«Твин Пикс»: величайший сериал, не нуждающийся в представлении
22:30 20 января 2022
Шоу, оказавшее огромное влияние на мировую телеиндустрию XXI века.
«Твин Пикс», реж. Дэвид Линч Кадр из фильма
«Твин Пикс» (1990-1992) – одно из
тех произведений поп-культуры, о которых трудно сказать что-то новое, даже если
очень захочешь. Изученный за 30 лет вдоль и поперёк бесчисленным сонмом
кинокритиков, искусствоведов, психологов и рядовых зрителей на самых разных исследовательских
уровнях – от любительских комментариев на фанатских сайтах до глубокомысленных научных
диссертаций и монографий – сериал Дэвида Линча, наверное, как никакой другой
заслужил право называться культовым.
Заявить, что за три десятилетия «Твин
Пикс» не устарел вовсе, было бы невольным преувеличением или сознательным
лукавством, однако даже после шумного успеха таких телепроектов, как «Секретные
материалы» и «Клан Сопрано», «Остаться в живых» и «Шерлок», «Во все тяжкие» и
«Игра престолов», низкобюджетное ТВ-шоу начала 90-х с минимумом компьютерной
графики и спецэффектов всё ещё способно затянуть податливого зрителя в свой причудливый
мир с головой, как в коварную воронку в тихой реке, откуда невероятно сложно
выбраться, если уж засосало всерьёз.
«Твин Пикс», реж. Дэвид Линч Кадр из фильма
Секрет художественной мощи и непреходящего
очарования «Твин Пикса» держится, как водится, всего на трёх китах, зато каких!
Первый из них – выдающаяся режиссёрская работа со всеми ключевыми аспектами
кинематографической формы, что до Линча на телеэкране не удавалось плюс-минус никому.
Живописная натура американского северо-запада с его туманными лесами и впечатляющими
водопадами, волнующая музыка Анджело Бадаламенти (открывающая тема сериала,
звучащая на вступительных титрах, безошибочно угадывается с первых же нот), интригующий
мистический сценарий Дэвида Линча и Марка Фроста, переполненный загадочными
мотивами и символами, стильный продакшн-дизайн художественного цеха в немногочисленных,
но запоминающихся локациях, пёстрая галерея персонажей разной степени
эксцентричности и, конечно, обворожительные актрисы-красотки, от которых трудно
отвести глаза – «Твин Пикс» выглядит не только как полноценное кино, но и как изделие
ручной работы, где всё сделано в высшей степени вдумчиво, профессионально и на
совесть. Взгляните интереса ради на другие западные сериалы того периода (конец
1980-х – начало 1990-х) и ощутите ту качественную разницу, о которой идёт речь.
«Твин Пикс», реж. Дэвид Линч Кадр из фильма
Второй опорный конструкт сериала
и, возможно, его ключевой козырь – неповторимый провинциальный уют созданного авторами
мира, предопределяющий атмосферу и настроение не только в кадре, но и за его
пределами, то есть – по обе стороны экрана. «Твин Пикс» будто нарочно сделан
так, что им крайне некомфортно наслаждаться солнечным летним утром, лёжа где-нибудь
на зелёной траве под голубым небом. Осенняя непогода и плачущий дождь за окном,
тёплый плед на плечах и вкусный пончик в руке – вот идеальный вайб для
просмотра сериала. В этом нет никакого хипстерства, никакой намеренной пошлости:
«Твин Пикс» и правда словно бы сам диктует нам, как именно выстроить с ним наилучшую
зрительскую коммуникацию и как получить от неё максимальное удовольствие. Существует
немало городских телешоу, априори лишённых этой медитативной провинциальной атмосферы
(«Друзья», «Секс в большом городе», «Прослушка», «Офис» и т.д.) и нисколько не
потерявших оттого в качестве или зрительском признании, но «Твин Пикс»
эксплуатирует эту свою особенность на всю катушку, и авторов трудно упрекнуть
за такую слабость.
Третья основа сериала (а по
степени влияния на зрителя, может быть, и вовсе первая) – сюрреалистическая
начинка обыденного, на первый взгляд, сюжета. Детектив со стороны прибывает в
провинциальное местечко, чтобы расследовать преступление, и в процессе работы,
сам того не ожидая, обнаруживает уйму всевозможных скелетов в крепко запертых шкафах
благообразных с виду местных жителей – что может быть прозаичнее и тривиальнее этой
модели, перекочевавшей из линчевского творения в кучу детективных ТВ-шоу и
ставшей едва ли не самым известным сериальным штампом? Однако уникальность
«Твин Пикса» в том и состояла, что реалистическая сторона экранного мира – будь
то деловые переговоры, постыдные адюльтеры или домашнее насилие – едва ли не
впервые на большом (читай: массовом) телеэкране прямо соседствовала с удивительной
фантасмагорией, дезориентирующим абсурдом, потусторонним сюром – то зловещим и
пугающим, то смешным и умиляющим.
«Твин Пикс», реж. Дэвид Линч Кадр из фильма
Критики неоднократно отмечали:
Линч на протяжении всей своей карьеры только и делает, что, минуя разум зрителя,
обращается напрямую к его бессознательному, заглядывая куда-то в потаённую
область нашего мозга, в серую зону между сном и явью, где слова теряют всякую
силу, а визуальные образы, зачастую лишённые рациональной основы, – всемогущи.
В этом, по существу, и заключена основная магия его режиссёрского дарования и тайна
его фильмов. «Твин Пикс» в этом смысле не стал исключением. Более того, если в
«Синем Бархате» (1986) или «Диких сердцем» (1990) Линчу на всё про всё было
отведено по два экранных часа, то в «Твин Пиксе» он получил возможность создать
полноценную вселенную, как в большой романной форме, и добился практически
идеального сочетания мейнстримных и артхаусных элементов шоу, виртуозно
балансируя между услужливой работой с массовым зрителем и реализацией
авангардного художественного замысла.
«Твин Пикс», реж. Дэвид Линч Кадр из фильма
Анализируя «Твин Пикс» сегодня,
когда сериального контента на самый изощрённый вкус с каждым днём становится
всё больше, важно учитывать телевизионный контекст начала 1990-х. То, с каким
мастерством Линч снял первый сезон, то, что устроил в финале второго, и то, как
завершил сериал, не могло не повлиять на дальнейшее развитие индустрии. Далеко
не все помнят, что сюрреалистические блуждания агента Купера в Чёрном Вигваме были
презентованы американской публике не в платной подписке кабельного ТВ, а в
эфире общедоступного канала ABC,
не сталкивавшегося прежде с исполнительским уровнем и смелостью такого рода – с
тем, что можно смело назвать «авторским сериалом». Иначе говоря, именно тогда и
рядовые зрители, и профессионалы телебизнеса воочию увидели, каким может и должно быть ТВ-шоу будущего.
«Твин Пикс», реж. Дэвид Линч Кадр из фильма
Несмотря на бесспорное величие
сериала, очевидное сегодня, «Твин Пикс» нельзя назвать безупречной историей
успеха. Фанаты и критики всех мастей до сих пор припоминают уход Линча с
позиции шоураннера и основного режиссёра во втором сезоне, приведший к
разбалансировке сценария, обилию филлеров и закономерному падению рейтингов, а
также мрачный полнометражный приквел «Твин Пикс: Огонь, иди со мной» (1992),
который был призван раскрыть непрояснённые секреты сериала, но лишь разрушил
ламповую вселенную последнего. За шедевр сложно принять и третий сезон шоу,
снятый Линчем 25 лет спустя (2017): крайне спорный и не вполне удобоваримый в
силу очевидного перекоса постаревшего мэтра в сторону чистого сюра в ущерб
внятности сюжета. Третий сезон не только трудно воспринимать как продолжение знаменитого
сериала (четверть века всё же слишком большой перерыв), но и попросту тяжело
смотреть (чего только стоит невероятно затянутая линия Даги в первых сериях или
психоделический восьмой эпизод).
Однако даже эти аргументы не
позволяют отрицать главное: два оригинальных сезона начала 1990-х сделали «Твин
Пикс» одним из величайших и наиболее значительных по своему художественному
влиянию телесериалов в истории. «Настоящий детектив», «Убийство», «Очень
странные дела», «Фарго», «Тьма» – эти и многие другие ТВ-шоу нового века не выглядели
бы так, как выглядят, да и просто не были бы возможны без «Твин Пикса». Того
самого старого доброго «Твин Пикса», где совы не то, чем кажутся, а кофе всегда
чертовски хорош!
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)