Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Когда Ефремов стал ухаживать за Вознесенской, Мягков не сказал ему ни слова

«Лет восемь назад передо мной стояла нелегкая задача: уговорить на интервью Мягкова и Вознесенскую....

Анастасия Вознесенская в фильме «Гараж». 1979 г. МОСФИЛЬМ-ИНФО

«Лет восемь назад передо мной стояла нелегкая задача: уговорить на интервью Мягкова и Вознесенскую. Я была прекрасно осведомлена, что с прессой они не общаются. И зная, что в этой семье все решает Анастасия Валентиновна, решила звонить ей», — вспоминает главный редактор «7Д» Анжелика Пахомова.

Признаться, Вознесенская у меня ассоциировалась с циничной героиней актрисы из фильма «Гараж», и я ее побаивалась. Когда я позвонила и представилась, Анастасия Валентиновна спросила: «Это вы писали о Ефремове?» Я ответила: «Да». — «Тогда поговорим». Из беседы выяснилось, что Мягков и Вознесенская — преданные почитатели Олега Николаевича, с которым работали всю жизнь. Они прочли все статьи о нем, которые я тогда часто писала в «7Д», и запомнили имя автора. Вот так Ефремов помог…

Забегая вперед, скажу, что бесконечные (длящиеся больше года!) переговоры об интервью так ничем и не закончились, поскольку Мягков заболел и они с Анастасией Валентиновной отказались от запланированной съемки и интервью. Но, готовясь и обсуждая детали, мы подружились с Вознесенской, и многое, о чем тогда говорили, я сохранила в виде записок. Конечно, эти разрозненные цитаты «не тянут» на полноценное интервью, но об их уникальности говорит тот факт, что Анастасия Валентиновна почти не соглашалась на беседы с журналистами! Она же мне посоветовала пойти в музей МХТ и поискать там воспоминания Мягкова о Ефремове, которые он написал для мхатовского сборника вскоре после смерти Олега Николаевича. (Прямую речь Мягкова из этих уникальных воспоминаний я привожу в статье). «А что, Андрей Васильевич пишет?» — удивилась я. «А как же! — ответила Вознесенская. — Понимаете, я очень люблю литературу. Прочла, наверное, всех русских и зарубежных классиков. Но особенно люблю хорошие детективы. Это такой жанр, который сейчас выродился, ничего нового нет. И когда я сказала об этом мужу, он стал сам писать, для меня». Так родилась детективная трилогия Андрея Мягкова «Сивый Мерин» о работнике уголовного розыска по имени Сева Мерин. Ее и сейчас можно прочесть в Сети или купить у букинистов.

Андрей Мягков в фильме «Гараж» МОСФИЛЬМ-ИНФО

Когда мы обсуждали детали будущей фотосессии для журнала, Вознесенская предложила: «А как вам идея снять нас на каком-нибудь бульваре, где рисуют художники? И Андрей Васильевич с мольбертом, в шарфике. Для съемки все есть». — «Мольберт, краски, кисти? Что, Андрей Васильевич рисует?» — удивилась я. «Конечно! И очень неплохо». Так я узнала, что Мягков уже давно занимается живописью. Написал портреты многих своих коллег, Михаила Горбачева и конечно же жены. «Андрей обожал мою маму, тещу, — рассказывала Анастасия Валентиновна. — И вот однажды она смотрит на эти мои портреты и говорит: «Ты знаешь, мне кажется, все-таки он тебя не очень любит...» Мы потом с мужем долго смеялись над этим высказанным впечатлением».

Свой талант художника актер не афишировал. Он был скромным человеком, сторонился светской суеты, не любил внимания к себе со стороны поклонников, прессы. В наших разговорах постоянно подчеркивал, что это будет их совместное с Анастасией Валентиновной интервью. И говорил, что своим успехом в кино и театре он обязан в первую очередь ей. Как-то я спросила его: «Почему вы сейчас не снимаетесь в кино?» — «Потому что предлагают убивать, грабить, лгать, грубить, красть… Мне продолжать? Такое предлагают, что оскорбляешься. Кино стало бесчувственное, американизированное. Не сниматься в современном кино — моя позиция», — сказал тогда Андрей Васильевич. А Анастасии Валентиновне я не могла не задать, может быть, и очень личный, но важный вопрос о детях. Ведь это так обидно, когда талантливые люди не оставляют наследников — не важно, продолжат ли они дело своих родителей или их способности передадутся через одно-два поколения. «Не жалели, что с детьми не сложилось?» — спросила я у Вознесенской. «Мы хотели детей, но, наверное, не настолько, чтобы их иметь, — честно ответила она. — Мы не представляли свою жизнь без кино и театра. И сейчас не могу сказать, что о чем-то жалеем».

Приписывали роман с Мирошниченко

Олег Ефремов и Андрей Мягков на репетиции спектакля «Перламутровая Зинаида». 1987 г. риа новости

Мягков и Вознесенская познакомились в Школе-студии МХАТ, где учились на одном курсе, хотя Мягков был на пять лет старше своей невесты. Он приехал из Ленинграда, и долгое время так скучал по родному городу и родителям, что ездил по выходным на «Красной стреле» домой. Отношения с папой и мамой были нежными, несмотря на то что Андрей Васильевич только по их просьбе «окончил нормальный вуз» (химико-технологический). Отец сказал ему, что после этого он может делать что хочет, даже идти в артисты, если не передумает… Мягкова на курсе окружали красавицы, например, с ним учились Вера Алентова и Ирина Мирошниченко. Слухи упорно приписывали ему роман с последней. Молва долгое время преследовала Андрея Васильевича, хотя на самом деле еще студенткой второго курса Мирошниченко вышла замуж за известного и успешного драматурга Шатрова, и Мягков с Вознесенской гуляли на их свадьбе. Свадьба же Мягковых (несмотря на то что Вознесенская не сменила фамилию, друзья и коллеги часто их так называли) состоялась в 1963 году, когда Андрей и Анастасия еще учились в Школе-студии МХАТ. А после окончания учебы оба попали к Ефремову в «Современник». Вот как вспоминал об этом Андрей Мягков: «Мы тогда сдавали дипломные спектакли. На «Мещан», где играла Вознесенская, пришел Олег Ефремов. Ей он и сделал приглашение войти в труппу «Современника». Руководители курса сказали: «Хорошо, но у нее муж — Мягков…» Ефремов ответил: «Это уже хуже, мужчин в театре много, мы никого не собирались брать. Ну ладно, пусть приходит с мужем». Так я оказался в «Современнике». Это было счастье. Все мои университеты, в жизни и творчестве, — это Ефремов. Контакт у нас установился сразу. Так сложились отношения, что он до сих пор мой главный режиссер, главный учитель. Прошло несколько лет с момента его ухода, а мы с женой по любому поводу вспоминаем Ефремова».

И позже эта актерская пара всегда была вместе, работала только в одном театре, никогда в разных. И возможно, причина, по которой Вознесенская не слишком много снималась в кино, была в том, что она ставила условие режиссерам: «Я готова сниматься, если вы пригласите в картину и моего мужа». А он отвечал ей тем же, но значительно позже, когда благодаря Эльдару Рязанову страна узнала об артисте Мягкове.

А первой через «медные трубы» в этой паре пришлось пройти 24-летней Насте. Молодая актриса снялась в нескольких короткометражках, где ее и увидел Евгений Ташков, предложив главную роль радистки Ани в фильме «Майор «Вихрь». Фильм стал популярным, и все, кто в нем снимались, получили мгновенную узнаваемость. В «Современнике» актерскую чету немедленно стали иронично именовать «Вознесенские». Еще не получившего широкой известности Мягкова часто называли «Этот, который муж Вознесенской». Что, кстати, Андрея Васильевича никогда не обижало.

«Свой талант художника актер не афишировал. Он был скромным человеком, не любил внимания к себе со стороны поклонников. Он написал портреты многих своих коллег, Михаила Горбачева и конечно же жены» Андрей Мягков с написанным им портретом Олега Ефремова. 1978 г. риа новости

При его легендарной скромности и отсутствии «бойцовских» качеств он мог и не получить судьбоносную роль в «Иронии судьбы...». Мягков не был в числе претендентов на роль Лукашина, им, как говорится, «заткнули дыру». Дело в том, что для «смотрин» в Госкино приготовили четырех актеров: Любшина, Миронова, Даля и Вельяминова. Но Любшин возмутился, что есть какая-то конкуренция, и попросил его не рассматривать. Тогда ассистент Рязанова, дружившая с Мягковым, предложила отснять с ним пробу «для галочки». Рязанову игра нового претендента понравилась, но он еще сомневался. Руководство Госкино высказалось так: «Берите кого угодно, только не этого, Мягкова. Он даже на пробы пришел пьяный. Это же видно!» После этого судьба Мягкова была решена.

«Откажешься играть Ленина — уходи из театра!»

После выхода фильма Рязанова жизнь семьи Мягковых, теперь их называли только так, очень сильно изменилась. Вызывает удивление то, как безупречно они прошли испытание славой. А слава у Андрея Мягкова была огромная, узнаваемость колоссальная. И опять они хотели делать все вместе! Теперь Андрей Васильевич каждого режиссера просил, чтобы была хотя бы маленькая роль для Вознесенской. И, как правило, ему не отказывали (вместе они снялись в 16 картинах), но бывали и промашки. Так, Алексей Коренев, режиссер картины «Большая перемена», где Нестора Петровича должен был сыграть Мягков, категорически не хотел брать на роль Светланы Афанасьевны жену актера. Андрей Васильевич решительно отказался от роли.

«Мягков отказывался играть Ленина. Но однажды все-таки сделал это — в фильме «Надежда», где Крупскую сыграла Наталья Белохвостикова. Но сам Мягков эту картину не любил» В фильме «Надежда». 1973 г. риа новости

А вот Эльдар Рязанов был настолько заинтересован в том, чтобы снова снять в своей следующей после «Служебного романа» картине Мягкова, что согласился принять в «Гараж» на роль директора рынка Вознесенскую. Правда, неизвестно, сделал ли бы он это, если б Алла Демидова, уже утвержденная на роль, не отказалась. Ей не понравилась неинтеллигентная героиня. В результате Вознесенская сделала роль такой запоминающейся, что она стала ее визитной карточкой.

Съемки «Гаража» изрядно потрепали нервы актерам, потому что проходили почти каждую ночь в течение тридцати дней. Это была распространенная практика в те годы. Днем актеры были заняты в театрах, на репетициях, а ночами снимались в кино. Никто не относился к картине как к какому-то шедевру. Но всем было весело, так как Рязанов давал актерам возможность импровизировать и что-то предлагать. У Вознесенской было много сцен с Вячеславом Невинным, и они искали все новые краски в своих ролях, и сами же хохотали над придуманными репризами. В костюмерных «Мосфильма» невозможно было найти модной современной одежды, в которой должна была щеголять зажиточная работница торговли, и Вознесенская принесла на площадку свои наряды, привезенные из-за границы мужем. Фразу «А вот дальше вы знаете — это задняя часть…» придумал Невинный. Роль же Мягкова была бессловесной. Говорят, что Рязанов так отомстил своему любимчику за то, что тот отозвался о песне «У природы нет плохой погоды» на стихи самого режиссера как о посредственной. Дело в том, что сам Рязанов не афишировал свое авторство, и многие неосторожные критики его стихов испортили отношения с режиссером. Я сама ненароком оказалась в их числе. Попытавшись договориться на интервью с мэтром, в телефонном разговоре я назвала его творчество «текстами к песням». Рязанов страшно обиделся, сказал: «Вообще-то, я профессиональный поэт, и это — поэзия!» — и бросил трубку.

Когда «Гараж» вышел на экраны, Мягков и Вознесенская уже давно работали во МХАТе. Хотя, после того как Ефремов ушел из «Современника», актерская чета не сразу последовала за ним. Но постепенно худрук сманивал из своего бывшего театра одного актера за другим. Пригласив Мягкова, он многозначительно добавил: «Конечно, я тебя зову вместе с женой». Забавно получилось: в «Современник» Ефремов брал Андрея Васильевича «нагрузкой» к жене, а во МХАТ уже звал персонально Мягкова. Конечно, Вознесенская не была никакой «нагрузкой». Тонкая блистательная актриса, необычайно ответственно относившаяся к любой, даже самой маленькой роли… Но во МХАТе под руководством Ефремова у нее все пошло не так, как хотелось бы. О ней словно забыли. У Мягкова же были две большие роли в «Утиной охоте» и «Чайке», в спектаклях со сложной ефремовской режиссурой. Но и Андрею Васильевичу во МХАТе было неуютно, через несколько лет он не выдержал. Что же случилось? Обратимся к его воспоминаниям.

«Первая через «медные трубы» прошла 24-летняя Настя. После «Майора «Вихря» все, кто в фильме снимались, стали очень популярны. В «Современнике» актерскую чету стали иронично именовать «Вознесенские» С Виктором Павловым и Вадимом Бероевым в фильме «Майор «Вихрь». 1967 г. МОСФИЛЬМ-ИНФО

«Ефремов был разным. В театре с ним было и прекрасно, и мучительно одновременно. Прекрасно, потому что было ощущение пути. Мучительно, потому что требовательность была высочайшей, соответствовать этому иногда просто сил не хватало. Чтобы ему что-то понравилось — это большая редкость. Он занимался театром по 25 часов в сутки: здесь завтракал, обедал и ужинал, и хотел, чтоб и другие жили так же. Вы знаете, я уже доживаю свою творческую жизнь в театре, но не ухожу только потому, что думаю, что он бы не одобрил мой уход… Вот когда почувствую, что одобрит, уйду.

Ну а тогда я не выдержал и ушел из театра на целый год. Правда, это не было увольнением. Ефремов, поняв, что я вымотался, мягко посоветовал: «Возьми творческий отпуск, подумай…» Я так и сделал. Вернулся, все было хорошо. Однако вскоре я увидел себя в списках назначенным на роль Ленина в пьесе Шатрова «Так победим!». Ленин давно преследовал меня из-за того, что нужно было сделать совсем несложный грим, чтобы придать портретное сходство. Но в кино я мог отказаться. У Ефремова отказы не принимались. Хотя я объяснил ему свою позицию: «Олег, я знаю, что такое советская власть, что такое Ленин, Сталин. Я не хочу вранья…» — «Ну какое вранье? У нас же совсем другое», — взорвался он. Пьесу «Так победим!» Олег считал прогрессивной, она рассказывала о поздних годах вождя, Шатров убеждал всех, что в пье­се открылась историческая правда. Но для меня это все равно было неприемлемо. «Значит, так, не будешь играть Ленина — уходи из театра», — отрезал Ефремов. «Уйду», — ответил я и вышел из кабинета. Я знал, что он не передумает. И приготовился к увольнению. Но тут внезапно возникла другая кандидатура, Калягина. И Ефремов махнул на меня рукой, замял эту историю».

За несколько лет до описанных событий, в 1972 году, Мягков все-таки исполнил роль Ленина в фильме «Надежда», где Крупскую сыграла Наталья Белохвостикова. Но сам Мягков этот фильм не любил и не вспоминал о нем. Что же касается отказа от роли, стоит отметить, что Ефремов никогда такого не прощал. Расплатой стала замена Мягкова на Смоктуновского в спектакле «Дядя Ваня»…

«У Вознесенской было много сцен с Невинным, они искали все новые краски в своих ролях и сами же хохотали над придуманными репризами. Фразу «А вот дальше вы знаете — это задняя часть…» придумал именно Вячеслав» С Вячеславом Невинным в фильме «Гараж». 1979 г. МОСФИЛЬМ-ИНФО

После раздела МХАТа, во время которого семья Мягковых без раздумий пошла за Ефремовым, Андрей Васильевич сыграл в спектакле Олега Николаевича по пьесе Рощина «Перламутровая Зинаида». Но зритель не понял гротескового языка постановки, и ее быстро сняли с репертуара.

«Что же ты сидишь и ничего не делаешь?»

О том, что Олег Ефремов одно время ухаживал за Анастасией Вознесенской, я услышала от друга Ефремова, актера Евгения Новикова. С Евгением Александровичем мы несколько лет дружили, сделали с ним целую серию материалов о МХАТе ефремовского периода. Его воспоминания были уникальными, так как Новиков дружил с Ефремовым еще со времен создания «Современника» и много лет, вплоть до раздела МХАТа, находился на должности заведующего труппой. У Евгения Александровича была одна важная черта: он никогда не идеализировал образ Ефремова или кого-либо из звезд театра. И в оценках, и в передаче фактов был точен и отчаянно правдив. Поэтому позволю себе озвучить его воспоминания о периоде работы во МХАТе Мягкова и Вознесенской без купюр.

«Не жалели, что с детьми не сложилось?» — спросила я у Вознесенской. «Мы хотели детей, но, наверное, не настолько, чтобы их иметь, — честно ответила она. — А вот без кино и театра мы свою жизнь не представляли» С Андреем Мягковым в фильме «Вы мне писали...». 1976 г. МОСФИЛЬМ-ИНФО

«Лебединая пара нашего театра — Мягков и Вознесенская — боготворила Ефремова, — рассказывал мне Евгений Александрович. — Они за ним не то что во МХАТ, в заштатный провинциальный театр бы ушли. Непререкаемый авторитет. Если кто-то критиковал Олега, то они никогда себе такого не позволяли, даже когда ролей не давали, даже когда он орал на репетициях, был несправедлив, жесток… У Андрея и Насти это могло вызвать печаль, но не протест. Они действительно относились к нему как к святому. Однажды Олег Николаевич решил поухаживать за Настей. У него такое бывало. Работает актриса много лет в театре, и вдруг ему что-то покажется, она как бы откроется для него в новом свете. Настя тогда была очень хороша, что уж тут говорить, эффектная женщина. Ефремова же, как известно, всегда особенно тянуло к чужим женам, был некий азарт: завоевать, увести! И вот на одном из застолий у Олега дома Ефремов и Вознесенская уединились. А Андрей сидел за столом на кухне вместе со всеми. Я подошел к нему и спросил: «Что же ты сидишь и ничего не делаешь?» — «А что я должен делать? — ответил Мягков. — Это же Ефремов...» По всей видимости, для Олега Николаевича роман с Настей был одним из мимолетных увлечений. А позиция Мягкова оказалась мудрой. На все последующие годы он и супруга остались с Олегом Николаевичем в уважительных отношениях… Но не могу сказать, что это была позиция одного только Мягкова. В нашем театре достаточно было людей, которые настолько любили Олега, настолько его понимали, что казалось, даже он сам себя так не понимал. Они считали: Ефремов всегда прав. И это не обсуждается. И многие мужья из этих соображений тоже не вмешивались в подобные ситуации и делали вид, что ничего не знают».

Анастасия Вознесенская, Андрей Мягков, Ирина Мирошниченко, Евгений Киндинов, Дарья Мороз и Виктор Сергачев на сборе труппы МХТ. 2008 г. Юрий Феклистов

Вознесенская и Мягков прожили вместе 58 лет. С 2013 года ни Анд­рей Васильевич, ни Анастасия Валентиновна не выходили на сцену. Но из театра не ушли. Последние годы Мягков скрывал, что Вознесенская тяжело больна, пережила инсульт. Он ухаживал за ней, не просил ничьей помощи. А ведь сам незадолго до этого перенес операцию на сердце! Но человеческие силы ограничены, здоровье подвело Андрея Васильевича, и в феврале прошлого года Мягкова не стало. Вознесенская не смогла пойти на похороны и ненадолго пережила мужа. Правильно говорят: когда в лебединой паре погибает одна птица, от тоски умирает и другая…

Статьи по теме:

 


Источник: Когда Ефремов стал ухаживать за Вознесенской, Мягков не сказал ему ни слова
Автор:
Теги: Звезды - Частная жизнь Ефремов Мягков Слово стать ухаживать

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства