Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Эль Сид Кампеадор, герой, мало известный за пределами Испании

Памятник Сиду Кампеадору, Буэнос-Айрес, скульптор – Анна Хайат-Хантингтон. Копии этой скульптуры можно увидеть в Севилье, Валенсии, Нью-Йорке и Сан-Франциско

Надо признать, что средневековой Испании очень уж сильно не повезло с имиджем. Один Томмазо Торквемада чего стоит с его с «садистами-инквизиторами». В Германии за сопоставимый период времени на кострах порой сжигали людей побольше, чем при «Великом инквизиторе» в Испании. Но кто теперь помнит имена тамошних епископов?

А Кортес? Он смог завоевать Мексику только с помощью многочисленных местных племён, людям которых уже невмочь было десятками тысяч всходить на страшные пирамиды ацтеков и орошать их своей кровью. И ему никак не могут простить разрушение этой кровавой цивилизации.

Или «железный герцог» Альба», который «утопил в крови Нидерланды». Так утверждали ни разу не заподозренные современниками в христианском милосердии голландские протестанты. Которые сами всех, кого только могли достать, топили в крови с величайшим удовольствием. С обеих сторон в «Низинных землях» сражались тогда люди, абсолютно непохожие на ангелов. Но что вы знаете о зверствах положительных героев романа Шарля де Костера? Изрядный мерзавец, кстати, там главный герой – Тиль Уленшпигель. И это при том, что Костер данного персонажа облагораживал изо всех сил. Настоящий Тиль народных легенд, по нашим меркам, какое-то животное, случайно принявшее человеческий облик.

Мрачный и надменный Дон Жуан? Тоже очень неприятный персонаж. Весёлый и жизнерадостный венецианский повеса Джакомо Казанова выглядит гораздо более симпатичным. Потому что не поленился именно таким представить себя в ставших знаменитыми мемуарах.

А теперь уже и Христофор Колумб оказался виновен во всех грехах будущих европейских колонистов. Безумные активисты BLM наперегонки валят и уродуют статуи великого мореплавателя.

И даже с рыцарями Испании не повезло. В других странах «фронтмены» рыцарской эпохи – герои, вроде Артура, Парцифаля, Тристана, Зигфрида, Роланда, Баярда и прочих. А в Испании – жалкий пародийный Дон Кихот. Между тем был в средневековой Испании настоящий рыцарь, эпический герой, жизнь и подвиги которого описаны в поэме Cantar de mío Cid. И, что вы думаете? Предпринимались (и предпринимаются до сих пор) весьма серьёзные попытки принизить его образ, объявить всего лишь мелким бесчестным авантюристом, беспринципным кондотьером, более всего думающим о собственной выгоде.

За пределами Испании этот человек не слишком известен. Некоторые считают его литературным персонажем – вроде Мерлина и Ланселота. Между тем Родриго Диас де Бивар (Rodrigo Díaz de Vivar), более известный как Сид – личность вполне  историческая. И даже героическая поэма, ему посвящённая, выгодно отличается от других произведений этого жанра высокой исторической достоверностью содержания. Авторитетный испанский исследователь Рамон Менендес Пидаль (директор королевской академии испанского языка) считал эту поэму

«необходимым источником для любого труда по истории Испании ХI века.»


В ней нет фэнтезийности, как в романах Бретонского цикла. И, в отличие от выдуманных подвигов Роланда, погибшего в незначительной стычке с басками (а не с сарацинами), достижения нашего героя вполне реальны.

Скажем вначале несколько слов об этом источнике – Cantar de mío Cid («Песнь о моём Сиде»).

Cantar de mío Cid



Полагают, что первые стихи этой поэмы были написаны ещё при жизни героя. А полный вариант, по мнению Пидаля, был создан в 40-х гг. XII века где-то близ пограничной Кастильской крепости Медина (сейчас – город Мединасем). Самая древняя сохранившаяся рукопись датируется 1307 годом. Она была найдена в 1775 году в одном из францисканских монастырей неким Томасом Антонио Санчесом.


Страница первого экземпляра «Песни о моём Сиде»


Три листа этой рукописи (первый и два в середине поэмы) утеряны, но их содержание оказалось возможным восстановить по испанским хроникам XIII-XIV веков, которые дают прозаический пересказ «Песни о Сиде».


Title page from the sixteenth-century Cronica del muy cauallero el Cid Campeador


Из-за утери первого листа рукописи оригинальное название поэмы нам неизвестно. Первые слова второго листа следующие:

«Hic incipiunt gesta Roderici Campi Docti»
(«Здесь начинаются дела Родриго Кампеадора»)


Существующее и ставшее общепринятым название предложено в XIX веке упоминавшимся выше Р. М. Пидалем.


Испанская почтовая марка с портретом Р. М. Пидаля


Другой, менее известный вариант – El Poema del Cid («Поэма о Сиде»). Сторонники такого названия указывают, что это произведение является не одной «Песнью» (cantar), а сборником из трех отдельных.

Стилистические особенности произведения позволяют утверждать, что «Песнь» была написана одним автором, который хорошо знал законы Кастилии тех лет. Этот человек явно симпатизировал кабальеро – незнатным дворянам, честность и справедливость которых он противопоставляет коварству и жадности представителей высших слоёв дворянства Кастилии. Некоторые считают «Песнь» произведением учёной монастырской поэзии. Самый древний дошедший до нас текст поэмы даже заканчивается указанием на некоего аббата:

«Писано в мае Педро Аббатом.»


Аббат в конце поэмы ставит дату 1207 год, хотя сам писал эту рукопись столетием позже. Это можно считать доказательством того, что он являлся не автором поэмы, а переписчиком: скопировал текст более древней рукописи, автоматически перенеся в свой вариант и прежнюю дату.

Другие, напротив, полагают, что стихи «Песни о Сиде» созданы талантливым хугларом (испанским народным певцом). И говорят, что именно потому она и заканчивается призывом подать вина человеку, который её прочитал:

«Es leido, dadnos del vino.»


В первой части этой «Песни» рассказывается об изгнании героя королём Альфонсо VI и его успешной войне с маврами. На самом деле он тогда находился на службе у эмира тайфы Сарагосы. Воевал и с мусульманами других тайф, и с христианами, в частности, разбив армию Арагона в 1084 году. Тогда он и получил от подчинённых ему мавров прозвище «Сид», но об этом чуть позже. Многие его соратники так разбогатели, что пешие воины стали потом кабальеро. Этот факт удивления не вызывает: смертность дворян в постоянных войнах была велика, и потому воин, который мог позволить купить себе боевого коня и снаряжение, легко получал звание кабальеро (дословно – «всадник») – но и только. Дальнейший путь вверх для него был закрыт. Существовала поговорка:

«El infanson nace, el caballero se hace»
(«Инфансоном рождаются, кабальеро становятся»)


Вторая часть повествует о завоевании Сидом Валенсии, заключении мира между ним и королём, и свадьбе дочерей героя с каррионскими инфантами.

А сюжетом третьей стала месть Сида коварным инфантам, которые оскорбили, избили и, связав, оставили умирать на дороге выданных за них замуж дочерей героя.


Ignacio Pinazo. Las hijas del Cid («Дочери Сида»)


На самом деле это самый сказочный и недостоверный сюжет поэмы. Автор просто ещё раз показывает нам подлость, трусость и никчёмность аристократов, противопоставляя им Сида и верных ему воинов, добившихся всего благодаря смелости и способностям. А покинутые недостойными мужьями дочери героя выходят замуж за королей Наварры и Арагона. Имена дочерей героя в поэме и в жизни не совпадают. Старшая, Кристина, действительно оказалась в Наварре, но вышла замуж не за короля, а за его внука. А вот её сын стал королём. Младшая, Мария, была замужем за графом Барселоны.

Но обратите внимание, какие реальные, а не идеализированные книжные «благородные» рыцари жили в Европе XI столетия. П. Грановский даже написал как-то, что

«честность и правдолюбие не считались на Пиренейском полуострове в эпоху Сида необходимыми принадлежностями феодального воина.»


Современниками этих инфантов были Всеслав Полоцкий, Владимир Мономах, Олег Гориславич, Харальд Хардрада, Вильгельм Завоеватель, Омар Хайям и Макбет (тот самый).

Время героев


А давайте мы с вами сейчас немного отвлечёмся и посмотрим, что же творилось в мире в то время, когда на территории Пиренейского полуострова жил и геройствовал Сид Кампеадор.

В год его рождения (1043) русско-варяжский флот, ведомый Владимиром Новгородским (сын Ярослава Мудрого), воеводой Вышатой и Ингваром Путешественником (брат жены Ярослава Ингигерд), потерпел поражение в морском сражении у Константинополя.

В 1044 г. был основан Новгород-Северский, а в 1045-м – построен собор Святой Софии в Великом Новгороде.

Где-то между 1041-1048 гг. в Китае Пи Шэн изобрёл наборный шрифт для книгопечатания.

В 1047 году Константин Мономах разрешил печенегам перейти Дунай и поселиться на территории империи.

В 1049 г. Анна Ярославна стала королевой Франции.

В 1051 году в Японии началась война Дзэнкунэн, которая закончилась победой правительственных войск в 1062-м и привела к укреплению позиций при императорском дворе самурайского рода Минамото.

В 1053 году после битвы при Чивитате норманны захватили в плен римского папу Льва IX и отпустили только после признания им их завоеваний в Калабрии и Апулии.

В 1054 г. умер Ярослав Мудрый. А Константинопольский патриарх Михаил Керуларий и папский легат кардинал Гумберт в том же году предали друг друга анафеме, что стало началом разделения Церквей.

В 1057 г. в битве с англичанами погиб король Шотландии Макбет (шотландский парламент в 2005 г. призвал к исторической реабилитации этого короля, оклеветанного Шекспиром).

В 1066 г. в Англии один за другим погибают норвежский конунг Харальд Суровый и сакский король Гарольд Годвинсон, хозяином страны становится нормандец Вильгельм.

В 1068 году в Японии на престол вступил император Го-Сайдзё, опиравшийся в своей власти на буддийское духовенство.

В 1071 г. после поражения в битве при Манцикерте в плен к сельджукам попал император Роман IV, нормандцы захватили Бари – последний византийский город в Италии.


В 1076 году сельджукский султан Малик Шах завоевал Иерусалим.

В том же году китайцы организовали поход против ставшего независимым Северного Вьетнама (Давьет), но потерпели поражение.

1077 год – каносское унижение императора Генриха IV.

В 1084 году Рим был захвачен нормандцами Роберта Гвискара.

В 1088 году в Болонье основан первый в Европе университет.

В 1089 году в Грузии приходит к власти Давид Строитель.

В 1090 г. исмаилиты построили в горах первую цитадель ассасинов.

В 1095 году папа Урбан II на Клермонском соборе в Оверни призывает освободить Гроб Господень, а в следующем 1096 году в документах в первый раз упоминается Рязань.

В 1097 г. состоялся съезд русских князей в Любече, крестоносцы захватили Никею и победили сельджуков при Дорилее.

И, наконец, год смерти Эль Сида – 1099: крестоносцы взяли Иерусалим.

А на Пиренейском полуострове это было время Реконкисты. Проходила она, что называется, ни «шатко, ни валко» и растянулась более чем на семь столетий (временем начала Реконкисты обычно называют 711 год, датой окончания – 2 января 1492 года). Борьба с маврами не мешала христианским королям заключать с ними союзы, а также воевать со своими единоверцами и даже ближайшими родственниками.


Мавританские тайфы Пиренейского полуострова, 1080 г.


С 1057 года и до самой смерти Сид Кампеадор всё время сражается – и с маврами, и с христианами.

El Cid Campeador



Итак, Родриго Диас де Бивар, во всём мире гораздо более известный как Эль Сид Кампеадор. Часто приходится читать о высокородности его семьи, которая якобы принадлежала к высшему дворянству Кастилии. На самом деле дворяне тогда делились на три категории. Представители высшей знати именовались ricos-hombres – «богатыми людьми». Таковыми могли считаться дворяне, имевшие как минимум титул графа. За ними шли infansones, которые тоже получали дворянство по наследству и могли владеть вотчинами. Низшей категорией были caballeros, многие из них получили это звание за личные заслуги.

Каррионские инфанты, называвшие себя «графами по рождению», насмехаясь, говорили, что дочери Родриго Диаса, который уже завоевал Валенсию, был Сидом и Кампеадором, весьма богатым человеком, наконец, недостойны быть их жёнами – только наложницами. Так что высокородность нашего героя изрядно преувеличена. Он был инфансоном, но в элиту кастильского королевства не входил. Успеха и высокого положения добился благодаря личным способностям и отваге.

Сид успел послужить и христианской Кастилии, и мавританской Сарагосе, и закончил свою жизнь правителем Валенсии. Откуда же появилось у него столь звучное и красиво звучащее прозвище? И что оно означает?

Эль Сид и Кампеадор


Эль Сид (первоначально Аль Сайид) в переводе с арабского означает «господин». Скорее всего, так называли героя не враги, а те арабы, что служили в его отрядах в период нахождения героя в мавританском королевстве (тайфе) Сарагоса.

Слово Кампеадор (Campeador) в современном испанском языке означает «победитель». Происходит оно от фразы campi doctor, буквальный перевод которой – «мастер (хозяин) поля боя». На русский язык его часто переводят как «ратоборец». Это прозвище у нашего героя появилось раньше – ещё до службы у мавров. Он получил его за подвиги на службе у кастильского короля Санчо II в период сражений против его братьев – короля Леона Альфонсо VI и галисийского короля Гарсии II. По одной из версий, оно появилось у героя после победы над наваррским рыцарем в поединке за спорный замок. Сражался он тогда не за себя, а за Кастилию.

При жизни Родриго Диаса некоторые называли его Сидом, другие – Кампеадором. Совместное употребление этих прозвищ впервые зафиксировано в Наварро-Арагонском документе Linage de Rodric Díaz (около 1195 г.). И здесь герой уже упоминается именно как «Мой Сид Кампеадор» (Mio Cid el Campeador).

Постоянный эпитет Сида – «бородою славный». И сам он, угрожая оскорбителям дочерей, угрожает недостойным инфантам:

«Не рваной никем клянусь бородою.»



Эль Сид на испанской почтовой марке


Борода в Испании тех лет, как и в допетровской Руси – символ достоинства. Дотронуться до чужой бороды руками (тем более схватить за неё) было чудовищным оскорблением. И просто так своей бородой не клялись.

Ещё одна характерная черта Сида, постоянно упоминаемая в «Песни» – «руки в крови по локоть». Нет, это не указание на жестокость: его руки в крови врагов – не казнённых, а лично сражённых в личном поединке.


Хайме Лорэнте в роли Сида, испанский сериал 2020 г.


Оружие героя


Как и у любого другого уважаемого (и уважающего себя) героя, были у Сида обладающие особыми свойствами мечи (в русских былинах такие клинки называли кладенцами).

Первым из них был меч под названием Колада, доставшийся ему после победы над графом Барселоны Беренгером Рамоном II. Себастьян де Коваррубиас предположил, что название этого меча ведёт происхождение от фразы «acero colado» («литая сталь»). В «Песни о Сиде» утверждается, что Колада, поднятая храбрым воином, пугала его противников и разрубала любой доспех. Сейчас этот меч хранится в королевском дворце Мадрида, но его подлинность вызывает сомнения из-за эфеса. Некоторые утверждают, что сам клинок – настоящий, просто эфес заменили в XVI веке. Однако большинство исследователей всё же полагают, что этот меч был выкован в XIII веке.

Второй меч именовался Тисоной (Tizona). Скорее всего, это название происходит от слова tizon – «отрезающий головы». Но существует также версия, согласно которой название меча может вести происхождение от слова τύχη (счастье, fortuna). Иногда его название переводят как «огненная головня». Но это неверно: слово tyzon в более позднее время стали употреблять в значении «меч» (любой – то есть оно стало своеобразным кеннингом).

Согласно преданию, этот клинок (Тисона) ранее принадлежал мавританскому правителю Валенсии Юсуфу, которого победил Сид. По другой версии, он был взят в бою с марокканским эмиром Букаром – уже после завоевания Сидом Валенсии. Меч имеет длину 93,5 см и массу 1,15 кг. Эфес, опять-таки, был заменён во времена правления Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. На самом клинке – две надписи с обеих сторон. Первая: «Yo soy la Tizona fue hecha en la era de mil e quarenta» («Я – Тисона, сотворённая в 1040 году»). Вторая: «Ave Maria gratia plena; dominus mecum» («Радуйся, Мария, благодатная; да пребудет со мной Господь»).

В 1999 году анализ фрагмента его лезвия металлургами доказал, что оно было изготовлено в XI веке, вероятно, в принадлежавшей маврам Кордове. Экспертиза 2001 года, проведённая исследователями Мадридского университета также показала, что изготовление клинка может быть датировано XI веком.

Сила и Тисоны, и Колады зависела от владельца: слабым они своих свойств не открывали и не помогали. И потому трусливые и коварные каррионские инфанты, получившие от Сида эти клинки в качестве свадебного подарка, без сожаления вернули их ему. И лишь увидев Тисону и Коладу в руках своих соперников на поединке, пришли в ужас и поспешили признать поражение.

Древняя легенда утверждает, что после смерти тело Эль Сида в полном вооружении было помещено в гробницу монастырской церкви Сан-Педро-де-Кардена. Когда некий еврей попытался вырвать бороду мёртвого героя, Тисона поразила его насмерть. Монахи оживили иудея, он крестился и стал слугой при этом монастыре.

Предполагаемая Тисона на протяжении долгого времени принадлежала семье маркизов Фальсес и хранилась в их фамильном замке. Древнее предание гласит, что один из членов этого рода выбрал меч в качестве награды от Фердинанда Арагонского.

В 2007 году власти Автономного сообщества Кастилии и Леона сумели выкупить клинок за 1,6 миллиона евро. В настоящее время его можно увидеть в музее города Бургоса.


Реплику Тисоны с неаутентичным эфесом (как в музее) мы видим в руках Чарльза Хестона, исполнившего роль Сида в фильме, снятом в 1961 году:


Боевой конь Эль Сида



Конь Сида носил имя Бабека (Babieca, Bavieca), и, по наиболее распространённой версии, означало оно... «Глупый» (!). Согласно преданию, крёстный отец героя – Педро Эль Гранде, решил подарить ему на совершеннолетие андалусийского жеребца. Выбор крестника ему не понравился, и он крикнул ему: «Бабьека!» (глупо!). По другой версии, это король Санчес II дал герою жеребца из своей конюшни – для поединка с лучшим арагонским рыцарем. А имя этот конь получил по названию провинции Бабия в Леоне, где он был куплен. В стихотворении «Кармен Кампидокторис» утверждается, что Бабека – подарок Сиду от некоего мавра. То есть его настоящее имя – «Барбека»: «Варвар» или «Конь варвара». А в «Песни о моём Сиде» говорится, что Бабека – конь бывшего мавританского властителя Валенсии, найденный в его конюшне после завоевания города: снова «Конь варвара». Эти версии лучше и логичнее первой, но менее известны. Просто поразительно, с какой готовностью хватаются всякие «популяризаторы» за любую чушь, выбирая порой самую нелепую версию из всех возможных.

В народных песнях говорится о любви Сида к своему коню и страхе, который этот жеребец внушал его врагам.


Бабека, кстати, упоминается не только в песнях и сказках, но также и в некоторых исторических документах.

Об отношениях коня и хозяина красноречиво говорит следующий факт: Эль Сид приказал похоронить своего «боевого товарища» на территории монастыря Сан-Педро-де-Кардена, в котором учился в молодости, и который он сам выбрал местом для своей гробницы.


Могила Бабеки в монастыре Сан-Педро-де-Кардена


В следующей статье мы продолжим рассказ о Сиде и поговорим о его жизни и подвигах.

Автор: Рыжов В. А.

Источник: Эль Сид Кампеадор, герой, мало известный за пределами Испании
Автор:
Теги: история герой Испания маленький эль 2020

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства