Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Строительство Волжской рокады: как зеки ГУЛАГа спасли Сталинград

Таких темпов строительства не знали никакие путеукладчики мира – почти тысячекилометровую Волжскую рокаду (рокадой называют дорогу, которая идет вдоль линии фронта) в 1942 году проложили всего за 6 месяцев. Главной рабочей силой были заключенные ГУЛАГа.

Работали гражданские, осужденные и штрафники

Бывший министр путей сообщения СССР Николай Конарев в книге «Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941 – 1945» приводит документальные свидетельства и факты строительства этой гигантской даже по меркам мирного времени стальной магистрали, которая должна была соединить Сталинград, Саратов, Сызрань, Ульяновск и Свияжск.

Железнодорожникам с самого начала не хватало рельсов и шпал – соответствующие предприятия к тому времени перепрофилировали для военного производства. В конце весны 1942 года Госкомитетом обороны было дано распоряжение о демонтаже почти 200 км ж/д путей на направлении БАМ – Тында. На возведение Волжской рокады перебросили и десятки тысяч заключенных ГУЛАГа, работавших на этом дальневосточном участке. Впоследствии для возведения рокады демонтировались пути в западных районах СССР, рельсы и шпалы вывозились едва ли не из-под носа у наступавших гитлеровцев. Более тысячи километров рельсов были импортированы (они имели американские крепления).

Линия Волжской рокады шла по берегам степных рек, что упрощало процесс проведения земляных работ. Проект строительства был утвержден ГКО в марте 1942 года. В районе возведения стальной магистрали обустроили два лагеря осужденных ГУЛАГа, Сталинградский и Саратовский. Объединенные с сызранским лагерем, они образовали Приволжский железнодорожный ИТЛ, существовавший до конца 1944 года.

К середине лета 1942 года к возведению стратегически важной магистрали привлекли и десятки тысяч бойцов РККА, которые побывали в плену или вышли из окружения – вместо того, чтобы направить этих военнослужащих в штрафбаты, как это чаще всего и практиковалось в Великую Отечественную войну, их задействовали на возведении Волжской рокады. Кроме тех, кто занимался стройкой по принуждению, в строительстве принимали участие и мирные жители - женщины и подростки. Труд по большей части был ручной, с использованием носилок и тачек, вручную укладывались и рельсы.

В каких условиях проходили работы

Несмотря на бомбардировки гитлеровской авиации, начавшиеся с конца июля 1942 года, строительство Волжской рокады не прекращалось ни на день, и уже в начале августа (с момента начала строительства прошло всего 103 дня) по ветке Иловля – Петров Вал началось движение поездов.

Работы по возведению стальной магистрали на остальных участках ускорялись по мере приближения линии фронта к Сталинграду. В октябре 1942 года 978-километровая Волжская рокада фактически начала функционировать, а 1 ноября ее официально приняли в эксплуатацию. В целом строительство магистрали продолжалось 6 месяцев.

Этот рекорд в мире не побит до сих пор – никто и никогда подобными темпами на Земле железных дорог такой протяженности не строил, тем более, в условиях военного времени.

Стратегическая дорога

По мемуарам полководцев, необходимость в строительстве Волжской рокады возникла после того как гитлеровцы в самом начале войны вывели из эксплуатации главную ж/д магистраль Москва – Ростов-на-Дону. Госкомитетом обороны решение о строительстве рокады было принято в начале января 1942 года, еще до развития гитлеровского наступления на Сталинград. Впоследствии этот шаг имел принципиально важное значение в Сталинградской битве и в конечном итоге серьезно повлиял на исход войны в целом.

Наиболее емко по этому поводу высказался маршал Георгий Жуков – он в своих воспоминаниях утверждал, благодаря данной «дороге жизни» советские войска под Сталинградом получали необходимые резервы и вооружение, что в конечном итоге обеспечило победу в сражении, ставшем переломным в той войне.

По Волжской рокаде смогли эвакуировать из Сталинграда, уже частично занятого немцами, свыше 20 тысяч вагонов с заводским оборудованием и 600 паровозов, многочисленные эшелоны с беженцами и ранеными. Свыше 20 поездов в сутки проходило по рокаде во время Сталинградской битвы. Эта железнодорожная магистраль стала основным транспортным направлением для снабжения Сталинградского фронта.

Волжская рокада действует и поныне – по этой магистрали, в частности, ходят пассажирские составы, которые доставляют отпускников к черноморским курортам.

https://russian7.ru/post/stroitelstvo-volzhskoy-rokady-kak-z...


Источник: Строительство Волжской рокады: как зеки ГУЛАГа спасли Сталинград
Автор:
Теги: ГУЛАГ зек Спасти Сталинград Строительство

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Ужасы ГУЛАГа: какой была жизнь в советских лагерях
Ужасы ГУЛАГа: какой была жизнь в советских лагерях
4
Интересный мир 10:55 17 мар 2017
7 городов, которые были затоплены во время строительства водохранилищ в СССР
7 городов, которые были затоплены во время строительства водохранилищ в СССР
2
Человек познаёт мир 23:40 21 мар 2025
Как вера и любовь спасли Агнию Кузнецову
Как вера и любовь спасли Агнию Кузнецову
0
Интересный мир 00:20 14 мар 2025
Как мыльные пузыри спасли тысячи жизней
Как мыльные пузыри спасли тысячи жизней
4
Женский каприз 10:32 29 сен 2021
Отец и сын спасли 40 собак, брошенных во время наводнения.
Отец и сын спасли 40 собак, брошенных во время наводнения.
1
Сад огород дача и все самое интересное 05:02 17 дек 2016
Три льва спасли девочку от похищения и изнасилования
Три льва спасли девочку от похищения и изнасилования
0
Сад огород дача и все самое интересное 08:31 29 сен 2016
Приютские щенок и котенок спасли друг другу жизнь
Приютские щенок и котенок спасли друг другу жизнь
1
Сад огород дача и все самое интересное 02:40 06 фев 2017
Как два мужика третьему кучу нервов и времени спасли.....
Как два мужика третьему кучу нервов и времени спасли.....
0
Интересности 07:01 27 мар 2017
В США начинается строительство прибора для создания 3D-карты вселенной
В США начинается строительство прибора для создания 3D-карты вселенной
0
Новости высоких технологий 16:30 11 авг 2016
Строительство каркасного деревянного сарая
Строительство каркасного деревянного сарая
0
Сад огород дача и все самое интересное 04:05 19 мар 2017
Парень снимал на видео диких индюков, а через минуту они спасли его жизнь! Невероятно!
Парень снимал на видео диких индюков, а через минуту они спасли его жизнь! Невероятно!
0
Сад огород дача и все самое интересное 13:07 06 дек 2017
Беспризорные щенки не перестают обниматься, потому что их спасли.
Беспризорные щенки не перестают обниматься, потому что их спасли.
3
Сад огород дача и все самое интересное 09:59 24 дек 2016

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства