Улу тойон мог являться в облике ворона.
Сейчас зима - время праздников и подарков. Но в древние суровые времена радоваться полагалось только наутро - наутро после какой-нибудь особенной ночи, когда страшные боги и духи приходили собирать свою подать человеческими жизнями. Вера в них оставила свой след у многих народов.
Морозко
Популярна легенда, что у древних славян и румын страшного духа зимы звали Карачун, но на самом деле эта гипотеза основана только на названиях Рождества у некоторых народов и на ругательствах типа "чтоб тебя карачун забрал". Никаких следов Карачуна как персонажа в славянском фольклоре не обнаружено до сих пор. Духа зимы, способного (и желающего) морозить людей зверей насмерть, в сказках зовут Мороз, Морозко, Трескунец, Студенец.
Он бьёт деревья и реки волшебным посохом, чтобы они мёрзли и трещали, замораживает дыханием попавшихся не вовремя в лесу людей и недостаточно вежливых девушек и женщин. Кстати, сказки, в которых он испытывает встречных и замораживает тех, кто с ним непочтителен, могут быть как отражением надежды на то, что соблюдающего ритуалы обойдёт беда, так и отзвуком памяти о языческом обычае оставлять красивую девушку на смерть от мороза как жертву, откуп от сурового бога.
Морозко был совсем не добрым дедушкой.
Крампус
В немецких и не только землях на Рождество к детям приходил не только добрый Святой Николайс подарками, но и Крампус - с розгами для непослушных детей. Детям также говорили, что он навсегда уносит с собой в мешке самых непослушных. В двадцатом веке Крампусом пугать детей запретили, и персонажа основательно подзабыл до самого выхода серии страшилок про него в США.
Крампус выглядит как человек с отдельными чертами внешности козла. Есть версия, что до Святого Николая он был духом зимы, и рассказы о непослушных детях в мешке - память о том времени, когда малышей приносили в жертву духу зимы в самую страшную зимнюю ночь. Естественно, при этом избавлялись от самых неудобных детей - нравы были очень суровы, и правила любить всех одинаково родители не знали.
Крампус поначалу приходил вместо Санта Клауса, потом - до Санты. Сейчас Санта приходит один.
Йоулупукки и Муори
Финны рассказывают своим детям о добром дедушке Йоулупукки, который приносит на Рождество подарки, и его хозяйственной заботливой жене Муори. Удивительным образом, точно так же, как доброго дедушку, зовут рождественское соломенное чучело в виде козла. Догадываетесь, что давным-давно это был один и тот же персонаж, похожий на Крампуса? И дары он не раздавал, а собирал. Вероятно. У финнов тогда не было письменности.
Что касается Муори, то она считается аналогом сканлинавских зимних богинь: при её приближении встаёт вода и блекнет огонь. Это буквальное описание страшной стужи. Ни один древний финн не обрадовался бы встрече с ней.
Кстати, первая часть имени Йоулупукки происходит от шведского названия Йоля, главной зимней ночи, когда духи и боги собирали жатву, выходя на Дикую Охоту.
Улль и Скади
Улль, бог-лыжник и бог-лучник, по скандинавским поверьям был пасынком Тора и, вероятно, мужем богини Скади. В целом он положительный и некогда очень уважаемый бог (его именем названо множество мест на Скандинавским полуострове), но раз в году он, похоже, возглавлял Дикую Охоту, убивая случайных путников и тех, кто был изгнан из дома. Конечно же, это была зимняя ночь. Кстати, он был также богом азарта и удачи. В этом определённо что-то есть.
Богиня Скади же - ледяная великанша. Как и Улль, она лучница, но судьба свела их далеко не сразу. Сначала она вышла замуж за Ньёрда, но на стояла на гостевом браке, и ему это в какой-то момент надоело. Потом Скади спала с Одином. И только потом сошлась с Уллем. Она замораживала землю на зиму и, вероятно, путников тоже. Её именем названо тоже очень многих мест - похоже, богиню почитали широко и сильно.
Скади тоже была лучницей и в одну зимнюю ночь охотилась не только на зверей.
Йольский кот
Где как, а в Исландии в Йоль боялись не богов, а огромного кота. Он разрыва на части тех, кто к Йолю не успел выполнить ряд условий, например, добыть и надеть новую шерстяную одежду вместо старой.
Улу тойон
Могучий якутский бог в ответе за очень много вещей - часто таких страшных, как пожирание человеческих душ, создание одержимых людоедством медведей и тому подобное. Неудивительно, что среди ужасов, которые от него ожидают - долгие и страшные снежные бури, которые могут засыпать жилище человека полностью, не говоря уже о том, что охотник, застигнутый такой бурей, просто не выживет.
Удивительно или нет, но тот же Улу тойон передал людям огонь, с помощью которого они могут спасаться в своём жилье от его страшных бурь.
Юки Онна
В горах Японии, по старым поверьям, живёт Снежная Женщина - злой дух, похожий на высокую женщину изо льда. Юки Онна появляется со снегопадом или во время снежных бурь. Она может прийти также по снегу при полной луне. В общем-то, причин бояться её нет, просто, несмотря на всю красоту, Юки Онна считают страшной по умолчанию, а не за какие-то поступки. А что она такая ледяная? Тех, кто остолбенел от страха, встреттвшись с ней взглядом, наутро находят замёрзшими - что с учётом погоды при встрече очень логично.
Кстати, холодна Юки Онна не всегда. Порой она превращается в обычную девушку и выходит замуж за смертных мужчин. Но рано или поздно муж догадывается, что Юки Онна - не человек, и тогда она его покидает.
Юки Онна замораживает взглядом.
Вендиго
У алгонкинов существует поверье о том, что человек может обезуметь и превратиться в людоеда-вендиго, не знающего насыщения. Но много лет назад вендиго были духами зимы, стужи и зимнего голода. Они бегали по лесу, полупрозрачные и зубастые, и пожирали всякого встреченного человека. Они, как и Юки Онна, очень высоки, но страшно худы.
Перхта
Немцы, австрийцы и чехи порой изображают на Рождество приход Перхты - зимней ведьмы. У неё одна большая гусиная нога, и ходит она в белых одеждах. В Крещенский вечер, по поверьям, Перхта о ходила дома, где есть дети, и искала лентяев. Им она вскрывала живот и набивала холодными камнями. Позже, вероятно, добавилось поверье, что трудолюбивых девочек она награждала оставленными в подарок серебряными монетками. Очевидно, мотив со вскрытием животов также может быть памятью о жертвоприношениях.
В Голландии верили, что Перхта на Йоль или Рождество возглавляет дикую охоту. Она вооружена мечом, вскрывает им желудки путников и съедает содержимое, подобно тому, как охотники лакомятся содержимым желудка оленя.
Комментарии (0)