Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

«Спенсер»: «Я пыталась сбежать, но меня поймали»

Кристен Стюарт изо всех сил выкладывается в эстетской фантазии о принцессе Диане, вышедшей не ко времени.

«Спенсер», реж. Пабло Ларраин Кадр из фильма

Драмы о жизни привилегированных слоев общества всегда привлекали киношников. Это отличный повод снять хороших актеров в красивых декорациях, выстраивая четко выверенные кадры, демонстрируя замысловатые костюмы и страдания, бесконечно далекие от обычного зрителя, которому, в свою очередь, остается только поверить сюжету на слово. Большинство из нас знакомо с роскошной жизнью лишь понаслышке, так что происходящее воспринимается почти что сказочно, образно.

Но все больше людей осознает, насколько высок разрыв между бедными и богатыми в современном обществе, и, как бы серьезны ни были страдания богатых, у них есть средства, чтобы забыть о многих проблемах, которые стали неотъемлемой частью жизни тех, кому повезло меньше.

«Спенсер», реж. Пабло Ларраин Кадр из фильма

Британскую королевскую семью и роскошь их жизни многие считают атавизмом, с которым все сложнее смириться, когда количество безработных, голодающих и бездомных все растет. В подобной обстановке история, в которой девушка, родившаяся в знатной семье и ставшая женой принца, чувствует тяготы королевской жизни, может показаться не к месту. Безусловно, булимия и ментальные болезни свойственны всем социальным слоям, но далеко не каждый может похвастаться тем, что семейный повар готовит для него десерты, специально, чтобы пробудить безнадежно исчезнувший аппетит. 

«Спенсер», несмотря на все достоинства, подобно своим героям, утопает в излишествах и регулярно заставляет думать не о внутренних конфликтах персонажей на экране, а о социальной несправедливости. Все-таки, в отличие от Дианы, прекрасно сыгранной Кристен Стюарт, большинству из нас нельзя просто взять и хоть ненадолго убежать от ненавистного быта, притворившись кем-то другим.

Это красиво 

«Спенсер», реж. Пабло Ларраин Кадр из фильма

«Спенсер» не пытается быть исторически достоверным, о чем предупреждает в самом начале. В основе фильма — подлинная история, но на экране — по большей части фантазия и драматизация. 

По сути эта картина — попытка скрестить манеру повествования современного независимого кино с довольно старомодным «оскаровским» сюжетом. Условно можно сказать, что первую представляет чилийский режиссер Пабло Ларраин, а второго — британский сценарист Стивен Найт. 

«Спенсер», реж. Пабло Ларраин Кадр из фильма

Ларраин, лауреат Серебряного медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Клуб», — постановшик с узнаваемым «авторским» почерком. Он уже не первый раз пускается в исследование исторических личностей — в 2016 году вышла его «Джеки», фильм о жизни Жаклин Кеннеди в течение нескольких дней после смерти мужа. Найт же работал в самых разных жанрах, не чураясь даже откровенно сомнительных проектов (что не помешало ему снять любопытный монофильм с Томом Харди «Лок»). Впрочем Найт как сценарист будто совсем растворяется в постановке Ларраина, концентрирующегося не столько на словах, сколько на мимике актеров, выразительных кадрах и цвете. Режиссер превращает стандартное повествование практически в триллер и сдается лишь под конец — в поисках теплоты и духоподъемности. 

«Спенсер», реж. Пабло Ларраин Кадр из фильма

Кто ни разу не дает слабину, так это Кристен Стюарт и операторка Клер Матон. Последняя еще раз после «Портрета девушки в огне» подтвердила свой незаурядный талант и создала почти идеальную картинку для выбранного режиссером стиля. Мягкий свет, уютно зернистая 16-миллиметровая пленка, камера, почти никогда не выпускающая Диану из вида — именно в них спрятана изрядная доля шарма «Спенсер».

«Спенсер», реж. Пабло Ларраин Кадр из фильма

Перформанс Стюарт может не устроить разве что самых ярых хейтеров актрисы. Она подходит к роли сдержанно, не увлекаясь нарочитым «актерствованием», что делает происходящее правдоподобным, даже когда зритель погружается в фантазии Дианы. 

Смотреть фильм приятно в первую очередь из-за них двоих. Это тот самый случай, когда «как» гораздо важнее, чем «что».

Вся жизнь на виду 

«Спенсер», реж. Пабло Ларраин Кадр из фильма

Центральный конфликт — пассивное противостояние Дианы и ее королевских родственников. Принцесса Уэльская никак не может привыкнуть к своей пусть и роскошной, но насквозь фальшивой жизни. Ей приходится существовать по расписанию, терпеть напыщенные ритуалы быта британской знати и носить одежду, четко подобранную к каждому событию. 

Все это накладывается на слабое ментальное здоровье и булимию, которые только усиливают напряжение между Дианой и ее ближайшим окружением, за исключением детей и личной помощницы, с которой у принцессы завязалась дружба. Диана постоянно ностальгирует по своему детству и вольной жизни, чувствуя себя запертой. Просторные коридоры королевского поместья душат, а прислуга следует за ней повсюду, будто тюремщики. Даже повара ведут себя, как солдаты в армии, стараясь угодить семье. 

«Спенсер», реж. Пабло Ларраин Кадр из фильма

«Спенсер» рассказывает о коротком эпизоде из жизни Дианы, когда ей пришлось посетить традиционное празднование Рождества, не впасть в истерику и сразиться с паническими атаками. Сюжет построен на внутреннем состоянии Дианы, и с менее убедительной исполнительницей главной роли полностью бы развалился. 

Ларраин, в свою очередь, изо всех сил старается показать королевскую жизнь как ад на земле. Немного переставить акценты — и «Спенсер» стал бы фильмом-комментарием о том, что в сложившейся системе ценностей никто, включая самую привилегированную семью, не получает удовольствия от существования. Но картина этого избегает — Диана мечтает о «простом счастье среднего класса» и регулярно вспоминает о детстве в семье Спенсер — тоже представителей британской знати. 

«Спенсер», реж. Пабло Ларраин Кадр из фильма

Понятно, что главный персонаж и его переживания должны быть в центре истории, но в итоге остается ощущение, что фильм существует в отрыве от реальности, показывая королевский быт почти как самую жуткую и тяжелую судьбу. Возможно сейчас, во время пандемии и растущей безработицы, не самое подходящее время, чтобы предлагать зрителям погрузится в тяготы богатой жизни — их попросту сложно понять, насколько бы талантливо они ни были показаны. Счастье среднего класса перестало быть «простым».

В итоге «Спенсер» остается красивым фильмом, который очевидно рассчитан на награды и отлично демонстрирует ремесло авторов. Но сейчас, кажется, не самое лучшее время, чтобы надеяться на сочувствие к баснословно богатым.

Статьи по теме:

 


Источник: «Спенсер»: «Я пыталась сбежать, но меня поймали»
Автор:
Теги: Кино - Рецензии gaga автор ад Ада актер

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства