В эпоху гаджетов люди все реже пользуются возможностями их памяти: номера телефонов всегда есть в смартфоне, список дел — в заметках, рабочие задачи — в планере.
А если вам срочно необходимо вспомнить день взятия Бастилии, то для этого будет достаточно обратиться к поисковой системе.
Но память — особый ресурс, где накапливаются знания и опыт, основа для принятия решений. За ее работу отвечают нейроны ‒ нервные клетки мозга, которым нужно много энергии, а мозг не всегда хочет ею делиться. Часто вы многое забываете потому, что мозг экономит энергию и избавляется от всего, что ему кажется лишним. Но его можно перехитрить, если память тренировать.
Swjournal собрал несколько эффективных упражнений, которые сделают вас внимательнее, улучшат вашу память и мышление, помогут настроиться на продуктивную работу, чтобы больше замечать, понимать, осознавать.
1. Обычные вещи
Простое и эффективное упражнение на развитие наблюдательности заключается в умении видеть обычные вещи.
Возьмите какую-нибудь обыкновенную вещь (телефон, книгу, утюг…), положите или поставьте её перед собой. В течение некоторого времени, спокойно, но внимательно смотря на неё попытайтесь запечатлеть её в своей памяти. После закройте глаза и мысленно, во всех подробностях воссоздайте образ. Затем откройте глаза и обратите внимание на то, что не хватает вашему мысленному образу. Снова закрыв глаза, усовершенствуйте изображение. Продолжайте до тех пор, пока вам в точности не удастся создать чёткий умственный образ в мельчайших подробностях.
2. Рисование
После того как вы в достаточной мере овладели первым упражнением, данный предмет, который вы ‘рисовали’ у себя в голове — ‘перенесите’ на бумагу. И не важно, что вы не художник, нарисуйте его. Вначале можно рисовать что-нибудь попроще, только не смотрите на предмет, вспоминайте мысленный образ.
После того как нарисовали — посмотрите на предмет. Все ли детали вы отобразили? Поступайте так же как и в первом упражнении, уберите предмет и дорисуйте то, чего не хватало.
3. Детали
Очень ценный способ развития наблюдательности является умение рассмотреть детали объекта. Не пытайтесь с первого раза воспринять и запомнить весь объект (предмет) целиком. Это на первых стадиях развития наблюдательности сделать сложно. Замечайте и запечатлевайте отдельные подробности предмета, и после переходите к следующим.
Попытайтесь описать характерные черты лица одного из ваших знакомых, и вы удивитесь неясности своего представления. А всё в первую очередь потому, что никогда хорошенько в него вы не всматривались. Стоит ли говорить о посторонних лицах. Смотря на лицо человека и пытаясь его запомнить многие допускает эту ошибку: не обращают внимание на детали, а пытаются запомнить его в целом.
Начните тренироваться на ваших знакомых, рассмотрите глаза человека, его нос и рот, потом подбородок, цвет его волос, общую форму головы и т.д. Далее начните рассматривать каждого встречающегося вам человека, изучайте внешность. Вскоре вы удивитесь, с какой легкостью вам запоминаются подробности и в наружности посторонних вам людей.
4. Здание
Это упражнение применимо к любым объектам и предметам. Опишите здание, которое встречается вам каждый день по пути на работу. Уверен, что многие не смогут дать чёткое описание, лишь смогут составить о его внешнем виде отдалённое понятие — форма, цвет, сколько этажей. Но что касается местонахождения и размера дверей, числа окон в каждом этаже, формы крыши, расположения труб, карнизов и т.п., то вы поймёте, что не сможете дать себе в этом ясный отчёт. Повторю, обращайте внимание в первую очередь на детали, следуйте от частного к общему.
4. Предметы
Это упражнение в игровой форме. Попросите кого-нибудь положить на стол 7–10 предметов и пусть тот накроет их чем-нибудь. Подойдя снимите то, что их накрывает, и в течении десяти секунд попытайтесь чётко запомнить эти предметы. Закрыв, попробуйте как можно точнее описать их на бумаге. Со временем количество лежащих на столе вещей может увеличиваться.
Удивительно, какой наблюдательности достигают с помощью подобных игр. Развитые способности обострят вашу наблюдательность до такой степени, что вы без труда сможете видеть много того, что не заметят другие, и получите огромную помощь в делах. Это упражнение часто в практике используют индийские йоги.
5. Чтение
Многие люди ‘схватывают’ содержание и смысл статьи с одного взгляда. Занятые люди, по необходимости листающие газеты, также имеют такую способность. Журналисты способны ‘схватить’ смысл статьи, только лишь краем глаза взглянув на несколько строчек. Рецензенты тоже обладают такой способностью.
В первую очередь всё дело в практике. Попробуйте начать с прочтения одним взглядом нескольких слов, затем целой фразы, предложения, маленького абзаца и т.п. При развитии наблюдательности следует поступать, как поступают спортсмены при развитии мускулатуры — сперва развивают один мускул, далее последовательно доходят до целой группы мускулов.
6. Комната
Очень полезно для развития наблюдательности мысленно составлять обстановку комнаты в которую вы заходили.
Войдя в комнату, произведите беглый осмотр. Попытайтесь получить чёткую ‘мысленную фотографию’ как можно большего числа предметов. Запомните размер комнаты, её высоту, число и форму окон и дверей, цвет и форму обоев, количество стульев и их тип, столов и их тип, ковров и их тип, картин и то, что на них изображено и пр.
Выйдите из комнаты, представьте у себя у голове то, что вы запомнили (всю комнату целиком), после — запишите то, что видели и смогли запомнить, сравните запись с оригиналом. Повторяйте, пока не добьётесь ‘идеального’ результата. Эта практика в дальнейшем поможет вам в малейших деталях описывать любое посещаемое вами помещение.
7. Вечером
Перед сном, сделайте обзор всех ваших дневных занятий, и постарайтесь вспомнить вещи, предметы, лица людей, с которыми вы встречались, в целом всё, что происходило за день. Вы удивитесь, малости того, что будете припоминать в начале, и количеству того, что сможете вспомнить после каждодневной практики. Ваше подсознательное мышление поймёт, что это необходимость, ясно замечать предметы и лица, а также в целом всё что происходило за день.
Комментарии (1)