Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Строительство Волжской рокады: как зеки ГУЛАГа спасли Сталинград

Таких темпов строительства не знали никакие путеукладчики мира – почти тысячекилометровую Волжскую рокаду (рокадой называют дорогу, которая идет вдоль линии фронта) в 1942 году проложили всего за 6 месяцев. Главной рабочей силой были заключенные ГУЛАГа.

Работали гражданские, осужденные и штрафники

Бывший министр путей сообщения СССР Николай Конарев в книге «Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941 – 1945» приводит документальные свидетельства и факты строительства этой гигантской даже по меркам мирного времени стальной магистрали, которая должна была соединить Сталинград, Саратов, Сызрань, Ульяновск и Свияжск.

Железнодорожникам с самого начала не хватало рельсов и шпал – соответствующие предприятия к тому времени перепрофилировали для военного производства. В конце весны 1942 года Госкомитетом обороны было дано распоряжение о демонтаже почти 200 км ж/д путей на направлении БАМ – Тында. На возведение Волжской рокады перебросили и десятки тысяч заключенных ГУЛАГа, работавших на этом дальневосточном участке. Впоследствии для возведения рокады демонтировались пути в западных районах СССР, рельсы и шпалы вывозились едва ли не из-под носа у наступавших гитлеровцев. Более тысячи километров рельсов были импортированы (они имели американские крепления).

Линия Волжской рокады шла по берегам степных рек, что упрощало процесс проведения земляных работ. Проект строительства был утвержден ГКО в марте 1942 года. В районе возведения стальной магистрали обустроили два лагеря осужденных ГУЛАГа, Сталинградский и Саратовский. Объединенные с сызранским лагерем, они образовали Приволжский железнодорожный ИТЛ, существовавший до конца 1944 года.

К середине лета 1942 года к возведению стратегически важной магистрали привлекли и десятки тысяч бойцов РККА, которые побывали в плену или вышли из окружения – вместо того, чтобы направить этих военнослужащих в штрафбаты, как это чаще всего и практиковалось в Великую Отечественную войну, их задействовали на возведении Волжской рокады. Кроме тех, кто занимался стройкой по принуждению, в строительстве принимали участие и мирные жители - женщины и подростки. Труд по большей части был ручной, с использованием носилок и тачек, вручную укладывались и рельсы.

В каких условиях проходили работы

Несмотря на бомбардировки гитлеровской авиации, начавшиеся с конца июля 1942 года, строительство Волжской рокады не прекращалось ни на день, и уже в начале августа (с момента начала строительства прошло всего 103 дня) по ветке Иловля – Петров Вал началось движение поездов.

Работы по возведению стальной магистрали на остальных участках ускорялись по мере приближения линии фронта к Сталинграду. В октябре 1942 года 978-километровая Волжская рокада фактически начала функционировать, а 1 ноября ее официально приняли в эксплуатацию. В целом строительство магистрали продолжалось 6 месяцев.

Этот рекорд в мире не побит до сих пор – никто и никогда подобными темпами на Земле железных дорог такой протяженности не строил, тем более, в условиях военного времени.

Стратегическая дорога

По мемуарам полководцев, необходимость в строительстве Волжской рокады возникла после того как гитлеровцы в самом начале войны вывели из эксплуатации главную ж/д магистраль Москва – Ростов-на-Дону. Госкомитетом обороны решение о строительстве рокады было принято в начале января 1942 года, еще до развития гитлеровского наступления на Сталинград. Впоследствии этот шаг имел принципиально важное значение в Сталинградской битве и в конечном итоге серьезно повлиял на исход войны в целом.

Наиболее емко по этому поводу высказался маршал Георгий Жуков – он в своих воспоминаниях утверждал, благодаря данной «дороге жизни» советские войска под Сталинградом получали необходимые резервы и вооружение, что в конечном итоге обеспечило победу в сражении, ставшем переломным в той войне.

По Волжской рокаде смогли эвакуировать из Сталинграда, уже частично занятого немцами, свыше 20 тысяч вагонов с заводским оборудованием и 600 паровозов, многочисленные эшелоны с беженцами и ранеными. Свыше 20 поездов в сутки проходило по рокаде во время Сталинградской битвы. Эта железнодорожная магистраль стала основным транспортным направлением для снабжения Сталинградского фронта.

Волжская рокада действует и поныне – по этой магистрали, в частности, ходят пассажирские составы, которые доставляют отпускников к черноморским курортам.

https://russian7.ru/post/stroitelstvo-volzhskoy-rokady-kak-z...


Источник: Строительство Волжской рокады: как зеки ГУЛАГа спасли Сталинград
Опубликовал:
Теги: ГУЛАГ зек Спасти Сталинград Строительство

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Когда женщина-предатель: Жена Ефремова полностью сдала мужа-зека
Когда женщина-предатель: Жена Ефремова полностью сдала мужа-зека
58
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 12:00 30 янв 2021
Ужасы ГУЛАГа: какой была жизнь в советских лагерях
Ужасы ГУЛАГа: какой была жизнь в советских лагерях
4
Интересный мир 10:55 17 мар 2017
Какие батареи лучше? Чугунные или биметаллические Какие батареи лучше? Чугунные или биметаллические
Как зеки ГУЛАГа сбегали с Колымы в США
Как зеки ГУЛАГа сбегали с Колымы в США
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 10:40 19 апр 2021
Вся правда о ГУЛАГе
Вся правда о ГУЛАГе
2
Настоящая история 18:01 10 янв 2018
Мужчина спас и вырастил птенца лебедя, взрослая птица отказалась он него улетать
Мужчина спас и вырастил птенца лебедя, взрослая птица отказалась он него улетать
4
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 07:48 23 июл 2021
Чем в ГУЛАГе расплачивались с «женщинами-шалашовками»?
Чем в ГУЛАГе расплачивались с «женщинами-шалашовками»?
1
Настоящая история 12:46 02 ноя 2019
Бездомный питбуль героически спас женщину от преступника. Но к сожалению, сам пострадал
Бездомный питбуль героически спас женщину от преступника. Но к сожалению, сам пострадал
4
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 07:24 15 июн 2021
Главные ляпы в книге «Архипелаг ГУЛАГ» (12 фото)
Главные ляпы в книге «Архипелаг ГУЛАГ» (12 фото)
2
Интересный мир 07:25 06 окт 2016
«В Сталинграде Бога нет!»
«В Сталинграде Бога нет!»
3
Общество и я 09:02 02 фев 2017
«Гаремы ГУЛАГа»: по каким параметрам начальники лагерей распределяли новоприбывших арестанток
«Гаремы ГУЛАГа»: по каким параметрам начальники лагерей распределяли новоприбывших арестанток
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 07:27 09 окт 2020
Подвиг Гули под Сталинградом - вот о чем надо знать нынешней молодежи
Подвиг Гули под Сталинградом - вот о чем надо знать нынешней молодежи
29
Настоящая история 22:16 29 ноя 2017
Двойное каре для женщин 40-50 лет: 10 способов подчеркнуть природную красоту и шарм
Двойное каре для женщин 40-50 лет: 10 способов подчеркнуть природную красоту и шарм
0
Женский каприз 16:00 Сегодня

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства