20 февраля 1982 года в журнале «Огонек» была опубликована статья, вызвавшая ажиотаж среди читателей и положившая начало широкому распространению одного чрезвычайно спорного оккультного учения. Материал назывался «Эксперимент длиною в полвека» и был посвящен уроженцу Луганской области Порфирию Иванову, именовавшему себя богом и утверждавшему, что он открыл путь к бессмертию. Даже Гитлер, утверждал Порфирий Иванов, проиграл благодаря ему – новому «учителю народа».
Пришел обвинить за теплое и хорошее
Как рассказывал сам Порфирий Иванов, его жизненный путь поначалу ничем не был примечателен. Вырос в многодетной семье шахтера в селе Ореховка на Луганщине, в 12 лет бросил школу и пошел батрачить, в 1917-м был призван в Русскую армию, но не воевал по причине перемирия, завел семью, подрабатывал где и как придется. Здоровым образом жизни также не отличался: пил, курил, дебоширил, шулерствовал. В 1928 году за мошенничество одиннадцать месяцев отбывал на лесоповале в Архангельской области. А потом в 1933 году ему якобы ставят смертельный диагноз – неоперабельную опухоль на руке. И вот тогда, желая свести счеты с жизнью, Порфирий Иванов впервые выходит на мороз в одних трусах и обливается ледяной водой. Однако вместо ожидаемого конца подобная процедура не наносит будущему «победителю природы» никакого вреда, а напротив – приводит его к прозрению. Повторяя эксперимент с «ледяным душем» изо дня в день, Иванов чудесным образом исцеляется от своего опасного недуга, а затем в зафиксированный им в записях день – 25 апреля 1933 года – приходит к выводу, что причина всех болезней и смерти кроется в отрыве человека от природы и его чрезмерной зависимости от пищи, одежды и комфортной, цивилизованной жизни. «Я пришел обвинить всех верующих и неверующих за их теплое и хорошее», – заявит впоследствии «учитель народа». С момента своего «прозрения» Порфирий Иванов перестал стричься и бриться, начал ходить босым и раздетым в любое время года, оставив на себе одни только шорты, и регулярно обливался ледяной водой. Параллельно он вдруг обнаружил в себе дар целителя и проповедника. На основе вышеназванных практик он создал свое знаменитое учение «Детка», состоящее из дюжины наставлений по укреплению тела и духа: дважды в день купаться в холодной природной воде, выходить босым на снег, хотя бы раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды, отказаться от вредных привычек, любить природу, желать людям добра и т.д. Как утверждает исследователь жизни и деятельности Порфирия Иванова А.Л. Дворкин, эти советы до сих пор очень популярны у движения «ивановцев», среди которых он называет и одну из жен президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
Гитлер без порядка в голове
Формированию образа нового неформального святого очень поспособствовало и то, что Порфирий Иванов несколько раз подвергался принудительному психиатрическому лечению с диагнозом «шизофрения». После первого же раза, в 1935 году, когда Иванова «приняли» на ростовском базаре, где он пропагандировал свое учение, ему был присвоен статус инвалида первой группы. Благодаря выданному ему «желтому билету» он избежал мобилизации на фронт. Этот же билет спас его и в послевоенные годы, поскольку позволил избежать ответственности за сотрудничество с нацистами.
Какие на самом деле приключения пережил Порфирий Иванов во время нацистской оккупации, доподлинно неизвестно. Из документов сохранилась только гербовая бумага за подписью гитлеровского фельдмаршала Фридриха Паулюса с требованием не причинять ему вреда как представляющему ценность для науки. Сам Порфирий Иванов рассказывал, что нацисты проводили над ним различные эксперименты. Подивившись тому, что русский чудак ходит по лютому морозу голым и босым, они стали в таком виде возить его по нескольку часов в люльке мотоцикла, обливали ледяной водой (именно так был казнен нацистами знаменитый советский генерал Д.М. Карбышев), закапывали в снег. Феноменально закаленному «победителю природы» все было нипочем, и он, пользуясь расположением оккупантов, ежедневно питался на кухне Днепропетровского отдела гестапо.
В рассказах о Порфирии Иванове часто можно встретить утверждение, будто он стал жертвой советской карательной медицины. Однако А.Л. Дворкин утверждает, что на самом деле есть все основания полагать, что Иванов действительно был тяжелым шизофреником и нуждался в психиатрическом лечении. Об этом, по мнению исследователя, свидетельствует мания величия, выражавшаяся у Иванова в том, что он называл себя богом, а также в характере его записей в тетрадях, которые изобилуют грамматическими ошибками, бессвязностью мысли, а местами и полным отсутствием всякого смысла, что на языке психиатрии называется «интерпретативным бредом». Очевидная неспособность сформулировать мысль продемонстрирована, в частности, и в его описании взаимоотношений с Гитлером: «Гитлера, Риббентропа и Геббельса Иванов знал как командиров-администраторов – взяв их головы, мозговую часть окружил, стал у них рыться своею мыслею. И Гитлер потерял надежду на завоевание – он выдохся: у него от Моей мысли не было порядка в голове…». Из дальнейших путаных фраз можно заключить, что Иванов, считавший себя богом, имел на Гитлера какие-то свои планы, которые тот не оправдал: «Гитлер [вместе] с Богом воевал, а знать Его не знал, на кого он напал и кому он сделал горе». Также можно предположить намек на какой-то вид сотрудничества с нацистами: «Я двадцать семь суток провел в Гестапо, делал то, что надо для фронта». И хотя сам Иванов утверждал, будто предсказывал нацистам победу Сталина, его биографы пишут, что в 1943 году он хотел идти к Сталину и просить его о заключении мира с Германией. Впрочем, это был не единственный раз, когда Порфирий Иванов стремился попасть к Сталину на аудиенцию. В 1951 году он с этой целью даже добрался до Москвы, где его на несколько лет отправили на очередное принудительное лечение. Не простив обиды, «учитель народа» писал: «Сталин в этом просчитался: его Природа убила за Иванова».
Несостоявшееся бессмертие
Система закаливания через обливание холодной водой известна человечеству с доисторических времен, но при этом имеет длинный ряд серьезнейших медицинских противопоказаний. Однако, как отмечает А.Л. Дворкин, внешние проявления «ивановской» системы скрывают за собой самую настоящую тоталитарную религиозную секту со всей необходимой атрибутикой. К 1970-м годам вокруг Порфирия Иванова сколачивается закрытая группа ревностных последователей, которые обожествляют своего гуру и слепо следуют каждому его слову, воспринимая его записи как Священное Писание. При этом христианство они начинают воспринимать как «мелочное учение смерти и могилы... мертвецом пришедшее на Русь, которое необходимо преодолевать и изживать». Как водится в подобных организациях, то и дело находились люди, которые рассказывали о своем чудесном исцелении «учителем», но еще больше известно случаев, когда «ивановцы» наносили непоправимый вред своему здоровью. Поскольку целью учения является достижение бессмертия, последователи ивановской секты до сих пор верят, что Порфирий Иванов жив и где-то ходит по земле. В действительности же, несмотря на все свои экстравагантные практики, «победитель природы» скончался в 1983 году, в заурядном, хотя и почтенном возрасте 85 лет. Кончине предшествовали длительные, усиливающиеся боли в ноге, которые он описывал в своих тетрадях, но принципиально не желал обращаться к врачам. Хотя вскрытие не проводилось и точная причина смерти не установлена, авторы документального фильма о Порфирии Иванове, тележурналисты Грачев и Иващенко предполагают, что такие боли могли быть характерным признаком гангрены, возможно, поразившей конечность в результате чрезмерного переохлаждения.
Марианна Марговская
Комментарии (1)