Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Ароматы советской женщины



Ханс Риндиcбахер, профессор Университета Помона в Калифорнии подробно изучил историю советской парфюмерии, открыв для себя множество неожиданных моментов, касающихся повседневной жизни советских женщин. Его исследования основаны на архивных материалах, историях путешественников и воспоминаниях жителей бывшего СССР. Ханс Риндисбахер рассказал о том, как пах Советский Союз, и кто принимал соответствующие решения…

Запах табака, алкоголя, грязной одежды, немытых тел… Такими впечатлениями о России делились западные туристы, побывавшие в советском государстве в 1920-х годах. Чуть позже сюда примешается запах антисептиков, керосина, бензина…

«Но были и тонкие ароматы духов и одеколонов – в основном в закрытых помещениях, на частных вечеринках», – рассказывает «Голосу Америки» Ханс Риндиcбахер, профессор Университета Помона в Калифорнии.


Как на Западе в целом отзывались о советской парфюмерии?
Ханс Риндиcбахер: В целом впечатления от советских ароматов с точки зрения западного потребителя следующие: достаточно тяжелые, сладкие и несколько вульгарные…
Была ли советская парфюмерия доступна широким слоям населения, или же все-таки это была привилегия узких групп? 

Х.Р.: Интересно, что с нашей точки зрения, парфюмерия – это товары роскоши, которые мы ассоциируем с престижем, особой аурой… Именно поэтому современные производители духов продвигают свой товар через рекламу, путем создания имиджей, которые очень часто носят в себе элементы эротики.



Но мы знаем, что в Советском Союзе реклама товаров использовалась крайне редко. В самом начале существования государства подход к производству любых товаров был минималистским и аскетическим. Естественно, и производство парфюмерии было небольшим.

Однако при Сталине, в 1930-х гг., мы наблюдаем рождение идеи того, что новое поколение советских людей должно стать поколением потребителей… На советский рынок вдруг выталкиваются шампанское, икра, духи. О них начинают писать советские журналы и газеты. Это, конечно же, не была реклама, но тем не менее, о таких товарах начинают говорить в массах.

Основной проблемой в производстве советской парфюмерии в течение всего времени был дефицит сырья. В 1920-х гг. не хватало животного жира – основного ингредиента в производстве парфюмерии и косметики. Позднее не хватало эфирных масел и химических веществ, которые Советский Союз не производил, а тратить валюту на импорт главных составляющих духов советское руководство не считало нужным.



Кто решал, какими ароматами должны пахнуть советские женщины?

Х.Р.: По мере того как менялась административная структура СССР, менялись и ответственные за производство и распространение парфюмерии. Вначале 1920-х гг. за парфюмерию отвечал «Главпарфюмер» – отдел в составе Народного комиссариата продовольствия.

После окончания Второй мировой войны Народные комиссариаты были переименованы в министерства, и «Главпарфюмер» стал частью Министерства легкой промышленности, где и оставался до конца существования СССР.

Из советских архивов явствует, что после 1928 года, когда были введены пятилетние планы развития народного хозяйства, в них было предусмотрено производство целого ряда различных предметов роскоши, включая сотни косметических товаров и примерно дюжину разных духов. Однако насколько эти планы были проведены в жизнь, в каком количестве производилась парфюмерия, и была ли она доступна на рынке – сегодня сказать сложно.



У советских женщин французская и европейская парфюмерия всегда пользовалась особой популярностью. Поскольку такие товары были дефицитом, они поистине считались предметами роскоши. Были ли попытки у советских производителей подражать европейской моде? 

Х.Р.: В какой-то мере да. Не секрет, что наиболее популярными товарами красоты считались те, которые были привезены из Франции. И эти традиции уходят корнями в 19-й век, когда парфюмерным делом в России занимались французские иммигранты. В то время на российском рынке доминировала парфюмерная фирма «Брокаръ».

После установления советской власти «Брокаръ» был переформирован в «Новую зарю» (крупнейший производитель косметики в СССР – Э.М.). После распада СССР компания получила название «Л’Этуаль», из чего можно сделать вывод, что французский стандарт косметики признан наиболее высоким в России.





По истории советской парфюмерии можно судить об истории СССР в целом?

Х.Р.: История парфюмерии СССР связана со всеми аспектами советской эпохи – политическим, экономическим, культурным. Изучая историю парфюмерии, мы также можем увидеть особенности моды, телодвижений, гендерной политики того времени…

Я не рассматриваю историю парфюмерии с точки зрения какой-то дисциплины, поскольку парфюмерия – не настолько важный продукт повседневной жизни, как, скажем, продовольствие или транспорт. Поэтому мои исследования открывают самые неожиданные аспекты советского периода. И меня всегда привлекала именно легкость предмета моей работы.

Что самое неожиданное, о чем вы узнали, изучая советскую парфюмерию? 

Х.Р.: Как следует из некоторых источников, зачастую Сталин лично принимал решения, касающиеся производства парфюмерии. Скорее всего, они делались не напрямую, но по крайней мере он принимал основные решения о том, что должно производиться, как, и в каких количествах.



Какую роль парфюмерия и косметика играла в повседневной жизни советской женщины?

Х.Р.: Достаточно важную. Особенно потому, что продукты парфюмерии и косметики были дефицитом, их сложно было достать. Поэтому советские женщины постоянно придумывали разные способы приобретения желанных духов.

Например, иногда в СССР поступали духи из Восточной Германии или других европейских стран, но эти поставки быстро «испарялись» внутри узких групп, которые имели к ним непосредственный доступ. А иногда продавцы парфюмерных отделов переливали содержимое флаконов импортных духов и заменяли их на отечественные или более дешевые продукты.

Сегодня же многие международные производители парфюмерии рассматривают рынок на постсоветском пространстве как особенно привлекательный, который будет продолжать расти.



С чем связан такой спрос на парфюмерию в России и других странах бывшего СССР?

Х.Р.: В Советском Союзе существовало разделение на городских и негородских женщин. Такое разделение осталось и сейчас. Духи, безусловно, были и остаются атрибутом городских женщин.

В то же время в советские времена, да и в сегодняшней России, ощущался серьезный гендерный дисбаланс: в стране живет намного больше женщин, причем молодых, чем мужчин. Поэтому женщинам приходится соревноваться между собой. Макияж, одежда, мода, некий намек на гламур всегда были инструментами привлекательности среди женщин.

Что-нибудь осталось от советских запахов? Производят ли их сегодня?

Х.Р.: Большинство советских брендов остались в прошлом. Конечно же «Брокаръ» – «Новая заря» – «Л’Этуаль» сохранили некоторые традиции советской парфюмерии. Компания до сих пор производит знаменитые духи «Красная Москва». Их формула была немного изменена, но все же духи сохранили свой традиционный аромат.



Кстати, несмотря на то, что советские продукты уступали качеством современным, в странах бывшего коммунистического блока наблюдается ностальгия по старым брендам. Ретро-мода на советские духи и косметику существует и в России.

http://ussrlife.blogspot.com/2013/10/blog-post_9170.html#


Источник: Ароматы советской женщины
Автор:
Теги: аромат женщина 1920 1930 HTML

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Тело советской женщины, нетронутой фитнесом
Тело советской женщины, нетронутой фитнесом
11
Живи правильно 09:01 28 апр 2016
Гинекологический портрет советской женщины
Гинекологический портрет советской женщины
6
Живи правильно 05:15 29 апр 2016
Мужчины «ломали» шеи: какую женскую одежду в СССР считали соблазнительной
Мужчины «ломали» шеи: какую женскую одежду в СССР считали соблазнительной
1
Человек познаёт мир 14:00 12 ноя 2024
Почему девушкам нельзя было носить брюки, и еще 2 вещи, которые им запрещали до появления феминизма
Почему девушкам нельзя было носить брюки, и еще 2 вещи, которые им запрещали до появления феминизма
5
Человек познаёт мир 13:00 13 ноя 2024
Нежные ароматы для тех, кому не нравится парфюм
Нежные ароматы для тех, кому не нравится парфюм
1
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 16:22 19 май 2024
6 фраз безотказной женщины
6 фраз безотказной женщины
74
Женский развлекательный и поучительный сайт. 09:33 25 июл 2020
15 принципов настоящей женщины
15 принципов настоящей женщины
52
Женский развлекательный и поучительный сайт. 21:54 20 ноя 2020
10 заповедей ухоженной женщины
10 заповедей ухоженной женщины
72
Женский развлекательный и поучительный сайт. 13:05 27 окт 2019
Ужасы советской гинекологии?
Ужасы советской гинекологии?
76
Живи правильно 17:00 04 дек 2017
9 признаков умной женщины
9 признаков умной женщины
237
Женский развлекательный и поучительный сайт. 18:12 02 июн 2020
10 отличий счастливой женщины от «вечно уставшей»
10 отличий счастливой женщины от «вечно уставшей»
5
Женский развлекательный и поучительный сайт. 16:55 12 авг 2020
«Будем честны: женщины тоже изменяют»
«Будем честны: женщины тоже изменяют»
31
Женский развлекательный и поучительный сайт. 20:30 11 окт 2020

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства