Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Сколько немецких самолётов бомбило Москву: вымыслы и реальность



Как и любые другие эпизоды Великой Отечественной войны, авиационные налёты Люфтваффе на Москву в советское время освещались с некоторыми искажениями, которые перешли в наше время, и, конечно, требуют корректировки.

Как считали самолёты и налёты

Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев, советские историки редко брали данные «с потолка», особенно когда речь касалась серьёзных исторических трудов. Просто все данные преподносились особым образом.

Например, в книге Г.К. Жукова, «Воспоминания и размышления», приводится такой текст:

«Фашистская авиация, предпринимая массированные действия, несла громадные потери, но прорваться большими силами к Москве все же не смогла. В общей сложности в налетах участвовали тысячи бомбардировщиков, но лишь считанным из них (два-три процента) удалось проникнуть к городу...»

Когда речь идёт про тысячи бомбардировщиков — это общее число самолёто-вылетов за 1941 год. Но у читателя легко создаётся впечатление, что непосредственно в одном налёте могло быть до тысячи немецких самолётов.

Или в некоторых местах написано, что бомбардировки Москвы осуществлял 2-й Воздушный немецкий флот, в котором было более 1500 самолётов. На 22 июня в составе 2-го флота действительно числилось 1554 самолёта. Но это было в начале войны, средних бомбардировщиков было лишь 307, и занимались эти бомбардировщики не только налётами на Москву, но и решали немало других задач.

В более серьёзных книгах, таких как справочник «Войска противовоздушной обороны страны» или «Авиация в битве под Москвой», А.Г. Федорова, приводятся данные более близкие к реальным. Единственное, что все они взяты исключительно из советских документов. Хотя вполне логично было бы советские данные о количестве немецких самолётов (в том числе и потерях среди них) сопоставить с немецкими, благо, все архивы вермахта хранились в Советском Союзе. Что же касается данных о советских соединениях ПВО, защищавших столицу, то они даются лишь на начальный период войны, хотя известно, что состав существенно менялся.

Первый налёт на Москву

По советским данным, в первом налёте в ночь на 22-е июля 1941 года приняло участие 220-250 бомбардировщиков, из которых 10 было сбито зенитной артиллерией и 12 истребительной авиацией.

Что интересно, согласно оперативной сводке No 01 штаба 6-го авиакорпуса, на 7 часов утра 22 июля, количество немецких бомбардировщиков определялось в полторы сотни.

Немецкое командование действительно готовило массированный удар по советской столице, для чего собрало всё, что имелось в наличие. Из Франции было дополнительно переброшено шесть авиагрупп. В первой бомбардировке должна была принять участие 53-я эскадра 2-го Воздушного флота и две группы 55-й эскадры 4-го флота, все на самолётах He.111. Группы 3-й эскадры на самолётах Ju.88 и Do.17 были выделены также из состава 2-го флота.

Наводить самолёты ночью должны были самолёты 100-й эскадры, специально оборудованные радионавигационной аппаратурой. Всего было 10-12 таких самолётов, и они должны были выполнять роль лидеров, следуя строго определённым курсом. Сворачивать экипажи не имели права даже при налетах истребителей или попав под сильный огонь зенитной артиллерии.

В общей сложности для операции было подготовлено 195 самолётов.

По данным, которые приводит в своей книге «1941. Война в воздухе. Горькие уроки» Д. Б. Хазанов, согласно немецким документам, потери Люфтваффе в этом налёте составили 6-7 машин, включая разбившиеся при посадке.

Такое расхождение с советскими данными вполне объяснимо, так, как и в этом налёте, и в последующих, было немало случаев, когда серьёзно поврежденный бомбардировщик, экипажу удавалось довести до своего аэродрома. При этом, советские пилоты могли посчитать его сбитым, особенно учитывая, что бой происходил ночью.


Страшнее чем над Лондоном

Согласно воспоминаниям немецких летчиков, полёты над Москвой оказались намного опаснее, чем над Лондоном. А многие участники налётов на Москву, бомбили и Лондон в 1940 году.

И это легко понять: ПВО британской столицы составляли 328 орудий калибра 76-94 мм и 124 автоматических 40-мм пушки, а также чуть более 300 истребителей.

На защите же неба Москвы к моменту первого немецкого налёта было 602 истребителя, 1044 зенитных орудия, 336 зенитно-пулемётных установок, 1042 зенитных прожектора и 124 аэростата заграждения.

В битве за Англию, важную роль сыграли английские радиолокационные станции. В битве за Москву ни РЛС, ни даже простейшие звукоулавливающие установки серьёзного влияние не оказали, но плотность заградительного огня было такая, что немецкие самолёты в большинстве сразу разворачивались. Эффективность огня зениток была очень невысокой — около 20 тысяч снарядов на один сбитый самолёт, но такой шквал огня советские ПВО смогли обеспечить.

В первом же налёте немецких пилотов ждал и другой сюрприз: аэростаты заграждения, которые над Лондоном не поднимались выше 2000 м, над Москвой встречали немцев на высоте 4-4.5, тыс. м.

Новые и новые бомбёжки

После первого налёта последовали новые. Уже в следующую ночь на Москву вылетело 125 бомбардировщиков, в ночь на 24-е июля — 100 самолётов.

25-го июля бомбардировка сорвалась по причинам организационно-технического характера, и лишь три самолёта вылетели на бомбежку. Но уже на следующую ночь в рейд на Москву ушло 65 самолётов.

Авиационное командование очень неохотно направляло самолёты на Москву. Необходимо было решать и задачи по поддержке сухопутных войск. Что касается бомбардировок Москвы, то они изначально были рассчитаны больше на психологический эффект. Ещё в битве за Англию стало понятно, что для таких операций нужны тяжелые дальние бомбардировщики, которых у немцев просто не было. Эффективность фронтовой авиации была недостаточно велика. И, опять же, самолётов не хватало для поддержки сухопутных войск.

В результате все последующие налёты совершали уже группы в 6-10 самолётов. Последняя крупная бомбардировка состоялась в ночь на 11-е августа, когда на Москву вылетело 83 самолёта.

Надо заметить, что прямой зависимости между количеством самолётов и нанесённым ущербом не было: важнее было сколько самолётов смогло прорваться к городу. Так, 12-го августа в налёте участвовало 30 бомбардировщиков, но это были наиболее опытные пилоты, которые использовали 1000-кг бомбы, и городу был нанесён самый ощутимый ущерб.

Всего за лето было произведено 18 налётов, до конца года — ещё 79, из которых только в девяти приняло участие более полусотни машин, а в 48 бомбардировках участвовало не более десяти самолётов.

По советским данным общее количество налётов на Москву составляло 122, но эта цифра не стыкуется, если по тем же советским данным суммировать налёты за каждый месяц.

В целом же, большие расхождения в данных, показывают, что вопрос о немецких бомбардировках Москвы ещё требует глубокого изучения.

Кирилл Шишкин

 

https://x-true.info/91539-skolko-nemeckih-samoletov-bombilo-...


Источник: Сколько немецких самолётов бомбило Москву: вымыслы и реальность
Автор:
Теги: Москва реальность 1940 250 авиация

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства