За всю историю Советского Союза зафиксировано больше сотни случаев угона самолета с целью побега заграницу или совершения теракта. При этом почти половина происшествий приходилась на последние годы существования страны. Значительная скорость воздушного судна позволяла увеличить свои шансы на осуществление побега, пока власти на земле находятся в неведении относительно происшествия. К сожалению, жертвами угонщиков иногда становились обычные пассажиры, попавшие под горячую руку.
Что интересно, авантюристы периодически захватывали АН-2, главный самолет малой авиации, который обычно осуществлял перевозки между центрами областей и районов. Из-за частого использования в сельском хозяйстве машину прозвали "кукурузником". Не очень большая высота движения и небольшой размер затрудняли обнаружение радиолокационными системами. Запаса топлива должно было хватить на короткий перелет кап-страну по соседству. Например, в 1973-м ростовский «кукурузник» успешно захватил рабочий Петров: пассажиров «вернули» в посольство СССР в Турции, а Петров получить убежище в Канаде. Похожий случай произошел и в 1987-м. Тогда молодой пилот Р. Свистунов смог попасть в Швецию, взлетев с поля латвийского колхоза. Там ему предоставили вид на жительство.
Но не всем удавалось успешно довершить начатое. Часто горе-угонщиков уже на земле нейтрализовал спецназ, террористов ждал расстрел. Лишь один раз прямо в небе понадобилось вмешательство боевого реактивного истребителя. Случай этот произошел в самом начале брежневского правления... 13 марта 1967 года командир экипажа В. Мельник и его помощник Ю. Муравьев успешно посадили рейс из Краснодара на заштатный аэродром у Туапсе, после чего поставили свой АН-2 на стоянку. Вскоре они услышал шум двигателя. Удивленные лётчики прибежали к взлетной полосе и обнаружили, что их судно уже в воздухе. Начальство туапсинских авиалиний незамедлительно сообщило об инциденте в пограничную службу. Так как Краснодарский Край являлся идеальным местом для марш-броска в Турцию, то задумка преступника стала ясна.
Угон осуществил некто Скрылев, не понаслышке знакомый с военной и гражданской авиацией. Его уволили из-за злоупотребления алкоголем, после чего бывший пилот приехал из Томской области на Кубань в надежде получить работу в местном филиале «Аэрофлота», но получил отказ. Видимо, отсутствие профессиональной реализации и денег стали главной причиной его поступка. Он остановился в одной из южных гостиниц и стал подыскивать удобное место для угона.
Что удивительно, Скрылеву хватило всего тридцать пять секунд, чтобы пробраться в салон, снять специальную блокировку и привести оборудование в состояние готовности. Этому способствовали слабые меры безопасности в виде невысокого забора, а также обеденный перерыв у штатного механика. Полоса на тот момент фактически осталась без наблюдения.
Через полтора часа угонщик уже пересек воздушные границы Абхазии и Грузии и летел над нейтральными водами. Тогда с ним поравнялись ЯК-28 и МИГ-17, вылетевшие на перехват с базы ПВО под Сухуми. МИГом управлял опытный подполковник В. Н. Прищепа. Отсутствие заложников склонило командование к применению огня на поражение. Однако это случилось не сразу: ракета «воздух-воздух», а также снаряд с тепловым наведением не смогли зафиксировать цель, идущую слишком низко от водной глади. Прищепа смог сбить «кукурузник» лишь вручную, бортовой артиллерией.
На месте крушения производили поиски тела и вещественных доказательств, но смогли найти только воздушный баллон. Спецслужбы даже проводили следственный эксперимент, дабы повторить действия Скрылева, и нашли огромное количество уязвимостей в противоугонной системе. Пилотам данной модели воздушного судна предписали закрывать кабину на специальные замки. К слову, никакой вины или проявления халатности со стороны членов экипажа установлено не было: Мельник и Муравьев вернулись к своим обязанностям.
Иван Коберницкий
Комментарии (0)