«Старикам тут не место»: кино о риске, слабости и судьбе
15:54 25 ноября 2021
Триллер, завоевавший в свое время четыре оскаровские статуэтки и стабильно входящий с тех пор в топ-250 IMDb, по праву считается одной из лучших работ братьев Коэн.
«Старикам тут не место», реж. Итан Коэн, Джоэл Коэн Кадр из фильма
Ветеран Вьетнамской войны, а ныне
простой техасский работяга Льюэллин Мосс, охотясь жарким июньским днем неподалеку
от Рио-Гранде, случайно натыкается на следы кровавой бойни. Среди бесхозных
пикапов и трупов мексиканских наркоторговцев он обнаруживает чемодан с двумя
миллионами долларов. Воспринимая впечатляющую находку как подарок судьбы, Мосс
без лишних сомнений забирает деньги, не подозревая, чем это обернется в скором
будущем…
«Старикам тут не место», реж. Итан Коэн, Джоэл Коэн Кадр из фильма
Триллер «Старикам тут не место»
(2007), завоевавший в свое время четыре оскаровские статуэтки (в том числе – в
важнейших и престижнейших номинациях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и
«Лучший адаптированный сценарий») и стабильно входящий с тех пор в топ-250 IMDb, по праву считается
одной из лучших работ братьев Коэн. Картине, поставленной классиками американского
кино по одноименному роману классика американской литературы Кормака Маккарти, не
рукоплескал только ленивый – в диапазоне от Ассоциации кинокритиков
Лос-Анджелеса до Алексея Балабанова.
«Старикам тут не место», реж. Итан Коэн, Джоэл Коэн Кадр из фильма
Сценарий «Старикам тут не место»
частично повторяет сюжетную завязку другого, более раннего коэновского хита –
«Фарго» (1996). И пусть в «Фарго» на первом плане выступают уморительные типажи
верхней части Среднего Запада, снежная зима и Миннесота, а в «Стариках…» – летний
зной, Техас и ощутимый перекос в сторону мрачной брутальности, в основе обеих
историй – судьбоносный ход ва-банк, рискованный шаг самоуверенного человека за
границу закона, провоцирующий вопреки его воле и первоначальным планам
неконтролируемую лавину насилия и реки крови, в конечном счете сметающие все,
что попадется на пути. Жанровая упаковка криминального триллера, которой Коэны
безупречно овладели еще в дебютном полном метре «Просто кровь» (1984),
позволяет им донести до зрителя простую, по существу, идею, доведенную здесь до
абсолюта: поступки порождают последствия, а опасные поступки порождают опасные последствия.
(Позднее данный тезис успешно эксплуатировал Винс Гиллиган в одном из
величайших сериалов в истории – «Во все тяжкие» (2008-2013).) Эта элементарная истина
человеческого существования, которую добропорядочные граждане стараются
передавать из поколения в поколение, для героев Коэнов, жаждущих вырваться из
опостылевшей рутины и решить все наболевшие проблемы разом, сродни пустому
звуку, утраченному знанию, за потерю которого приходится расплачиваться очень
дорого, а главное – максимально наглядно для зрителя. Кино, как известно,
грубое искусство, и здесь это обстоятельство лишь на руку создателям: смотрите,
люди, как оно бывает, хотите так же?
«Старикам тут не место», реж. Итан Коэн, Джоэл Коэн Кадр из фильма
Другая магистральная тема фильма
– человеческая слабость, принципиальное несовершенство человеческой природы, о
котором его носители почему-то нередко забывают. Почти у каждого из персонажей
Маккарти-Коэнов есть некая ахиллесова пята, не позволяющая выбраться из этой
кровавой истории победителем. Беспечная болтливость матери Карлы,
неосмотрительность Уэллса, растерянный гуманизм Белла – что бы человек ни
воображал о себе и своих возможностях, его реальный потенциал фатально
ограничен его недостатками.
«Старикам тут не место», реж. Итан Коэн, Джоэл Коэн Кадр из фильма
Судьба и роль случая – еще один
важнейший элемент сюжета, несущая конструкция истории. Случай-судьба сводит
Мосса с шальными деньгами: охоться он в другой день или в другом месте, ничего
бы не произошло. Случай-судьба сводит продавца на безлюдной автозаправке с
Чигуром и спасает незадачливого обывателя от гибели. Случай-судьба устраивает
внезапную аварию на пустынном перекрестке, где, кажется, не могло приключиться
ничего дурного.
«Старикам тут не место», реж. Итан Коэн, Джоэл Коэн Кадр из фильма
«Старикам тут не место» – образец
фильма, в котором на высоте выполнено решительно все, но один компонент единого
целого заметно выделяется среди остальных. Мы уже рассказывали вам о
малоизвестном британском мини-сериале «Граница тени» (2011), магия которого во
многом держится на образе престарелого киллера Гейтхауса в блестящем исполнении
ирландского актера Стивена Ри. У Коэнов четырьмя годами ранее аналогичного эффекта
удалось добиться испанцу Хавьеру Бардему, чей жуткий, но притягательный персонаж
– безжалостный убийца Антон Чигур – буквально тащит на себе весь фильм. Прическа,
взгляд, речь, одежда, оружие, фетиш с монеткой – каждая деталь работает на
усиление образа, придает ему рельеф, врезающийся в зрительскую память. Попробуйте
в порядке эксперимента мысленно вырезать Чигура из сюжета или заменить Бардема
в кадре на любого выдающегося артиста, откровенно не подходящего на эту роль, и
вы увидите, как сильно на самом деле коэновское полотно зависит от этого героя
и этого исполнителя.
«Старикам тут не место», реж. Итан Коэн, Джоэл Коэн Кадр из фильма
Здесь, по сути, и таится
мастерство режиссуры: производить единственно верный выбор на каждом этапе работы
над проектом, в том числе – на стадии кастинга. В фильмографии братьев Коэн
хватает неочевидных решений и неоднозначных картин, но «Старикам тут не место»
– тот самый случай, когда все сошлось как надо, и к создателям не остается ровным
счетом никаких вопросов. Вопросов нет, есть только восхищение.
Бесплатный доступ до конца 2021 года к
КиноПоиск HD до 05.12
по промокоду 8TUUGD4VEG
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)