Психолог объясняет, почему из бывших школьных ботаников редко получаются успешные люди.
123RF/legion-media.ruИ в школе, и дома учителя и родители хвалят детей за хорошие оценки и ругают за плохие. В пример всегда ставят отличников, которые хотя бы в единичных экземплярах присутствуют в любом классе. На отличников ровняются, кто-то их уважает, кто-то им завидует, а кто-то откровенно недолюбливает. Вне зависимости от того, как одноклассники к ним относятся, отличники считаются признанными в обществе эталонами, а их модель поведения, прилежания и в целом образа жизни – самой правильной.
Когда сам отличник видит повсеместное социальное одобрение, он искренне и глубоко убеждается в правильности своей модели и переносит ее не только на учебу, но и на всю последующую жизнь. Те школьники, которые восхищались отличниками, но не дотягивали до их уровня, тоже позднее принимают их поведение за образец для дальнейшей жизни. А вот двоечники и троечники обычно бывают избавлены от излишних ожиданий, так как еще со школы усваивают, что отличниками им не стать и даже стремиться к этому – пустая трата времени.
Школа заканчивается, проходят годы, одноклассники собираются на вечера выпускников. И нередко оказывается, что самыми успешными в самых разных сферах – от зарабатывания денег до получения научных степеней и высоких должностей – становятся двоечники, троечники, иногда четверышники, но крайне редко отличники. При этом у отличников подчас жизнь складывается ощутимо хуже остальных.
Многочисленные социологические исследования неизменно констатируют именно эти ситуации. Такие, казалось бы, неожиданные закономерности проявляются настолько часто, что получили специальное название «синдром отличника». Человека с таким синдромом отличает то, что он всегда старается все в жизни сделать идеально, на «пятерку», отчего тратит сверх много сил, крайне редко получает ожидаемые результаты и от этого регулярно страдает. Почему так происходит? Чем чреват синдром отличника?
Каждый человек рождается со своим индивидуальным набором талантов. При этом у любого человека есть и слабые стороны. Не существует идеальных людей, которые могли бы делать превосходно абсолютно все: и петь, и плавать, и прыгать с шестом, и рисовать, и решать математические примеры, и копать траншеи, и играть на скрипке. Когда ребенок в начальных классах старается и получает хорошие оценки сразу по нескольким предметам, учителя зачисляют его в «отличники». По каким-то предметам дальше такой ребенок получает свои высшие баллы вполне заслуженно, но по другим, где он объективно не так хорош, пятерки ему натягивают просто за то, что он «отличник». Подобными благими намерениями, как мы знаем из поговорки, нередко бывает выложена дорога в ад. В случае с отличником это справедливо на сто процентов.
Подобные «натяжки» хороших оценок создают иллюзорный образ идеального ученика и, к сожалению, в результате делят детей на отличников и двоечников, то есть на плохих и хороших. На самом же деле не существует категорично плохих и хороших детей, нет тотально одаренных и фатально бесталанных. Стоит еще раз повторить: у всех детей свои таланты. Одной из важнейших задач школы должна быть помощь ребенку найти и раскрыть его собственные, персональные таланты, а не заработать комплекс неполноценности или синдром отличника. Однако на практике чаще всего происходит именно это.
А теперь посмотрим, к чему приводит пагубная школьная практика формирования отличников и почему бывшие «идеальные ученики» и люди с приобретенным синдромом отличника встречаются во взрослой жизни с таким большим количеством проблем и крайне редко достигают значимых результатов, да и просто обычного человеческого счастья.
Ключевой принцип и девиз любого отличника – делать все идеально. Существует известный социологический закон Парето. Он гласит, что 20% усилий в любом деле приносят 80% результатов. А чтобы получить оставшиеся 20%, недостающие до идеала, необходимы еще 80% усилий. Немного потрудившись и получив свои 80% результата в любом начинании, будь то бизнес или обычная уборка квартиры, бывший двоечник, троечник и даже четверышник остановится, вполне удовлетворившись достигнутым. Но отличник сделать этого не сможет – это противоречит его ключевому жизненному принципу. Перфекционист привычно упрется, потратит огромное количество сил и времени, стремясь достигнуть эталона, но не достигнет его, просто потому что, как говорят, «нет пределов совершенству», и в конце концов в очередной раз сильно расстроится. Так обычно происходит во всех сферах его жизни. И каждый раз вместо радости человек с синдромом отличника испытывает лишь разочарование и недовольство собой.
Еще одна глобальная проблема всех отличников – они не умеют расставлять приоритеты. Для отличника важно все! А вот двоечник или троечник еще с детства привыкает определять, что он делать будет, а что не будет, что ему нравится, а что – не очень. Это качество в дальнейшем очень сильно помогает, например, в бизнесе, где правильный выбор приоритетов в работе является одной из основ успеха. Отличники напрочь лишены этого крайне полезного навыка, потому что знают, что «сделано должно быть все» и это все «должно быть сделано идеально». Жизнь превращается в сплошные преодоления, бесконечные сверх усилия, отсутствие ожидаемых результатов (так как идеал недостижим в принципе), моральные психологические травмы, неудовлетворенность собой, разочарования и депрессии.
Куда полезнее и приятнее найти свои сильные стороны и с удовольствием развивать именно их. Помните про закон Парето. В большинстве жизненных ситуаций «хорошо» гораздо лучше, чем «отлично». Перестаньте себя ругать за то, что вы неидеальны. Идеальных людей не бывает. Научитесь радоваться и будьте счастливы!
Комментарии (0)