Советский Союз был пионером в создании крупных воздушно-десантных соединений и объединений: бригад и корпусов. Были разработаны и отработаны на учениях возможные схемы различных десантных операций. Одним из наиболее эффективных вариантов использования стратегических воздушных десантов считалось их применение при форсировании крупных рек. Десант должен был внезапно захватывать и удерживать плацдарм, а сухопутные войска форсировали реку и приходили на помощь десантникам. Наиболее подходящая ситуация, для того чтобы применить воздушно-десантные войска именно таким образом, сложилась к началу осени 1943 года, когда Красная Армия силами пяти фронтов собиралась форсировать Днепр.
Воздушных десантов планировалось несколько, первый — в интересах Воронежского фронта. Нужны были подготовленные части и транспортные самолеты, а их не хватало.
Советские воздушно-десантные войска в ходе войны служили своеобразным «поставщиком» элитных соединений для сухопутных войск. Хорошо подготовленные воздушно-десантные бригады и дивизии уходили на фронт, вместо них формировали новые, которые также отправлялись воевать в качестве пехоты. В мае 1943 года как раз началось формирование семи новых гвардейских воздушно-десантных бригад, в июне стали формировать еще двадцать. Комплектовались они только опытными бойцами, в подавляющем большинстве это были выздоравливающие после госпиталей. Три-четыре месяца для подготовки соединения к десантным операциям — это очень маленький срок, из всех отобрали три наиболее подготовленные: 1-ю, 3-ю и 5-ю гвардейские воздушно-десантные бригады. Их формально объединили в корпус под командованием заместителя командующего воздушно-десантными войсками, генерал-майора И. И. Затевахина. Подготовку операции вели в штабе Воронежского фронта, командование ВДВ к планированию допущено не было.
Десант планировали высадить в Букринской излучине Днепра, захватить плацдарм и обеспечить форсирование реки частями 3-й танковой армии. Операция эта известна как Днепровская воздушно-десантная.
В различных источниках упоминается про сотни самолетов Ли-2 и Ил-4, а также планеры А-7, использованных для высадки десанта. Однако известно про участие в операции лишь 101-го и 102-го транспортных авиаполков 1-й транспортной авиадивизии, в которых имелось 65 самолетов Ли-2, из них исправными к началу операции было лишь 40. Машины были сильно изношены, и как пишет Вячеслав Гончаров в своей книге «Воздушно-десантные войска во Второй Мировой войне», вместо 20 десантников с трудом брали по 15.
Пока шла подготовка к операции, 3-я танковая армия вышла к Днепру и ее мотострелковые подразделения с ходу форсировали реку. Поэтому задачу десанту изменили, теперь было необходимо помешать немцам перебросить резервы к уже захваченному плацдарму.
Изначально планировавшаяся на 21 сентября операция началась лишь 24-го, причем в районы погрузки успело прибыть лишь две бригады из трех. С планом операции руководство бригад было ознакомлено лишь за полчаса до посадки в самолеты. Из-за нехватки горючего для самолетов из двух бригад десантировали лишь одну, 5-ю. В первую ночь смогли отправить лишь неполных два батальона, все остальные части десантировались по мере заправки самолетов.
Высадку проводили в ночное время. Летчики сбрасывали десант с высот свыше 1000 м вместо положенных 600-700 м. Часть парашютистов сбросили к своим, часть прямо в Днепр. Некоторые самолеты вернулись обратно, не найдя районов высадки. Это неудивительно, поскольку передовые группы для обеспечения и обозначения районов высадки выброшены не были (их в штабе фронта даже не планировали). Очень многим десантникам пришлось садиться буквально на голову немцам. Многих расстреливали прямо в воздухе, причем в мемуарах немцев упоминается, что использовались 20-миллиметровые зенитные орудия. Разведка района высадки фактически не проводилась, поэтому десант оказался среди скопления немецких войск и сразу вступал в бой.
Тяжелое вооружение так и не было сброшено. От высадки 1-й бригады отказались.
Десант оказался разбросан на огромной площади, в основном значительно южнее планируемого района высадки, состоял из небольших групп, часто без связи и руководства. Радиостанции были на одних самолетах, радисты на других, батареи к рациям вообще на третьих, а радисты почему-то не знали кодов. А начальство очень часто оказывалось вместе на одном самолете.
Те группы, с которыми удалось наладить связь, получили приказ перейти к диверсионной деятельности. Всего в тылу врага действовало около сорока групп общей численностью свыше двух тысяч человек. Воевать им пришлось до середины ноября. О том, как это происходило, сохранились рассказы уцелевших участников десанта — в частности, в 3-й бригаде воевал будущий режиссер, Григорий Чухрай.
Из высаженных за Днепром 4575 человек в живых осталось не более тысячи. О выполнении поставленных перед десантом задач говорить не приходится.
Вина за провал операции была возложена на командование Воронежского фронта и лично Жукова и Ватутина. В Директиве Ставки ВГК от 3 октября их обвиняли в неграмотности, а оставшиеся парашютно-десантные части из подчинения фронта выводились в резерв Ставки. От планируемых ранее операций отказались.
Кирилл Шишкин
Гибель «Днепровского десанта»: кто виноват в главной трагедии ВДВ
Комментарии (0)