Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Истерика, шок и банка с луком: психолог рассказал о работе в «красной зоне»

13 декабря медицинский психолог Игорь Мартынов вышел на смену в «красную» зону, как и каждый день вот уже в течение всего года. Помогать пациентам с коронавирусом он начал, когда на базе Городской клинической больницы № 67 им. Ворохобова открылся один из первых в России ковидных центров. Затем, после переоборудования Ледового дворца «Крылатское» в резервный госпиталь, был переведен туда. Он рассказал «Вечерней Москве», какие задачи стоят перед ним при лечении пациентов от COVID-19.

— Игорь Геннадьевич, зачем психологи нужны в «красной» зоне?

— Изначально мы занимались тем, что помогали людям совладать со стрессом, связанным с отсутствием информации. Никто еще не знал, чем они болеют, что это вообще за болезнь. В таких условиях у многих возникают тревожные панические состояния, которые подкрепляются и усугубляются дыхательной недостаточностью. Обычно паническая атака и без того сопровождается одышкой, повышенным сердцебиением, а здесь эти физиологические симптомы усиливаются поражением легких.

В дальнейшем спектр обязанностей расширился. В них входит выявление людей, которые нуждаются в психиатрической помощи для минимизации острых моментов. Зачастую один негативно настроенный или впадающий в панику пациент заражает своим состоянием соседей. Больные начинают пугаться, переживать, а это может негативно сказаться на их здоровье.

Мы находим тревожных пациентов, у которых психическое состояние выходит за рамки нормы, и помогаем им справиться с этим тяжелым состоянием.

— Вы помогаете каждому пациенту?

— Мы работаем адресно, по запросу. Лечащий врач, когда совершает обход, видит, кто более эмоционально реагирует, кто задает больше вопросов, кто тревожен — в общем, кому нужна психологическая помощь. Он отмечает этих пациентов и сообщает об этом психологической службе. Впрочем, иногда, даже если заявок не было после обхода, мы предлагаем помощь сами.

— Получается, вас интересуют не все пациенты, которые лечатся от коронавируса?

— На самом деле помощь нужна каждому пациенту, который столкнулся с заболеванием. Однако они условно делятся на несколько групп.

Первая группа — это люди, которые испытывают панику и тревогу в связи с госпитализацией. Все-таки для кого-то это первый опыт.

Вторая категория — люди, которые очень легкомысленно относятся к заболеванию и лечению, не соблюдают рекомендации врачей и игнорируют правила.

Третья группа — пациенты, отчаявшиеся из-за нехватки информации. Лечащий врач говорит им о состоянии здоровья, о лабораторных исследованиях, но пациент этого не понимает и ему надо на более человеческом уровне, с психологическим подходом объяснить, что с ним происходит. Ну и, конечно, мы занимаемся работой с горем, со страхом перед реанимацией. Некоторым становится страшно, когда ухудшается ситуация у кого-то из соседей.

— Как вы понимаете, что кто-то нуждается в вашей помощи особенно остро?

— Мы плотно взаимодействуем с врачами и со средним персоналом. Основной запрос поступает от медиков. С ними мы, кстати, тоже проводим работу — профилактику профессионального выгорания.

Также у нас есть кол-центр, в который обращаются родственники. Иногда они сами просят подойти к близкому человеку, рассказывают, что во время последней беседы с пациентом, например, они заметили, что больной пал духом, что его нужно поддержать.

— Вы говорили о группе пациентов, которые легкомысленно относятся к болезни. Что вы делаете с ними?

— Тут нужен комплексный подход. В работе с людьми, которые игнорируют рекомендации, масочный режим, призывы к вакцинации, есть сложности. Эти люди болеют тяжело. При этом очень часто происходят такие ситуации: пациенту назначают кислородотерапию в пронпозиции (в положении лежа на животе), а тот отказывается. Есть методы в когнитивно-поведенческой психологии, направленные на рационализацию процесса. Приходится строить для пациента логическую цепочку, оперируя фактами, объяснять, почему ему нужна кислородотерапия. А кого-то нужно взять за руку, подвести к тяжелому пациенту и показать, чем чревато легкомыслие, беспечное отношение к собственному здоровью. Это провокативная терапия, но в некоторых ситуациях могут помочь только такие методы.

— Есть ли различия в том, как на болезнь реагируют люди разного пола и возраста?

— Панические состояния более присущи молодым пациентам, потому что люди возрастные, как правило, уже имеют опыт обращения за медицинской помощью, опыт госпитализаций. Молодые считают, что все плохое в этой жизни их обойдет. Поэтому они испытывают когнитивный диссонанс и стресс, когда оказывается, что их организм не такой сильный, что не все в их руках.

Во время первой волны поступало больше пожилых людей. Но потом они лучше откликнулись на призывы о вакцинации, о соблюдении масочного режима, самоизоляции. В дальнейшем были потоки молодых, которые решили не вакцинироваться и социальную активность не сокращали. Они считали себя пуленепробиваемыми. И госпитализация для них была шоком. Сложности с молодыми возникают также и потому, что они активнее пользуются гаджетами, интернетом. Там они сталкиваются с разной противоречивой и ложной информацией.

В итоге часто сами себя накручивают и начинают паниковать. Либо, наоборот, приходят к выводу, что для выздоровления достаточно попить чайку. Некоторые действительно считают, что они лучше врачей знают, какое им нужно лечение. С такими пациентами мы тоже проводим большую психолого-просветительскую работу. Вместе с лечащими врачами долго и доказательно объясняем что к чему.

Например, я много раз видел, как родственники привозили больным банки с травами, луком и говорили: «Нам таблеток не надо, мы будем лечиться этим».

В работе с такими людьми мы начинаем задавать вопросы. «Если вы считаете, что можете лечиться подорожником, зачем же было вызывать скорую помощь? Прикладывать подорожник и пить отвары ведь можно и дома? Наверное, ситуация все-таки несколько более серьезная?» Вот так, потихоньку, если у человека с логикой все нормально, удается его переубедить.

— Можете привести конкретные примеры, когда пациенту нужна была психологическая помощь?

— У нас в госпитале была пациентка, у которой тяжело болел один из близких людей. Он также поступил в госпиталь и, к сожалению, умер. Таких ситуаций очень много. Это самая распространенная проблема. С пациентами, потерявшими близких людей, необходимо работать психологам.

Они стремятся быстро выписаться. И наша задача — объяснить человеку, что в настоящее время игнорировать состояние собственного здоровья — это решение, угрожающее их жизни.

Есть определенные стадии принятия информации. Все люди разные. Кто-то реагирует на трагические известия спокойно, с пониманием. А кто-то действует неадекватно.

Вторая из наиболее распространенных проблем — паника пациентов при отвыкании от кислорода. Больному снижают поток кислородной поддержки. Он боится, начинает задыхаться из-за панических состояний. Мы проводим дыхательные упражнения, психотерапевтическую работу. Иногда мы даже записываем на диктофон шум подачи кислорода через клапан и даем пациенту слушать эту аудиозапись. Людей это успокаивает.

Еще в лечении есть момент, когда пациенту надо начинать ходить. Некоторые испытывают такой страх смерти, так боятся упасть, что отказываются подниматься с кровати.

— Сколько времени психолог уделяет каждому пациенту?

— Есть стандарт психотерапевтической работы с пациентом — 45 минут — час. Однако, учитывая положение всего мира из-за пандемии, на некоторые ситуации мы тратим меньше времени. Это экспресс-терапия на 20 минут.

Каждый день мы обходим по 30 пациентов. Мы недавно подсчитывали, что за год работы госпиталя «Крылатское» психологи провели больше семи тысяч консультаций — не только для пациентов, но и для их родственников. Естественно, я не один. У меня есть коллеги. От Департамента соцзащиты со мной работают психологи Московской службы психологической помощи. Каждый день у нас в смене стабильно есть три-четыре человека.

— У некоторых пациентов коронавирус вызывает изменения в поведении, в мышлении. Кто их фиксирует?

— Это наша задача. Мы еще в первую волну начали проводить исследования, посвященные влиянию течения заболевания на когнитивные, умственные способности.

Было выявлено (и ВОЗ это подтверждает), что коронавирус может оказывать влияние на психическое состояние и умственные способности. Гипоксия влечет за собой отмирание нейронов, и это может способствовать появлению психических нарушений.

У нас отработан механизм. Если врач замечает, что поведение пациента в определенный момент изменилось, стало странным (человек начал заговариваться, производить странные действия, бродить по госпиталю), он зовет психолога. Я прихожу и оцениваю когнитивный статус больного, его эмоциональную сферу. Если и мне поведение кажется странным, приглашаю невролога, чтобы исключить сосудистую патологию — нарушение мозгового кровообращения. Далее мы оцениваем, может ли пациент находиться в отделении, не навредив себе.

Если поведение становится опасным и патологичным, пациент нуждается в психиатрическом лечении, мы прибегаем к помощи психиатров. Об изменениях в поведении пациентов часто сообщают медсестры. Каждый день я на посту и представляю, где какой пациент находится. У нас уже наметан глаз. Часто бывает такое, что ты сразу понимаешь: у пациента какой-то странный взгляд — вчера он был другим.

Основной источник информирования по поведению пациентов — лечащий врач и средний медперсонал. Третий источник — это сам психолог. Хотя иногда запросы поступают от родственников или даже от охранников.

— Вы перечисляете много людей, которые сообщают о странностях в поведении пациентов. Видимо, явление частое?

— Да, к сожалению, коронавирус в большом количестве случаев влияет на поведение людей. Но такие перемены не всегда связаны с физиологией. У здоровых молодых людей нередко начинается истерика, потому что они совершенно не готовы к болезни.

У нас коллега-врач заболел. Он тоже вел себя совершенно иначе, хоть и понимал механизмы, сам неоднократно работал с пациентами с коронавирусом. У людей во время болезни меняется восприятие.

— Нуждаются ли врачи в помощи?

— Мы с определенной периодичностью напоминаем врачам обращаться к нам. Часто возникают тяжелые рабочие моменты, которые врачу нужно с кем-то переварить, дабы избежать эмоционального выгорания. Есть, например, трудные, невоспитанные пациенты, общение с которыми накладывают отпечаток. К тому же на враче лежит ответственность за жизнь. На одного специалиста приходится большое количество пациентов, особенно в условиях пандемии. Это нагрузка и стресс. Параллельно возникают личные проблемы, которые тоже действуют на эмоциональное состояние врача.

Чтобы эмоции не влияли на качество лечения, врачи и медсестры обращаются к психологам. За последние семь лет в столичном здравоохранении появились положительные сдвиги. Молодое поколение специалистов мыслит шире и готово обращаться за помощью. Возрастные люди скептически относятся к самовыражению и к работе психолога. Молодежь более открытая и гибкая в плане мышления.

— Самим психологам тоже нужна психологическая помощь?

— Это называется «супервизия». Поскольку мы являемся контейнерами для эмоциональных переживаний, горя, боли, страха, у нас тоже происходят различные эмоциональные изменения. Сообщество у нас консолидированное, и все специалисты регулярно посещают психологов. Я в том числе. Иногда это бывают групповые занятия.

— Сильно ли изменил вашу жизнь коронавирус?

— Быть может, это высокопарно звучит, но жизнь разделилась на «до» и «после». Ситуация с пандемией не то что жизнь отдельно взятого психолога выбила из традиционной практики. Коронавирус изменил всю планету, повлиял на экономики стран.

Я думаю, что в дальнейшем, когда или если все это закончится, людям, работавшим в ковиде, понадобится реабилитация.

Когда пандемия только началась, когда мы открывали госпиталь, работу пришлось выстраивать с нуля. Мы пробовали разные методы информирования и ведения пациентов. Первое время мы работали круглосуточно. Боялись возвращаться домой, потому что не знали точно, что это за заболевание. Не хотели подвергать опасности здоровье близких людей.

Даже когда я не был в госпитале, часто звонил телефон, и приходилось предпринимать какие-то экстренные меры. Мы понимали, что ситуация эта временная и необходимая. Понимали, что, если мы будем думать о своем рабочем времени, а не о пациентах, это не закончится никогда.

Сейчас мы уже знаем, как надо работать. Конечно, острые ситуации еще возможны. При необходимости мы готовы быстро реагировать. Однако сейчас у нас есть четкий график работы. Госпиталь ни на один день не остается без психолога. У нас есть тактика, маршрутизация, логистика. Между подразделениями выстроена четкая связь. Мы знаем, что делать в каждой конкретной ситуации.

— Были ли в госпитале случаи, которые вы запомнили?

— Я очень многих пациентов помню и поименно, и ситуативно. Мне запомнился случай супружеской пары. Пожилые люди заболели одновременно. Часто друг друга навещали, ухаживали друг за другом и вместе выписались. Мы порой влияли на кого-то из них с помощью супруга. Например, просили женщину поговорить с ее мужем, который по каким-то причинам не хотел слушать советы врачей и капризничал.

Были невероятные истории, когда внезапно у человека начиналось ухудшение, доходило до 100 процентов поражения легких, а потом он чудесным образом выздоравливал и выписывался. Это действительно поразительные случаи. Конечно, прогнозировать в медицине неправильно, но есть определенная статистика. Когда конкретные ситуации не подчиняются этой статистике, они запоминаются.

ДОСЬЕ

Игорь Мартынов — медицинский психолог. Окончил медицинский факультет Российского университета дружбы народов. Специализируется на когнитивно-поведенческой терапии, занимается пато- и нейродиагностикой, психологией экстремальных ситуаций и состояний, клинической психофизиологией, гендерной психологией и психологией сексуальности, а также психологией здоровья, отклоняющегося поведения, личностными расстройствами, конфликтологией и реабилитацией. Постоянно участвует в семинарах и лекциях по когнитивно-поведенческой терапии, сексологии, патопсихологии, юнгианской терапии.

В «Крылатском» возглавляет психологическую службу — целую команду специалистов разных направлений, которые оказывают помощь больным, потерявшим надежду на выздоровление или переживающим панику.

 


Источник: Истерика, шок и банка с луком: психолог рассказал о работе в «красной зоне»
Автор:
Теги: Общество банк  банка зона Истерика красный

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Кошка - это лучший психолог
Кошка - это лучший психолог
16
Женский развлекательный и поучительный сайт. 18:36 11 фев 2020
Маринованный лук без уксуса, который полюбит вся семья! Вкуснота такая, что литровая банка «улетает» за неделю
Маринованный лук без уксуса, который полюбит вся семья! Вкуснота такая, что литровая банка «улетает» за неделю
6
Застолье 10:30 10 окт 2024
Психолог назвал причины эмоционального выгорания у врачей, работающих в «красной зоне»
Психолог назвал причины эмоционального выгорания у врачей, работающих в «красной зоне»
1
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:43 03 ноя 2021
Могут ли дружить мужчина и женщина? Психолог дала однозначный ответ
Могут ли дружить мужчина и женщина? Психолог дала однозначный ответ
34
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 15:21 05 окт 2022
Килька с луком и маслом
Килька с луком и маслом
1
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 12:00 14 авг 2021
Детская истерика: что хочет сказать ребенок?
Детская истерика: что хочет сказать ребенок?
1
Женский сайт 20:45 15 фев 2016
Кормилец брошенных животных в зоне отчуждения Фукусимы
Кормилец брошенных животных в зоне отчуждения Фукусимы
3
Человек познаёт мир 05:30 17 сен 2023
Готовим лобио из красной фасоли
Готовим лобио из красной фасоли
1
Женский развлекательный и поучительный сайт. 22:48 22 май 2025
Ленивые пирожки с луком и яйцами
Ленивые пирожки с луком и яйцами
0
Женский развлекательный и поучительный сайт. 15:38 04 июн 2023
10 удивительных историй о Зоне 51
10 удивительных историй о Зоне 51
0
Интересный мир 04:50 22 апр 2016
Психолог рассказала, какие сказки сделают детей успешными и счастливыми
Психолог рассказала, какие сказки сделают детей успешными и счастливыми
23
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:25 19 дек 2021
Консерва, которую едят протухшей и вонючей. И она становится дороже, чем сильнее вздулась банка (сюрстрёмминг)
Консерва, которую едят протухшей и вонючей. И она становится дороже, чем сильнее вздулась банка (сюрстрёмминг)
2
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 18:27 09 фев 2020

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства