Сегодня вас ждёт путешествие не только в пространстве, но и во времени. Я предлагаю вам отправиться в Мезоамерику, на родину великой цивилизации Майя. Вам предстоит познакомиться с жизнью древних племён и даже возглавить одно из них. Вы не просто будете наблюдать, как развивалась легендарная цивилизация, а примите в этом непосредственное участие. Сможете ли вы выбрать верную стратегию развития, чтобы привести свой народ к процветанию и стать полноправным лидером майя?
"
То есть, если вкратце, мы выставляем рабочих на поле за определённую плату, затем когда они передвинутся на более выгодные позиции, забираем их, получая/применяя указанный бонус. Цель игры – к концу партии набрать наибольшее количество победных очков.
Улучшение бонуса от раунда к раунду достигается за счёт поворота шестерёнок, на которых игроки размещают своих рабочих. Большая центральная шестерёнка (цолькин) вращает все остальные шестерёнки, на которых перемещаются рабочие игроков.
Игровое поле представляет собой окрестности великих городов цивилизации майя, представленных в виде небольших шестерёнок, вращаемых большой центральной шестернёй майянского календаря – цолькина. Каждый город позволяет собирать определённые ресурсы или выполнять определённые действия. На поле можно увидеть три храма, четыре трека развития технологий и клетки для дворцов и зданий.
В свой ход игрок должен либо выставить на поле хотя бы одного рабочего, либо вернуть с поля хотя бы одного рабочего. Если у игрока нет доступных рабочих для выставления, он обязан вернуть хотя бы одного. Если у игрока нет ни одного рабочего на поле, он должен выставить хотя бы одного. Если для выставления у игрока не хватает маиса, то он обязан вымолить его у богов – добрать количество маиса до трёх единиц и спуститься на ступеньку ниже в одном из храмов.
Выбрав желаемую шестерёнку, игрок обязан выставить рабочего на её свободную ячейку с самым низким номером. При этом придётся заплатить столько маиса, сколько указано на ячейке. Самая первая ячейка при этом бесплатна. Игрок также платит дополнительный маис за выставление сразу нескольких рабочих на игровое поле – при этом каждый последующий рабочий потребует от игрока больше маиса (см. памятку на планшете игрока).
Когда игрок забирает рабочего, он получает то, что изображено на текущей ячейке. Игрок вправе выбрать бонус и с одной из предыдущих ячеек (но не последующих), однако за каждую пропущенную ячейку придётся заплатить один маис.
Каждый город предоставляет определённые бонусы. Так, например, Паленке – это источник маиса и дерева, однако их запасы здесь не безграничны. Когда заканчиваются жетоны сбора урожая, собирать дерево и маис в Паленке уже нельзя (если только у игрока нет технологий, позволяющих обратное).
Яшчилан богат ресурсами и товарами (дерево, камень, золото, немного маиса и хрустальные черепа).
Тикаль – центр архитектурного и технологического развития майя, здесь за ресурсы можно развивать технологии, строить здания и дворцы. Технологии дают дополнительный маис и ресурсы при их сборе, скидки на строительство зданий, возможность дополнительно подниматься по ступеням храмов и получать дополнительные черепа, а также начисление победных очков.
Ушмаль – центр торговли, здесь можно обменять ресурсы на маис или другие ресурсы, нанять новых рабочих (игроки начинают игру с тремя рабочими, а максимально у игрока их может быть шесть), сделать подношение богам и подняться по ступеням храмов, построить здания за кукурузу (а не за ресурсы) и даже выполнить действия любых шестерёнок (кроме синей), заплатив за это всего один маис.
Чичен-Ица – священное место. Здесь игроки могут возложить хрустальные черепа и получить за это победные очки, продвижение по ступеням храмов и даже ресурсы.
Последние ячейки всех шестерёнок позволяют выполнить любое из предыдущих действий (пропущенных ячеек) без штрафа, который обычно составляет 1 маис за каждую пропущенную ячейку.
При каждом повороте шестерёнки цолькина на 90 градусов наступает особый раунд – день еды (они отмечены наклейками на зубцах), в конце которого необходимо накормить своих рабочих – отдать по два маиса за каждого доступного рабочего и за каждого рабочего на поле. Некоторые здания и начальные бонусы позволяют сэкономить (потратить меньше маиса на кормление или вовсе его не тратить).
В дни еды игроки также получают бонусы с храмов – в 1-й и 3-й дни это ресурсы, во 2-й и 4-й – победные очки. Ещё после второго дня еды происходит смена эпох, и здания первого уровня сменяются зданиями второго. В конце четвёртого дня еды партия завершается, и игроки подсчитывают все свои ресурсы и бонусы, переводя их в победные очки.
Помимо шестерёнок городов, игрок может выставить рабочего на незанятую ячейку первого игрока между Паленке и Чичен-Ицей. В этом случае игрок получает жетон первого игрока, который даёт несколько преимуществ.
Во-первых, в конце хода игроку автоматически возвращается рабочий с ячейки первого игрока. Во-вторых, игрок забирает весь накопившейся на зубцах цолькина маис (каждый день с незанятой ячейкой первого игрока на зубцы большой шестерёнки кладётся по одной единице маиса). В-третьих, первый игрок в начале раунда выставляет своих рабочих на самые "дешёвые" незанятые ячейки. В-четвёртых, первый игрок может повернуть цолькин сразу на два дня – в этом случае он переворачивает планшет игрока тёмной стороной вверх. Чтобы перевернуть планшет обратно светлой стороной, нужно достичь вершины в одном из храмов.
Правила на первый взгляд могут показаться довольно сложными, учитывая некоторые мелочи, которые я опустила в данном обзоре. Однако после двух-трёх партий вы уже будете не отвлекаться на нюансы, а тратить всю умственную энергию на построение стратегий.
Игроки начинают партию с начальным богатством – для этого на стадии подготовки каждому игроку раздаются по четыре жетона богатства лицевой стороной вниз. Игроки втайне выбирают два из них, а остальные сбрасывают в коробку. После того, как все игроки определились с выбором, они открывают жетоны и получают их содержимое.
Валютой в игре, как вы уже могли догадаться, является маис (кукуруза), он же используется и для кормления рабочих в дни еды. Почему именно маис? Дело в том, что своим появлением и расцветом цивилизация майя обязана культуре кукурузы, потому что именно она легла в основу продуктивного земледелия, без которого не могло возникнуть развитое общество. В игре присутствуют жетоны, на которых изображены 1 и 5 початков маиса.
Жетоны сбора урожая (дерево и маис) используются только в окрестностях Паленке. Если жетоны заканчиваются, то собирать урожай оттуда уже нельзя (исключением является маис при развитии соответствующей технологии). Возле 3-й, 4-й и 5-й ячеек Паленке жетоны урожая лежат в два слоя – маис снизу, дерево сверху. Чтобы добраться до маиса, необходимо сначала использовать дерево (условно вырубить лес, чтобы освободить место под поля). Лес можно и сжечь, чтобы сразу добраться до кукурузы, но это разгневает богов и опустит вас на ступень ниже в одном из храмов. При получении жетона игрок берёт указанное на ячейке количество маиса или дерева. Жетоны урожая могут принести дополнительные победные очки, если будут построены соответствующие дворцы.
Как уже было сказано, возложение хрустальных (на самом же деле пластмассовых) черепов в Чичен-Ице позволяет игрокам снискать благосклонность богов, которая обычно выражается в перемещении своих фишек вверх по ступеням храмов, мгновенное получение победных очков и в некоторых случаях дополнительных ресурсов. В свою очередь, черепа можно получать только в Яшчилане, а также в Тикале (если "прокачать" теологический трек развития до максимума).
В игре 13 жетонов дворцов, из которых только 6 случайных принимают участие в каждой партии. Дворцы приносят дополнительные победные очки в конце игры, причём порой довольно весомые, поэтому количество дворцов ограничено и стоит их строительство весьма недёшево – зачастую требуется много золота, которое добывать не так-то просто. На постройку дворцов тратятся ресурсы (дерево, камень и золото), необходимое количество которых указано в верхней части жетона дворца.
Помимо дворцов в игре 32 здания, поделённые на две эпохи. В начале игры на поле выкладываются 6 зданий первой эпохи, остальные лицом вниз лежат в стопке рядом. Новые здания постепенно входят в игру по мере строительства игроками имеющихся зданий и освобождения площадок под ними. Как только первая эпоха заканчивается (цолькин повернулся на 180 градусов), все здания первой эпохи с игрового поля и из запаса убираются, и их места занимают здания второй эпохи. На постройку зданий также тратятся ресурсы.
Здания бывают четырёх типов, три из которых предоставляют мгновенный единоразовый бонус, который игрок получает сразу после строительства здания: гражданские сооружения (зелёные), усыпальницы (коричневые) и святыни (синие). Они могут давать ресурсы и еду, предоставлять возможность быстрее развивать технологии и подниматься по ступеням храмов, а также давать победные очки. Четвёртый тип зданий – это фермы (жёлтые). Они работают всю игру и дают "скидку" при кормлении рабочих (тратить меньше маиса на одного или нескольких своих рабочих или даже вообще его не тратить).
У каждого игрока набор деревянных фишек своего цвета: шесть цилиндрических фишек рабочих, семь маленьких плоских маркеров для отслеживания положения на треках технологий и в храмах, а также большой диск для отслеживания победных очков на общем счётчике, расположенном по периметру игрового поля.
Если вам проще воспринять информацию визуально и на слух, то рекомендую посмотреть видеообзор от канала "Твой Игровой" и летсплей от Сергея и Натальи (Beznal 72). Там всё очень доходчиво объясняется.
"
"Цолькин" предоставляет возможности для творчества. В интернете можно встретить огромное количество фотографий, на которых люди демонстрируют, как они разукрашивают шестерёнки игры. Кроме того, некоторые даже делают собственные фигурки рабочих и ресурсы из полимерной глины, а также из пластика посредством 3D-печати.
Помимо вау-эффекта, обусловленного большим и необычным игровым полем с шестерёнками, обилием компонентов и очень красочным оформлением, "
На самом же деле по мере накопления опыта вы будете открывать для себя всё новые и новые стратегии набора очков и их всевозможные комбинации. Вы можете найти для себя какую-то выгодную схему, но вполне вероятно, что вашему успешному примеру со временем последуют и некоторые другие игроки. Если это начнёт мешать, то всегда можно переключиться на другую схему, позволив остальным потолкаться там, где вас уже не будет. Не стоит копировать чью-то манеру игры, простора в "Цолькине" для собственного пути развития более чем предостаточно.
Напоследок хочу сказать, что "
Комментарии (0)