В канун пандемии Covid-19 в большинстве стран мира произошел настоящий скачок спроса на такой простой предмет гигиены, как туалетная бумага. Казалось бы, крупные объемы производства, несложная технология изготовления и наличие в любых торговых точках исключают возможность дефицита. Но, как показала практика, все не так просто. Почему люди массово ринулись скупать туалетную бумагу? Попробуем разобраться.
Причина № 1: психологическая
«В ситуации стресса и неизвестности людям нужно нечто уверенное, спокойное и интимное» — пояснил израильский клинический работник Влад Роднянский в интервью РИА Новости. По мнению эксперта, такая реакция на тревогу была свойственна еще первобытному человеку. Кроме того, психолог подчеркнул, что туалет для большинства людей – спокойное, уютное место, которое имеет большое значение.
По словам психолога Баруха Фишхоффа (Университет Карнеги-Меллона, Питтсбург, США), причиной небывалого ажиотажа могло быть и ожидание долгого карантина. Другие специалисты отмечают, что уровень паники подняли и социальные сети. Фото пустых полок в магазинах, очереди за туалетной бумагой, пессимистичные посты – все это является катализатором панических настроений в обществе.
Были и курьезные случаи: 28 февраля в Японии этот товар пропал с полок буквально за сутки – сообщает японское издание Асахи-Симбун. Кто-то запустил в соцсетях слух, что медицинские маски, гигиенические салфетки и туалетная бумага изготавливаются из одного сырья, и через 24 часа по всей стране невозможно было найти и пары рулонов. Дошло до того, что в своем обращении к нации премьер-министру Японии Синдзо Абэ пришлось призвать людей прекратить скупать бумагу в промышленных масштабах. А 15 марта полиция города Ньюпорт в американском штате Орегон на своей странице в Facebook призвала жителей перестать звонить в службу спасения 911, потому что закончилась туалетная бумага.
Причина № 2: экономическая
Еще одной причиной бума на бумагу и другие предметы первой необходимости можно назвать страх перед безработицей и грядущим отсутствием средств к существованию. Люди просто пытаются запастись впрок. В связи с пандемией множество предприятий, мест общественного питания, развлекательных центров и магазинов непродовольственных товаров закрылось. Все сферы бизнеса крайне болезненно переносят карантинные меры, многие люди потеряли работу. Кризис продолжает нарастать и человечество в целом пытается справиться с ним не только через контроль финансовых потоков. Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Владимир Мау в статье в журнале Forbes так оценивает нынешние события: «Мы испытываем двойной шок – спроса и предложения».
Кто заработал?
На данный момент представители российских компаний, производящих туалетную бумагу уверяют – в стране нет перебоев с поставками продукции. Производители отмечают, что спрос в интернет-магазинах вырос более чем в два раза, но такое случается и в сезоны простуд – осенью и зимой. Ничего из ряда вон выходящего на российском рынке туалетных принадлежностей не наблюдается и о сверхприбыли речь не идет.
Другое дело – производители медицинских масок и аптеки. Согласно исследованию, данными которого располагает информационное агентством RNS, продажи масок выросли в 24.6 раза, с 10,5 млн. рублей в прошлом году до 259,1 млн. рублей в нынешнем. Аптеки и производители масок получили значительную прибыль.
Полезная ли инвестиция?
Статистика говорит о том, что приобретение туалетной бумаги впрок мало помогает в борьбе с пандемией коронавируса. Однако и в буме на бумагу можно найти плюсы: по крайней мере можно не переживать о наличии такого необходимого в доме предмета вплоть до следующего года. Да и на фоне неумолимо растущих цен небольшая экономия будет как нельзя более кстати.
Но не стоит забывать, что производство туалетной бумаги весьма сильно бьет по экологии – из одного дерева изготавливают от 1000 до 2000 рулонов. В целом, в мире ежегодно вырубается более 10 миллионов деревьев только ради этого гигиенического средства! Согласитесь, это не самое рациональное использование природных ресурсов.
Марина Протасова
Комментарии (0)