В новогоднюю ночь Людмила Иванова познакомилась с будущим мужем
08:00 26 декабря 2021
«Сколько бы лет ни прошло, мы не устаем от традиционного праздничного киноменю — «Ирония судьбы,...
С Алисой Фрейндлих в фильме «Служебный роман». 1977 г. МОСФИЛЬМ-ИНФО
«Сколько бы лет ни прошло, мы не устаем от традиционного праздничного киноменю — «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Самая обаятельная и привлекательная» и другие советские фильмы стали символом тепла, уюта и спокойствия. Во многих из них бесподобно играет Людмила Иванова. Мы дружили с Людмилой Ивановной, и она поведала мне не одну историю о своих знаменитых коллегах», — рассказывает главный редактор «7Д» Анжелика Пахомова.
Первый съемочный день в фильме «Служебный роман» закончился для Людмилы Ивановой слезами. Андрей Мягков обидел ее замечанием: «Больше десяти лет работаю с тобой в театре, но не знал, что у тебя такой противный голос». Шурочка из месткома его взбесила. Мягков убеждал Эльдара Рязанова, что этот персонаж «протокольный» и он не нужен. Кроме того, в тот же день Иванова узнала, что у нее самая маленькая ставка за съемочный день... Не уходить, хлопнув дверью, ее уговорил муж. К тому же сразу сложились добрые отношения с режиссером. Рязанов высмотрел Иванову в другом фильме и тут же пригласил в свою картину. «Рязанов сказал: «Я знал, что только ты согласишься играть такую роль», — вспоминала Иванова. — На что я ответила: «Не беспокойтесь. Я лишь раз в жизни играла красавицу, это была роль Весны в «Снегурочке». — «А у кого?» — заинтересовался Рязанов. «В школьном спектакле»… Мягков меня завел, высек из меня искру! Я подумала, раз так, я Шурку сыграю как главную роль, и запомнят именно ее!»
После «Иронии судьбы...» Мягков стал первым героем-любовником в театре
«С мужем они повстречались на новогоднем «Огоньке» и с тех пор не расставались» С мужем Валерием Миляевым. 2011 г. АРХИВ «7 ДНЕЙ»
«Андрей пришел в «Служебный роман» уже очень известным актером, — рассказывала актриса. — Он два года назад снялся в «Иронии судьбы...» и проснулся знаменитым, стал играть героев-любовников. И давал фору любым красавцам! Андрей был интереснее за счет своей интеллигентности, ума, ироничности… У нас в «Современнике» хватало красавцев актеров, а поклонницы бегали именно за Мягковым!»
Они не знали, что актер со студенчества любит свою красавицу жену Настю Вознесенскую. Кстати, в «Современник» Андрея привела именно она. В 60-х годах Анастасия много снималась и как-то встретилась на съемочной площадке с Ефремовым. Когда Олег предложил: «Давай к нам в театр», она ответила: «Только с мужем». Ефремов крайне редко соглашался с такими требованиями, но ее послушал. И не пожалел! Мягков оказался «ефремовским» актером — талантливым, а еще безотказным и трудолюбивым. Славы своей он стеснялся, никогда никому не давал повода обвинить его в звездности, в снобизме. В результате с персонажем Ивановой Мягков смирился. И вообще, на съемках «Служебного романа» возникла теплая атмосфера, потому что все друг друга знали.
С Лией Ахеджаковой Людмила тоже была знакома по «Современнику». «Лия тогда училась водить машину, у нее было что-то типа «Запорожца», и она боялась садиться за руль. Помню, повязывала платок, как бабушка, садилась в свою малышку и в страшном напряжении, сосредоточившись, со скоростью 30 километров в час, ехала от точки А до точки Б. Ей все сигналили, но Лия ни на секунду не отвлекалась от дороги. Зато потом стала отличным водителем!.. Надо сказать, что в фильме «Служебный роман» могло быть три серии, материала хватало. Просто никто не предполагал, что это шедевр, и многое вырезали. Например, сцену драки с Бубликовым, который, вернувшись из больницы, гонялся по коридорам за моей Шурочкой».
«Андрей пришел в «Служебный роман» уже очень известным актером. Он два года назад снялся в «Иронии судьбы...» и проснулся знаменитым, стал играть героев-любовников. И давал фору любым красавцам!» Барбара Брыльска и Андрей Мягков в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!». 1975 г. МОСФИЛЬМ-ИНФО
На детский новый год в «Современник» пришли только взрослые
В те времена, когда мы познакомились с Людмилой Ивановой, у нее дома всегда широко отмечался Новый год. Начинали 29 декабря и продолжали до Рождества и дальше. Тем более на 31 декабря выпадала годовщина знакомства Ивановой с мужем, физиком Валерием Миляевым. В далеком 1962 году они повстречались на новогоднем «Огоньке» и с тех пор не расставались. В молодости, по словам актрисы, этот праздник всегда встречали на сцене.
«31 декабря по традиции в театрах были утренние спектакли для детей, даже в «Современнике», — рассказывала Иванова. — Однажды Ефремов поручил молодому Табакову поставить сказку «Белоснежка и семь гномов». Обычно, когда он доверял кому-то режиссуру, не вмешивался. Тем более он не ожидал проблем от детской сказки. И вот наступает 30 декабря, Ефремов принимает спектакль и хватается за голову: «Это же политический памфлет! А к нам завтра придут пятилетние дети! Будем ставить спектакль заново!» Каким образом? Остался вечер и ночь. А Ефремов мне: «Мила! Организуй группу психологической поддержки. Чтобы был чай, бутерброды. И время от времени выпускайте листок, сколько часов до премьеры». Актеры остались на ночь в театре. Помню, Люся Крылова, тогда супруга Табакова, игравшая Белоснежку, то и дело металась в кабинет Ефремова. Там спал ее сын Антон, младенца было не с кем оставить дома — праздники, в яслях выходные. Маленький Антон обычно был на пятидневке в яслях ВТО. А когда театр отправлялся на гастроли, Люся, с коляской, с кастрюлями, с одеяльцами, грузилась в вагон вместе с ребенком. И за кулисами его кто-то укачивал, пока она была на репетиции. Это было нормально! Актеры так жили. Много детей выросли за кулисами «Современника».
«Импортную одежду достать было негде, так что костюмы актерам собирали всем миром. Самый модный из них, Абдулов, приходил в своих вещах» Михаил Кокшенов, Александр Абдулов и Леонид Куравлев в фильме «Самая обаятельная и привлекательная». 1985 г. ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/FOTODOM
В ту предновогоднюю ночь Ефремов постоянно напоминал: «Не забывайте, завтра к нам придут дети! Надо быть проще. Чтобы даже трехлетние все поняли». Спектакль начался в 10 утра 31 декабря. Мы ни одного часа не спали! Все ходили осоловевшие, со стеклянными глазами! И тут Табаков вбегает в кабинет Ефремова и кричит: «В зале одни взрослые! И Солженицын пришел». Мы бросились смотреть в щелку. Ефремов ничего не понимает, действительно все места заняты взрослыми людьми… Дело в том, что в те годы «Современник» был настолько популярен, что в него невозможно было попасть. И многие зрители, с огромным трудом достав билеты, предпочли взять с собой не детей, а друзей и коллег. «Будем играть то, что поставили», — сказал Ефремов. И зрители были счастливы! Нам так хлопали, так нас поддерживали! А после спектакля народ не хотел расходиться. Решено было Новый год отмечать в театре. Еще одна бессонная ночь! Даже не знаю, как мы все это выдерживали. Нас спасали молодость и энтузиазм. Вы не поверите, но 1 января театр тоже работал, мы играли утренние спектакли! Так что в новогоднюю ночь могли позволить себе лишь немного шампанского. Да и на какое-то особенное угощение у нас денег не было, на столе было то, что каждый принес из дома».
А где тут артисты?
По воспоминаниям Ивановой, «сытые» времена начались в «Современнике» только в конце 60-х годов, незадолго до ухода Ефремова. А до этого у каждого в театре была еще одна театральная профессия. Сильно выручала и группа поддержки из преданных зрителей, которые помогали как рабочие сцены.
Лия Ахеджакова в фильме «Служебный роман». 1977 г. LEGION-MEDIA
«Помню, 12 апреля, как раз в тот день, когда полетел Гагарин, мы въехали в помещение на площади Маяковского, — вспоминала Людмила Ивановна. — Совершенно нищие, даже перевозить было нечего. Здание собирались сносить, и выглядело оно угнетающе. Мы решили облагородить хотя бы фойе: покрасить стены в красный цвет, а трубы отопления — в белый, желтый и черный. Актрисы взяли кисточки в руки, актеры — шпатели, веники. Ефремов работал с нами. В этот момент кто-то пришел с документами на подпись, зашел с улицы, посмотрел на нас и спросил: «А где тут артисты-то?» Мы действительно не были похожи на звезд сцены, особенно Люся Крылова, которая профессионально выполняла все ремонтно-строительные работы. Могла и побелить, и покрасить, и линолеум постелить, и краны починить. Готовила Люся буквально ведрами, у них с Олегом Табаковым дома всегда было полно гостей. Удивительная девушка! С девяти лет росла без матери, поэтому все умела. При этом выглядела как ребенок, и когда они с Табаковым шли в ресторан, ее не пускали, требовали показать паспорт».
Поцелуй Депардье
После успеха «Служебного романа» Иванову стали наперебой приглашать в кино на комедийные роли. Режиссер картины «Самая обаятельная и привлекательная» Геральд Бежанов сообщил Людмиле Ивановне только имя ее героини. «А все остальное придумаете сами», — сказал он ей.
«Первый съемочный день закончился для Людмилы слезами. Андрей Мягков обидел ее замечанием: «Больше десяти лет работаю с тобой в театре, но не знал, что у тебя такой противный голос» С Андреем Мягковым и Олегом Басилашвили в фильме «Служебный роман». 1977 г. МОСФИЛЬМ-ИНФО
«Он рассчитывал на меня, и я придумывала смешные реплики про «промежуточный вал», или когда герой Кокшенова завязывает шнурок, а я ему говорю: «Молодец! Но этого мало», — вспоминала актриса. — А другим актерам он почему-то не разрешал изменить в тексте ни одного слова. Самой большой проблемой на съемках было одеть Надю Клюеву, которая «с Урала». Костюмерам негде было достать импортную одежду. Муравьевой пришлось принести свою шубку и джинсы, Васильевой — шляпу, Удовиченко — кепи с помпоном. Так всем миром и собирали. Самый модный из актеров, Абдулов, тоже приходил в своих вещах. Забавно, что «последняя модель «Жигулей» принадлежала не видному жениху Ширвиндту, а скромному, по роли, Кокшенову. Он много снимался и хорошо зарабатывал».
После Шурочки режиссеры даже не приглашали Иванову на пробы, ей сразу давали роль, и, как правило, яркую. На съемки «Зависти богов» к Владимиру Меньшову актриса пришла с палочкой, была нездорова. Но режиссер заверил ее, что она может играть даже на костылях.
«Когда мы уже начали съемки, я не знала о том, что в картине будет сниматься Депардье, — рассказывала Иванова. — Вероятно, Меньшов еще не был уверен, что он приедет. Но Жерар прилетел, на собственном самолете! Зашел в студию в два часа дня и заявил, что сразу готов сниматься, времени у него мало. По сюжету я должна была его угощать бараньей ногой. В стране дефицит, мы с трудом договорились, что нам приготовят это блюдо в какой-то столовой, для съемок. А все остальное я вообще принесла из дома, испекла сама пирог. И вот снимаем мы дубли. А Депардье ест с большим аппетитом, и Меньшов начал волноваться. Второй ноги у нас нет, хватит ли на все дубли? Я же поняла, что артист просто голоден. И в перерыве поднесла ему свой пирог. Сказала: «Не ешьте ничего в гостинице или в аэропорту! Отравитесь». Депардье поблагодарил меня и трижды, по-русски, поцеловал».
«По традиции кошек для съемок взяли в Уголке Дурова. Одного рыжего кота я назвала Иннокентием, в честь Смоктуновского. Лия Ахеджакова возражала: «Кеша может обидеться» В фильме «Небеса обетованные». 1991 г. KINO-TEATR.RU
«Это гениально, старуха!»
Иванова стала мастером комических эпизодов. Порой в картине она появлялась лишь на десять минут, но запоминалась зрителям. Такой стала роль кошатницы в фильме «Небеса обетованные» Эльдара Рязанова.
«Снимались опять составом «Современника», — вспоминала Иванова. — Валентин Гафт, Лия Ахеджакова. Я играла кошатницу, которая сидит за столом, а у нее на плечах и на руках — коты. По традиции кошек для съемок взяли в Уголке Дурова. Я постаралась наладить с животными контакт и одного рыжего кота назвала Иннокентием, в честь Смоктуновского. Лия Ахеджакова возражала: «Кеша может обидеться». Но я настояла на своем. Гафт на всю эту возню смотрел снисходительно-насмешливо. И вот начинается сцена, помощник режиссера говорит «Начали» и громко хлопает хлопушкой. Кот испугался и мгновенно обделался! Что тут началось! Гафта начало тошнить, и он бросился на улицу, все кричат, выбегают. Я же спокойно сижу и разговариваю с котом, успокаиваю его. Сцену эту мы все-таки сняли, но я попросила уже больше хлопушкой так не стучать... У Гафта был сложный характер. Он иногда впадал в раздражение и не стесняясь высказывался об игре коллег. Я не сразу к этому привыкла. Когда ему нравилось, как я сыграла, он кричал: «Старуха, это гениально!» — когда нет, мог сказать: «Ну что ты сделала? Как я теперь должен рядом с тобой играть?»
«После успеха «Служебного романа» Иванову наперебой приглашали в кино на комедийные роли. Она стала мастером комических эпизодов. Порой в картине она появлялась только на десять минут, но запоминалась зрителям» С Ириной Муравьевой в фильме «Самая обаятельная и привлекательная». 1985 г. МОСФИЛЬМ-ИНФО
«Современник» был для Ивановой и призванием, и семьей. С худруком театра Галиной Волчек Иванова дружила с юности. У них была общая веселая, беспечная молодость.
«Гале было позволено то, что не позволено другим, — рассказывала актриса. — Например, когда она увидела, что я вслед за другими девочками из нашей группы в Школе-студии МХАТ начала курить, то просто подошла, взяла у меня сигарету и сказала: «Тебе курить не надо». Галя всегда немного посмеивалась над моими «барскими» замашками, над тем, что я «домашняя девочка». Но сама она была настоящей принцессой! Поехали мы после первого курса с выступлениями на целину и там столкнулись со страшной антисанитарией. Туалет типа «сортир», ложки и чашки в столовой немытые. Выступать приходится в полуразвалившемся клубе — бывшей церкви. Зрители сидят на земляном полу, пьют воду, передавая друг другу железный
чайник. Галя выходит на сцену, ей нужно играть серьезный отрывок, а один зритель сидит и громко икает. Галя крепилась, старалась на него не смотреть, но в итоге засмеялась и убежала за кулисы. Потом мы пошли в сельпо, купить хоть что-то съедобное. Были лишь заплесневелые шоколадки «Цирк», Галя ими все время и питалась.
«Когда Гафту нравилась игра, он кричал: «Старуха, это гениально!» Когда нет, мог сказать: «Ну и что ты наделала?» С Валентином Гафтом. 1998 г. Фото из архива Людмилы Ивановой
Конечно, первые выступления всегда помнишь очень ярко — это как первая любовь. И от того, как они пройдут, многое зависит. Помню, мы долго не могли понять, почему Евстигнеев отказывается от участия в выездных концертах. Это же дополнительный заработок, а зарплаты театральных актеров были небольшие. Оказалось, что когда-то в молодости он поехал в совхоз с концертной бригадой. Вышел на сцену, стал читать рассказ Чехова, и вдруг пьяный голос из зала его прервал: «Уйди со сцены!» И добавил крепкое ругательство… К чему именно это относилось, непонятно, но у Евстигнеева зародился комплекс. Была у Жени и другая проблема. Он мог забыть текст. Такое случалось, и в «Современнике» партнеры всегда были готовы подсказать ему роль. Но иногда и это не помогало. И Евстигнеев просто сокращал текст. Особенно часто это происходило в знаменитой пьесе «Современника» «На дне» по Горькому, где Женя играл Сатина и у него был длинный монолог, от которого у зрителей мурашки шли по коже. Галя Волчек предупредила Евстигнеева: «Завтра на спектакль придет Анджей Вайда (всемирно известный польский режиссер. — Прим. ред.), я прошу тебя, выучи свой текст, нельзя опозориться». В результате, переволновавшись, Евстигнеев произнес только первые фразы из своего длинного монолога: «Человек — это звучит гордо...» Потом повисла страшная пауза, Женя произнес: «Ну и так далее...» — и ушел за кулисы. Галя в ужасе повернулась к Вайде, который сидел с ней в первом ряду, и начала было оправдываться, но вдруг увидела, что у того все лицо в слезах. «Галя, зачем слова, когда он так играет», — только и сказал Анджей».
Гурченко сделала из физика актера
Еще одна коллега Людмилы Ивановой по театру — Людмила Гурченко три года проработала в «Современнике», но не прижилась в нем. Ролей у нее было мало, Ефремов ее не замечал. Единственной подругой звезды «Карнавальной ночи» стала Иванова. «Я с ней подружилась, потому что, как выяснилось, у обеих у нас была страсть к сочинительству, — рассказывала Людмила Ивановна. — Мы вместе музицировали, Люся тогда жила на Маяковской, возле театра, она меня часто угощала своей фирменной яичницей с сулугуни. А однажды летом, когда у всех в театре отпуск, она меня (как актрису) и моего мужа Валерия (как звуковика) включила в свою концертную бригаду. Люся, чтобы заработать, много ездила с концертами, рассказывала о съемках, пела, показывала отрывки из спектаклей. В программе у нас была пьеса «Старшая сестра», где мы с ней играли сестер, а один наш коллега, актер, — мужскую роль. И вот этот актер однажды катастрофически опаздывал на выступление. Люся сразу все взяла в свои руки: «Пусть играет твой муж! Там и слов-то почти нет, справится!» Вы помните эту роль, ее блистательно исполняет Куравлев в одноименном фильме с Татьяной Дорониной. Я говорю: «Люся, мой муж — физик, он никогда не выходил на сцену!» Но Гурченко кого угодно уломает. Муж вышел играть в своем свитере и от волнения просто вытянул этот свитер до колен, и вообще страшно стеснялся и заикался. Народ хохотал! Они думали, что это по роли так нужно. После спектакля Люся посмотрела на него и говорит: «Надо тебе быстро сшить пиджак». Она не шутила. Гурченко могла за два часа сшить бальное платье или мужскую рубашку, была мастерицей на все руки».
«Людмила Иванова вспоминала: «Люся посмотрела на моего мужа и говорит: «Надо тебе быстро сшить пиджак». Она не шутила. Гурченко могла за два часа сшить бальное платье или мужскую рубашку, была мастерицей на все руки» Людмила Гурченко в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова». 1981 г. МОСФИЛЬМ-ИНФО
Много лет прошло с тех пор, все изменилось, мы живем в другой стране. Все чаще приходится вычеркивать номера из записной книжки — звезды советского кино уходят одна за другой. Но, как ни странно, чем больше проходит времени, тем чаще хочется пересматривать старые фильмы, где не стреляют, а поют и целуются. Давайте же чаще вспоминать наших любимых «Шурочек», «Ипполитов», «Лукашиных», «Гош» и прекрасный мир, ими созданный.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)