«Торпедоносцы»: военное кино, в котором жизни больше, чем войны.
19:00 23 февраля 2022
В День Защитника Отечества вспоминаем полузабытый ныне военный фильм Семёна Арановича.
«Торпедоносцы», реж. Семен Аранович Кадр из фильма
Любой, кто мало-мальски знаком с
историей и работами школы ленинградского кино, не может не заметить очевидной
связи между «Торпедоносцами» (1983) Семена Арановича и фильмом Алексея
Германа-старшего «Мой друг Иван Лапшин» (1984), снятого годом позднее. Причина
сходства проста: сценарий «Торпедоносцев» написан супругой и многолетним
соавтором Алексея Германа Светланой Кармалитой, а исходным литературным первоисточником
обоих фильмов послужили произведения отца режиссера – писателя Юрия Германа, прослужившего
всю войну на русском Севере в качестве литератора и военного корреспондента. Два
товарища и конкурента по «Ленфильму», Семен Аранович и Алексей Герман в первой
половине восьмидесятых – вольно или невольно – вплотную сблизились в выборе
материала и актеров для его реализации. Андрей Болтнев, Алексей Жарков, Юрий Кузнецов и Александр Филиппенко снялись в знаковых ролях и в «Торпедоносцах», и
в «Лапшине…». Наконец, сценарист «Лапшина…» Эдуард Володарский исполнил в
«Торпедоносцах» роль гвардии капитана. Впрочем, несмотря на значительные формально-содержательные
сходства и совпадения, военный фильм Арановича все же отличается от милицейской
картины Германа – как минимум по настроению и некоторым стилистическим решениям.
Особенное очарование
«Торпедоносцам», безусловно, придает галерея персонажей: свой шалопай-весельчак
(Дмитриенко), свой непутевый неудачник (Черепец), свой робкий интеллигент (Курочкин),
свой мудрый и справедливый командир (Фоменко), свой роковой красавец с печатью
смерти на лице (Белобров), свои хрупкие женщины, сплошь беспомощные и несчастные
(Шура, Настя, Маруся). Все эти герои – вне зависимости от отведенного им
экранного времени – изображены так, что моментально располагают к себе и
ненавязчиво заставляют зрителя сопереживать их радостям и горестям. Качество,
которого как воздух не хватает большинству современных российских фильмов.
«Торпедоносцы», реж. Семен Аранович Кадр из фильма
Однако что же, по существу,
происходит в «Торпедоносцах»? Здесь нет истории, в которой один главный герой
неустанно стремится к четко поставленной в завязке цели. Перед нами не сюжет в привычном
понимании классической кинодраматургии, а скорее набор зарисовок из
повседневной жизни заполярного гарнизона, в котором базируется полк морской
авиации – часть Военно-воздушных сил Северного флота. Особенность гарнизона
состоит в том, что для здешних летчиков это одновременно и тыл, и фронт. Здесь
живут их семьи, растут их дети, и совсем рядом дежурит враг, смертельное
столкновение с которым может случиться в любой момент. Оттого-то в фильме так
много сцен, двигающих историю не столько вперед, сколько вширь и вглубь, конкретизирующих
представления зрителя о мире торпедоносцев и погружающих в него с головой. Дмитриенко,
ставящий спортивные рекорды по зависанию зубами на ремне; сомнительные монологи
Артюхова о способах обхождения с женщинами; разгрузка маргарина для местной
столовой; неловкие ухаживания Черепца за Марусей; сюрреалистического вида гастрольное
шоу лилипутов в доме культуры – едва ли не вся условно «тыловая» часть «Торпедоносцев»
соткана из подобных сцен. На экране подолгу не происходит как будто ничего
важного, но на деле разворачивается самое главное – живая жизнь, фрагментарно запечатленная
в недолгих перерывах между регулярными вторжениями войны в мирное существование
гарнизона.
«Торпедоносцы», реж. Семен Аранович Кадр из фильма
Что же касается собственно режиссерских
ходов Арановича, то первое, что бросается в глаза, – смелое монтажное микширование
постановочных кадров и военной хроники, которое позднее будет эксплуатироваться
автором и в телесериале «Противостояние» (1985). Многие режиссеры не считают
нужным, а зачастую попросту боятся использовать в игровых работах вставные документальные
кадры. Существует небезосновательное мнение, что правда документа – особенно в
кино – подчас выглядит инородно и способна легко затмить и разрушить любые придуманные
(постановочные) конструкции и выявить на контрасте фальшивый (искусственный)
характер последних – подобно тому, как индикатор в химии наглядно визуализирует
изменения, происходящие в веществе. Аранович, будучи режиссером как игрового,
так и документального кино, использовал этот прием регулярно, не боясь
обозначенных выше рисков. Резонно предположить, что периодическое появление на
экране военной хроники – причем не обособленно, а внутри постановочных сцен –
было призвано показать, что «Торпедоносцы» уж если не основаны целиком на
реальных событиях, то, по крайней мере, рассказывают о них, временами – с
документальной точностью. Иначе говоря, хроника, как, кстати, и монохром,
сигнализирует зрителю, – прежде всего, в наиболее драматичных эпизодах – что
это кино не чистая фантазия, оторванная от реальности, а художественное
повествование о правде войны. Неслучайно эпилог картины перед финальными
титрами целиком смонтирован из подлинных архивных фотографий летчиков-красноармейцев
1940-х гг.
Коммунальная бедность
гарнизонного быта, маленькие радости на фоне большого горя, трогательная забота
о близких, которых может сделать немного счастливее плитка шоколада или воротник
из хорька, мимолетные минуты счастья с друзьями и близкими и перманентный смертельный
риск в схватках с врагом, разрушенные семьи, поломанные судьбы, израненные тела и души
– причудливая сценарная структура, опирающаяся на внешне разрозненные «куски
жизни», позволяет «Торпедоносцам» как бы мимоходом, без выраженной драматургической
накачки и лишнего пафоса зафиксировать и продемонстрировать ту цену, которую
наши предки заплатили за победу в войне. Потому особенно обидно, что фильм Семена
Арановича – впрочем, как и другие его картины – редко можно встретить на
центральных каналах телевидения или в киноретроспективах, даже 23 февраля и 9
мая. Этот текст – попытка внести хотя бы крошечный вклад в борьбу с забвением
выдающегося режиссера и одной из его лучших работ.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)