Не обладая яркой «киношной» внешностью, Александр Борисович Градский не сделал актерской карьеры и сыграл всего в четырех фильмах (причем в двух из них – самого себя). Но он компенсировал этот промах в десятках картин, музыку к которым написал – а что-то и сам исполнил. Собрали самые яркие из них.
«Любовь» («Романс о влюбленных», 1974)
«Романс о влюбленных», 1974 Кадр из фильма
Андрей Кончаловский, сам, возможно, того не желая, создал советский аналог «Шербурских зонтиков» – мюзикл о любви с печальным концом. Но что для Франции было мило, для СССР – невероятно смело: ничего подобного ни до, ни после у нас не снимали. «Романс о влюбленных» рассказывал про «маргинальную», как написала бы газета «Правда», молодежь – и, да, это первый фильм в истории советского кино, где появляется актриса с голой грудью (Елена Коренева). Но не менее важно и то, что этот фильм катапультировал к славе 25-летнего выпускника Гнесинки Александра Градского, который не только написал всю музыку к фильму, но и исполнил все мужские арии. Просто сначала выяснилось, что исполнитель главной роли Евгений Киндинов не попадает в ноты, а потом – что Градский может петь сразу за нескольких персонажей. И за всех – по-разному!
«Песня о корабле» («Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974)
«Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974 Кадр из фильма
«Свой среди чужих…» снимался почти одновременно с «Романсом о влюбленных», и очевидно, что Александра Градского, как редкое сокровище, передал один брат – другому (то есть Андрей Кончаловский – Никите Михалкову). Текст «Песни…» написан мамой режиссера Натальей Кончаловской, музыку написал Эдуард Артемьев, но Градский спел ее так, как никто другой не смог бы – и эта песня стала «визитной карточкой» культового фильма.
Задолго до того, как это стало международной повесткой, в СССР сняли мультфильм о толерантности. «Голубой щенок» прекрасен всем, но особенным его делают голоса: Алиса Фрейндлих (Щенок), Андрей Миронов (Кот), Михаил Боярский (Пират) и, конечно же, два героя антипода – Очень Добрый Моряк и вредная Рыба-Пила, озвученные Александром Градским. Как и почти все остальное в этом мультфильме, партии были придуманы как веселое хулиганство: если суперположительного Моряка Градский озвучил с истинно советским пафосом, то для истеричной Рыбы-Пилы взял ультравысокую ноту. Многие, кстати, считают, что Пила – женщина, и слово «пилить» советские мужья позаимствовали именно из этого мультика.
«Погода была прекрасная, принцесса была ужасная» («Принцесса и людоед», 1977)
«Принцесса и людоед», 1977 Кадр из мультфильма
Замечательный мультфильм-«перевертыш» на стихи Генриха Сапгира был придуман за день и озвучен Александром Градским еще за два дня – но пролежал «на полке» целых восемь лет! В последний момент «Принцессу…» запретили, заменив этот мультфильм другим, в альманахе «Веселая карусель». Ничего крамольного в «Принцессе…» не было, но Градский умудрился рассориться с кем-то из начальства накануне премьеры.
«Прощай» («С любимыми не расставайтесь», 1979)
«С любимыми не расставайтесь», 1979 Кадр из фильма
Сначала Градский должен был просто исполнить песню, но он не захотел петь «чужое» и сочинил романс о расставании сам (музыку написал Евгений Крылатов). Учитывая тему, это очень личная песня: как раз в тот момент Александр Борисович разводился со своей второй женой, Анастасией Вертинской.
«Песня о надежде» («Узник замка Иф», 1988)
«Узник замка Иф», 1988 Кадр из фильма
Режиссер, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, пытался заказывать музыку многим композиторам (даже Андрею Макаревичу), но только Градский нашел верный «тон» и придумал все песни в рекордные для других, но обычные для себя сроки – за несколько дней. Соединив электронную, симфоническую и рок-музыку, Градский создал саундтрек, каких в советском кино еще не слышали – но он всегда был ни на кого не похож.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)