо мной дом архитектора Антонио Гауди! Смотрите сами, сколько общего...
Сидя в кафе, благодаря интернету, я узнала, что этот дом 28, расположенный по улице Большая Зеленина, принадлежал герцогу Н.Н.Лейхтенбергскому, был построен в 1904–1905 гг. и стал первой крупной работой молодого зодчего Фридриха Фридриховича фон Постельса. Эта работа стала одной из лучших и самой оригинальной в стиле модерн в Петербурге.
Бесспорно одним из главных украшений дома является мозаичный фриз верхнего этажа, состоящий из пяти пейзажных панно, выполненный по эскизам художника–архитектора С.Т.Шелкового в мастерской известного русского художника-мозаичиста В.А.Фролова.
Воодушевившись своим открытием, я стала искать другие дома, в архитектурном решении при украшении фасадов которых использовалась мозаика.
Мозаика — это узор или изображение, выложенное из однородных или разных частиц (камень, керамическая плитка, смальта, разноцветные камешки, ракушки и так далее).
Делюсь результатами своих находок!
Конечно, один из крупнейших памятников с богатейшими мозаиками — Собор Спаса на Крови. Кстати, его мозаики тоже создавались в мастерской, упомянутого выше В.А.Фролова, на Васильевском острове!
Великолепно мозаичное убранство Соборной Мечети. Уникальная майолика храма создана художником-керамистом П.К.Ваулиным, дедушкой знаменитого петербургского композитора Андрея Петрова.
Майоликовое панно, выполненное по эскизам художника Н.Рериха, можно увидеть на доходном доме страхового общества Россия (Большая Морская, дом 35). Панно на тему «Русский север» выполнялось в мастерской Петра Ваулина. К сожалению, во время блокады пострадало, и сегодня мы можем его видеть частично.
Практически напротив (Большая Морская, дом 38) стоит здание, принадлежавшее художникам исторически, о чем свидетельствует надпись, запечетленная в мозаике: Императорское общество поощрения художников. Также в декоре использованы растительные орнаменты и даты существования общества: 1820-1890 гг. Над созданием панно трудились специалисты мастерской, известного нам уже, В.А.Фролова.
И ещё один дом на Большой Морской, 47 радует глаз цветистой полеской мозаикой над верхними окнами. С 1897 по 1917 гг. в этом доме проживала семья Набоковых.
Дом, украшенный изразцами можно увидеть на улице Достоевского, 38. Это собственный доходный дом Н.Н.Никонова, построенный по его проекту в 1894 году в «русском стиле».
Этим же архитектором в 1899-1900 гг. создан ещё один сказочный дом в Петербурге (ул. Колокольная, 11), «пряничный домик». Он обильно украшен мозаикой, разноцветной керамикой и кирпичной кладкой.
На Васильевском острове, на 15 линии, 70 дом не слишком примечателен архитектурным решением, но украшен разбросанными по фасаду панно с маками и подсолнухами. Майоликовые панно и отделочная зеленая плитка выполнены в мастерской П.К.Ваулина.
Недавно после реставрации сняли леса и показали красоту Дома печального ангела (угол ул.Восстания, д.19 и ул.Жуковского, д.53). Дом был построен в 1906 году архитектором В.Косяковым в стиле модерн для П.Бадаева. Славится живописным барельефом Ангела, нарядными эркерами, орнаментами, узорными вставками и майоликой.
Есть дома, которые снаружи имеют одну или несколько мозаичных картин. В Петербурге даже появился мозаичный дворик, очень популярный среди жителей и гостей города. Об этом я расскажу в своей следующей истории. А пока хочу завершить этот рассказ словами Паровозика из Ромашково: «Иногда не стоит торопиться. Если видишь красивое, если видишь хорошее — остановись» (Геннадий Цыферов).
Комментарии (0)