Ведьма она какая? Старая-старая с горбом крючковатым вся в морщинах и бородавками на лице или молодая очаровательная и соблазнительная за которую не жаль даже душу продать? Назвать женщину ведьмой это значит сделать комплимент или обругать?
Как ни смешно , но и то другое верно. Образ ведьмы всегда был дуалистичен. По древнему поверью есть два типа ведьм "от рождения" и "учёных". Прирождённая - дочь ведьмы или проклятой женщины, "учёная" набирается своих сверхъестественных сил от другой ведьмы. В чем же отличия между "прирождённой" и "учёной"? Якобы прирождённая ведьма может иногда и исправить причиненный вред, но учёная никогда этого не сделает.
Помимо прочего люди верили, что ведьмы летают, используя для этого метлу. По поверяю перед полетом они раздевались догола, натирались каким-то колдовским снадобьем, которое варили сами, и вылетали через печь...
В Средневековой Европе сложилось представление, что женщина становится ведьмой, заключив договор с дьяволом. Говорили, что ведьмы участвуют в шабашах на лысых горах, совокупляются с демонами в образе мужчин (инкубами), приносят в жертву младенцев, насылают на людей порчу и эпидемии, управляют погодой и вызывают бури , засухи, наводнения. Подобные суеверия привели к всплеску с конца XV — до середины XVII веков массовых преследований и казней женщин, считавшихся ведьмами. Этот период в Западной Европе вошёл в историю как "охота на ведьм".
Несмотря на то, что упоминание о ведьмах и колдунах содержалось ещё в раннехристиаских трактатах, до XIII века вера в колдовство считалась «языческим суеверием» и, в отдельных случаях, наказывалась, например — церковным покаянием. Поначалу практика гонения на ведьм встретила отрицательное отношение как светской, так и церковной власти.
Malleus Maleficārum (Молот ведьм)
Инквизитор Крамер был типичным неудачником. В Инсбурге он руководил судебным процессом над ведьмами. Рассмотрев материалы процесса епископ Инсбрукский отменил приговоры инквизиции, освободил обвиняемых женщин и предложил Крамеру покинуть город. Опущенный Крамер решил оправдаться, он написал трактат как узнать ведьму. Этот психически больной ущербный человечек страдающий комплесами непоноценности и импотенцией решил выместить свою злобу на женщинах. Начав с краткого руководства по техническим вопросам, он вскоре решил написать более содержательную и амбициозную работу...
Ужасная книга "Молот ведьм" была выпущена в вольном городе Шпайере в 1487 году.
Крамер был никто, он это понимал и его опус вряд ли был воспринят, поэтому Крамер солгал приписав себе в соавторы известного и уважаемого декана Кёльнского университета, инквизитора Якоба Шпренгера. В "Молоте ведьм" описано много случаев из практики инквизиции, методы распознавания сатанинских выходок, правила ведения допросов, методы, которые приводят к эффективным признаниям. То есть детально расписано есть как пытать! Практическое пособие для садиста-палача.
Крамер был ненормальный, импотент, психически больной моральный урод, маньяк-садист. Он выделялся даже на фоне той дикой средневековой Европы. В 1490-м году Генрих Крамер осуждён судом инквизиции за неоправданные средства дознания, неправильные инквизиционные процедуры и повышенный интерес к сексуальным аспектам колдовства.
Но папа римский Иннокентий VIII вдохновленный "Молотом ведьм" издал буллу "Всеми силами души" , направленную против ведьм, которая стала причиной многих процессов инквизиции в странах христианской Европы.
Святая инквизиция
"Святой отдел расследований еретической греховности" — это учреждения Римско-католической церкви, для борьбы с ересью. Ополоумевшие от недоедания и полового воздержания европейские монахи с конца XV века начинают распространять слухи, мол договор с нечистой силой стал массовым явлением и главная опасность в этом мире - ведьмы.
Вовремя дознания применялась изощренные пытки подозреваемого. Если несчастный не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд. Формально Инквизиция ни кого не казнила её дело было употребить все усилия, чтобы вернуть еретика в лоно Церкви. Но если он упорствовал , то инквизиторы говорили, мол данный тип не католик, так он отрицает Бога. А значит он не подлежал юрисдикции Церкви, его объявляли еретиком отлучали от Церкви и передавали светскому суду. Но инквизиторы зорко следила за тем, чтобы её резолюция не толковалась превратно, они настаивали на том что бы осужденный ими еретик должен быть предан смерти. Ужасной смерти - сожжению на костре заживо.
Практически забытое в эпоху позднего Рима и «тёмных веков», сожжение стало применяться чаще в эпоху Средневековья, наряду с замуровыванием и заточением, так как согласно учению католической церкви, с одной стороны, оно происходило без «пролития крови», а с другой, пламя считалось средством «очищения» и могло «спасти душу».
Охота на ведьм
После опубликования папской буллы «Всеми силами души» в Западной Европе развернулась «охота на ведьм». Число процессов над ведьмами резко выросло из-за экономического кризиса, голода и роста социальной напряженности, что было вызвано увеличением численности населения и долговременным ухудшением климата , наряду с революцией цен. Неурожаи, войны, эпидемии чумы и сифилиса порождали отчаяние и панику и усиливали склонность людей искать тайную причину этих несчастий.
Ведьмы так легко признавались в своих злодеяниях во многом благодаря принятым способам дознания. Пыткам на ведовских процессах отводилось главное место, ибо лишь благодаря им охотникам за ведьмами удавалось выжать из обвиняемых те безумные признания, которые впоследствии должны были служить подтверждением церковных бредней о Дьяволе, сделке с демонами и сатанинских чарах. Продолжительность пыток и их суровость определяли исключительно судьи.
Пытки, которым подвергали женщин, были крайне изощренны и разнообразны. На ведовских процессах обычно использовались сдавливание пальцев в особых тисках, наложение колодок на ноги (пытка испанским сапогом) и пытка обвиняемого на дыбе.
Применяли, «ведьмино кресло», оснащенное острыми деревянными шипами, на котором подозреваемую заставляли сидеть сутками.
Еще один инструмент для дознания «испанский осёл»— четырехгранное бревно, на которое сажали ведьм. Острый клин вверху входил в промежность женщин чем доставлял ей нестерпимые страдания.
Также был изобретен очень эффективный способ проверить женщину ведьма она или нет, который назывался «купание ведьм». Подозреваемой связывали большие пальцы рук и ног между собой и притягивали к пояснице, из-за чего она оказывалась как бы сидящей с подогнутыми ногами. Потом ее бросали в глубокое озеро, если она тонула, то все обвинения с нее снимали посмертно, если выживала, то это доказывало ее вину и договоренность с дьяволом о спасении. После этого ей была уготована одна дорога прямиком на костер.
Убийство женщин за колдовство приняло такие масштабы, что сами священники испугались и концу XVI века испанские и римские инквизиторы начали выражать серьёзные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве.
Современные исследователи оценивают общее число казнённых за ведовство в 300-летний период активной охоты на ведьм в 40—50 тысяч человек
Восточная Европа почти не испытала охоты на ведьм что ведовская истерия не коснулась православного Русского царства, поскольку православные богословы были меньше поглощены идеей греховности плоти, чем католические и протестантские, и, соответственно, женщина как телесное существо беспокоила и пугала православных христиан меньше. Православные священники были осторожны в своих проповедях на тему колдовства и порчи и стремились препятствовать народным самосудам над колдунами и ведьмами.
Последней казнённой в Европе за колдовство считается Анна Гельди, казненная в Швейцарии в 1782. Последние наказание за колдовство (200 ударов розгами и 6-летнее изгнание) было назначено в Испании в 1820 году.
Вот, как-то так...
Виолетта Крымская.
Комментарии (0)