Татьяна родилась в 1904 году. А умерла в глубокой старости, уже после ликвидации страны, в которой она прожила всю свою сознательную жизнь – в 1992 году. Она была той актрисой, не запомнить игру которой просто невозможно.
От автора: Я с ней впервые познакомился еще в детстве, когда смотрел фильм-сказку «Там, на неведомых дорожках», где она играла (разумеется) Бабу Ягу. Кстати, в детстве это был один из моих самых любимых фильмов. И такой она мне и запомнилась на всю жизнь, — бабушкой советского кино. Я лишь недавно просмотрел ее фотографии того времени, когда она была молодой.
Еще я прекрасно запомнил ее роль в сатирическом фильме «Формула любви» и эта ее философская фраза: «это он к тому говорит, что каждому свой срок установлен и торопить его не надо» надолго врезалась мне в память. Но этот фильм я смотрел уже в юности, в 1990-х годах, когда Татьяна Пельтцер уже умерла.
Многие считают, что Пельтцер – это еврейская фамилия и сама Татьяна Ивановна по национальности еврейка. Это не совсем верно. Она действительно еврейка, поскольку у нее мать была еврейкой – Эсфирь Ройзен, но сама она считала себя всегда немкой, хотя и чисто русской немкой, ибо фамилия Пельтцер – чисто немецкая фамилия.
Несмотря на то, что первый ее родственник по имени Наполеон пришел пешком в Россию в 1821 году из Рейнской области (Германии, как таковой, тогда ещё не было, ибо Германию собрал воедино много позднее Бисмарк), а потому можно считать ее отца – Ивана Романовича, родившегося в 1871 году, уже очень обрусевшим немцем, тем не менее до 1918 года Иван Романович был Иоганном Робертовичем… И отец Татьяны одним из первых удостоился звания народного артиста молодой Советской Республики. И именно с его уроков по актерскому мастерству и началась длительная карьера Татьяны, как актрисы.
Сказать о том, что Татьяна всю жизнь желала стать актрисой, тем более актрисой в кино, нельзя. Но отец оказался для нее той основной движущей силой, благодаря которой у нее не оставалось никакого выбора – только в актрисы и больше никуда. Всю свою жизнь она любила и боготворила своего отца. Отец умер в 1959 году, когда самой Татьяне было уже 55 лет, и, последние годы жизни он провел именно со своей дочерью, разведясь со своей молодой женой. Она ухаживала за ним до последнего дня. И очень переживала за его здоровье.
Но Татьяна – во многом – уникум, у нее необычная для актеров и актрис судьба. И девиз этой судьбы, как мне представляется, таков: «не торопись, иди по жизни спокойно и не спеша, и ты достигнешь высот». Так она и работала. Но ведь тут нужно еще учесть и то, что она могла изменить свою судьбу, у нее был такой шанс. Она ведь вышла замуж (в первый и последний раз в своей жизни) за немца, хотя и коммуниста, Ганса Тейблера, и в 1927 году переехала на постоянное место жительства в Германию. Они вместе прожили всего три неполных года, и она слезно стала умолять его о разводе, поскольку жить вне Родины – России она не могла.
Она вернулась в Советскую Россию, к отцу и семье в 1930 году. И особо тут ее никто не ждал. Но иначе она не могла. Она стала слишком русской, настолько русской, что многим из нас до ее «русскости» еще расти и расти даже сейчас.
Она не смогла устроиться работать в театр, а потому пошла (по блату) работать на завод ЗИС в Москве, где главным инженером работал ее брат – Александр на должность машинистки.
Впрочем, есть еще версия, говорящая о том, что, вернувшись в Москву, она сразу (по блату от отца) устроилась работать в театр имени МОСПС (сейчас это театр имени Моссовета), но уже в 1934 году ее уволили «за профнепригодность». Как было на самом деле, сейчас уже сложно определить.
Как бы то ни было, но годы войны и все годы после войны Татьяна проработала в театрах; в основном в театре Сатиры (с 1947 по 1977 годы). Татьяна Ивановна – это прежде всего театральная актриса, а не актриса кино. И хотя у нее около 80 ролей в кино, и все мы знаем ее прежде всего по ролям в кино, но она не является актрисой кино, — кино в ее жизни всегда было на вторых ролях по сравнению с театральной деятельностью.
Характер у нее был всегда (от рождения) достаточно суровым и жёстким. Она была по характеру настоящей немкой – не любила бардак, расхлябанность и отсутствие чёткости. И это именно та черта, которая отделяла ее от присутствующих рядом с ней русских людей – не важно в какой именно области работали эти люди. Именно эта черта ее характера и воспитания позволила однажды заявить актеру Борису Новикову в ее адрес следующее:
«А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!»
И хотя эта фраза сказана была им в сердцах, а тем не менее Борис был во многом прав. Татьяну Ивановну действительно в театре никто из ее сослуживцев особенно не любил, — уж слишком она была требовательной ко всем. Но! Тут мы видим противоречие, очень ей свойственное: она по характеру была немкой, а в душе всегда оставалась очень русской женщиной, женщиной с широким сердцем и с глубоким пониманием действительности.
И эта ее ментальность, как человека, очень хорошо видна во всех ее ролях, где она играет так, что ты ощущаешь ее внутреннею силу характера и при этом любовь к людям, к народным чаяниям и народным надеждам. Это прекрасно чувствуется во всех ее ролях, где она играла «бабушек» — не важно каких при этом. Даже ее Бабы Яги и то привлекают своей добротой и силой.
Сложно сказать, была ли она счастлива в жизни или нет, ведь вся ее жизнь сводилась к работе, — без детей и семьи, но… народную любовь у нее отнять никак нельзя. Народ всегда любил ее за честность и искренность во всех ее ролях. И за силу… Силу характера русской пожилой женщины… Именно эту силу мы наблюдаем во всех ее кинокартинах.
Комментарии (13)