Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

СЕЗОНЫ: Займи своё место, маг!

Мой юбилейный 50-й настольный обзор расскажет о легендарном турнире двенадцати сезонов, к участию в котором допускаются только самые великие чародеи. В их число попали и вы. По итогам трёхлетнего магического состязания будет избран новый верховный волшебник королевства Ксидит. Сумеете ли вы подчинить себе четыре стихии и пройти с их помощью все испытания, уготованные вам соперниками?


Настольная игра " Сезоны" (Seasons) – это красивая карточная стратегия, в которой кубики приносят вам энергию четырёх стихий и увеличивают вашу магическую силу, а карточки волшебных предметов и мифических существ помогают зарабатывать престиж, необходимый для победы в почётном турнире. Вы будете тщательно выбирать карты и выстраивать из них выгодные комбинации, дающие наибольшее количество кристаллов, в конце игры превращаемых в победные очки. Тот, кто наберёт больше всех очков, и станет верховным магом королевства.



Выполнена игра на высоком уровне. Печать яркая, насыщенная, изображения высоко детализированы. Картон, из которого изготовлены жетоны, планшеты игроков, игровое поле и счётчик победных очков, очень плотный. Вырубка компонентов хорошая (легко выдавливались из листов). В коробке изначально идёт удобный и лёгкий пластиковый органайзер, куда отлично складываются все компоненты игры и при желании даже можно будет вместить компоненты дополнений. Что касается карт, то желательно позаботиться о наличии протекторов (что я и сделала в первую очередь).



Партия длится три игровых года. Перед началом партии на стол выкладывается игровое поле в виде круглого календаря с обозначением месяцев и времён года, один чёрный маркер кладётся на шкалу лет на деление I, а второй – на деление 1 на колесе сезонов. Между шкалой лет и колесом сезонов располагается таблица кристаллизации, о которой я расскажу позже. Вокруг поля размещаются кубики соответствующих сезонов (каждого цвета на один кубик больше, чем количество игроков).



К слову, кубы в "Сезонах" большие и тяжёлые, такие приятно держать в руках и бросать. Правда, катаются они по столу с жутким грохотом, поэтому лучше бросать их на ткань (например, на скатерть) или в картонную коробку. А вообще, на Алиэкспресс полно бюджетных дайс-треев (лотков для бросания кубиков). Хотя можно и самостоятельно сделать (четыре деревянных бруска или небольшая простенькая фоторамка, лист картона, кусок ткани и строительный степлер – дел на 15 минут). Кстати, в магазине издателя игры есть складывающийся дайс-трей из ф-неопрена, который в разложенном виде становится плоским, и его можно поместить в коробку с игрой.



Далее рядом необходимо расположить счётчик кристаллов (условно они же – победные очки). Маркеры игроков разных цветов помещаются на отметки 0 в верхней и нижней частях счётчика. Будучи, по сути, победными очками, кристаллы также позволяют призывать и активировать определённые карты способностей.



Каждый игрок выбирает планшет и получает четыре маркера соответствующего цвета, два из которых размещает на счётчике кристаллов, а остальные два – на нулевых отметках силы призыва (со звездой) и шкалы бонусов (зелёные деления в центре планшета).



В верхней части планшета имеется семь выемок (резерв энергии), которые предназначены для хранения получаемых игроками жетонов энергии четырёх типов: воздух (перо на красном фоне), вода (капля на синем фоне), огонь (пламя на жёлтом фоне) и земля (растение на зелёном фоне). Можно хранить не более семи жетонов, если только у игрока нет призванных (разыгранных) карт, позволяющих хранить больше. Жетоны энергии дают возможность игрокам призывать и активировать некоторые карты, а также получать кристаллы при помощи действия кристаллизации.



Кристаллизация – это преобразование энергии в кристаллы. Проще говоря, это обмен жетонов энергии на победные очки. Курс обмена в каждом сезоне разный – это отражено на круге между шкалой лет и диском сезонов. Данный курс обмена также подсказывает, насколько часто элементы встречаются на кубиках того или иного сезона. Жетоны энергии, указанные во внешнем круге, обмениваются на 1 кристалл каждый (в этом сезоне выпадают на кубиках чаще всего). В среднем круге – на два кристалла (редко выпадают). Во внутреннем – на три (не выпадают в этом сезоне вообще).



Основной источник победных очков – это карты способностей. Помните мой обзор " Граней судьбы" (Dice Forge)? Так вот структура и механика работы карт абсолютно идентична таковым в "Гранях" (не стоит удивляться, ведь автор у обеих игр один – Реже Боннессе). Стоит отметить, что " Сезоны" (Seasons) увидели свет на 5 лет раньше "Граней". Думаю, автор решил перенести удачную карточную механику, которая за много лет хорошо зарекомендовала себя, и в свою новую игру. Несмотря на данное сходство, игры абсолютно разные.



Карты способностей позволяют игрокам получить победные очки в конце партии, а также дополнительные кристаллы в процессе игры при соблюдении определённых условий или при выполнении определённых действий. Помимо собственно очков, благодаря различным эффектам карты могут помочь игроку повлиять на ход партии и другими способами (получить дополнительные жетоны энергии, взять дополнительные карты, отобрать кристаллы у соперников, расширить резерв энергии, произвести более выгодный обмен энергии на кристаллы и многое-многое другое).



Карты бывают двух типов: предметы (фиолетовые), дающие бонусы своим владельцам, и фамильяры (оранжевые), оказывающие эффект сразу на нескольких игроков.



В левом верхнем углу карты указано количество очков, которое она принесёт владельцу в конце игры. Под иллюстрацией указана стоимость призыва (выкладывания с руки на стол) в жетонах энергии или кристаллах, иногда эта стоимость варьируется в зависимости от количества игроков или игровой ситуации. Бывают также бесплатные карты или приносящие 0 очков в конце игры, но дающие их в процессе партии. Есть даже карты, которые отнимают очки. Под стоимостью призыва описан эффект карты.



Эффекты карт бывают трёх типов (обозначаются в левом нижнем углу):
- немедленные (жирная стрелка вниз) – эффект применяется единоразово сразу после призыва карты;
- активируемые (шестерёнка) – эффект применяется раз в раунд по желанию игрока за определённую стоимость, указанную на карте;
- постоянные (круговая стрелка) – эффект применяется автоматически, когда выполняются условия, описанные на карте.
Некоторые карты имеют сразу несколько из перечисленных типов эффектов.



Всего в базовой игре 100 карт (50 разных карт по два экземпляра каждой). В качестве бонуса с предзаказа мне достались ещё 12 промо-карт (6 разных карт в двух экземплярах). В самом низу карт указаны номера, чтобы при надобности их было легко сортировать.



Что касается игрового процесса, то здесь всё довольно просто. Непосредственно правила игры (с примерами и иллюстрациями) занимают всего 5 страниц книги правил, ещё 4 посвящены описанию компонентов и подготовке к игре. Оставшиеся страницы – это подробное описание каждой карты. Очень удобно, что есть такая подробная памятка по картам, очень выручает в спорных ситуациях. Со временем вы запомните все нюансы, связанные с картами, и вообще перестанете заглядывать в правила.



Удивило отсутствие жетона первого игрока, ведь в "Сезонах" первый игрок сменяется каждый раунд, и очень важно не забыть, кто был начинающим в этот раз. Но на BoardGameGeek один из фанатов игры сделал тематический жетон первого игрока, который можно распечатать на цветном принтере и наклеить на картон.



Теперь рассмотрим игровой процесс. Он разделён на два этапа: прелюдия и турнир. Именно во время прелюдии игроки и получают каждый по 9 карт способностей. На данном этапе можно выбрать сложность игры.

На начальном уровне предлагается использовать базовые карты с номерами от 1 до 30, при этом автор игры предлагает собрать от двух до четырёх фиксированных наборов карт с определёнными номерами (указаны в книге правил), а из оставшихся карт 1-30 сформировать колоду для дальнейшей игры.

На среднем уровне уже используется так называемый драфт. Все карты с номерами от 1 до 30 тщательно перемешиваются и раздаются каждому игроку по 9 штук. Теперь каждый игрок выбирает одну из полученных карт и оставляет её себе, после чего передаёт оставшиеся карты игроку слева. Из полученных от соперника справа теперь уже 8 карт игрок снова выбирает одну карту, а оставшиеся передаёт сопернику слева. И так дальше по кругу снова и снова. В итоге у каждого игрока окажется по 9 выбранных карт. Оставшиеся после первоначальной раздачи карты 1-30 формируют игровую колоду.

Продвинутый уровень сложности подразумевает драфт и формирование колоды из полного набора карт игры: все сто карт с номерами от 1 до 50 + промо-карты (если имеются). Также можно заранее убрать из игры какие-то определённые карты, если по тем или иным причинам они не нравятся игрокам.



После того, как у каждого игрока в руках окажется по 9 отобранных карт, каждый должен разделить эти карты на три стопки по три штуки. Первые три карты будут использоваться в первый год турнира, вторые три карты – во второй, и ещё три – в третий. На вторую и третью стопки кладутся жетоны архива с римскими цифрами II и III.



Игрок может просматривать отложенные карты в любой момент, но добавить их к своим картам в руке он сможет только при наступлении соответствующего года. В процессе партии игроки будут получать новые карты из колоды (при помощи действий кубиков и эффектов других карт). Имейте в виду, что если в конце партии у вас в руках останутся неразыгранные карты, то каждая из них вычтет 5 очков из вашего итогового результата.



После завершения прелюдии начинается турнир, который длится три игровых года. В начале раунда первый игрок берёт кубики текущего сезона и бросает их. Затем каждый игрок, начиная с первого, выбирает себе один кубик и кладёт в большое круглое отверстие в своём планшете. Последний кубик остаётся лежать возле игрового поля.



Теперь каждый игрок, начиная с первого, делает следующее:
- сначала выполняет действия, указанные на верхней грани его кубика;
- призывает или активирует одну или несколько карт способностей;
- использует один или несколько бонусов со своего планшета.



Следующие действия, указанные на верхней грани кубика сезона, всегда выполняются раньше любых других: взять карту, получить жетоны энергии или кристаллы, увеличить силу призыва. Сила призыва (шкала от 0 до 15 со звездой в начале на планшете игрока) показывает, сколько призванных карт может лежать у игрока на столе.



После выполнения основных действий кубика при наличии на нём круговой рамки игрок может кристаллизовать жетоны энергии сколько угодно раз за ход и в любой последовательности с другими действиями (призыв и активация карт, использование бонусов).



Не более трёх раз за партию игрок может воспользоваться бонусами, указанными в центральной части его планшета. Можно использовать разные или одинаковые бонусы в разные ходы или все в один – всё это по желанию игрока. Однако каждый последующий использованный бонус увеличивает штраф в конце игры. Например, если игрок воспользовался бонусом один раз за игру, ему придётся отнять от итогового результата 5 очков. Если бонус использован дважды, то в конце партии игрок получит -12 очков. При использовании трёх бонусов штраф составит 20 очков. Несмотря на штраф, иногда бонусы могут дать серьёзное преимущество игроку, поэтому не стоит ими пренебрегать.



Бонусы бывают четырёх типов:
- обменять два любых жетона энергии из своего резерва на два любых жетона из общего запаса;
- кристаллизовать жетоны энергии из своего резерва, получив за каждый на 1 кристалл больше;
- увеличить силу призыва (допустимое количество призванных карт) на 1;
- вместо взятия одной карты по кубику сезона взять две, одну оставить, а вторую сбросить.



После того как каждый игрок сделал свой ход, маркер на колесе сезонов перемещается на столько делений (месяцев), сколько точек изображено на оставшемся кубике (который не был взят ни одним игроком в начале текущего раунда). В этот момент игроки применяют эффекты карт "в конце раунда" (если таковые имеются). Если произошла смена сезона, игроки применяют эффекты карт "при смене сезона". Если произошла смена года, игроки применяют эффекты карт "при смене сезона" и берут в руки отложенные для нового года карты. Если закончился третий год, игра завершается и начинается подсчёт очков.



Если вкратце, то игровой процесс выглядит следующим образом. Первый игрок бросает кубики текущего сезона. Затем все игроки, начиная с первого, по очереди берут себе по одному кубику. После этого так же по очереди каждый игрок выполняет действия кубика (добавляет жетоны энергии и кристаллы, увеличивает силу призыва или берёт новые карты из колоды), затем по желанию и в любом порядке игрок может призвать или активировать карты способностей, кристаллизовать жетоны энергии и воспользоваться бонусами. Когда все игроки сделали свои ходы, маркер сезонов двигается на столько месяцев, сколько точек изображено на оставшемся кубике. Теперь все игроки возвращают взятые ранее кубики и первым становится следующий игрок по часовой стрелке.



Как видите, ничего сложного. Главное в "Сезонах" – правильно выбрать и распределить карты в фазе прелюдии, а затем грамотно выстраивать комбинации карт способностей, чтобы за один ход получать как можно больше очков. Лично мне к третьему году удавалось выстроить такую схему, которая за один ход могла дать 50 и более очков.



Кстати, время в "Сезонах" можно проматывать вперёд или поворачивать вспять – есть карты, которые позволяют по желанию игрока мгновенно переместить маркер сезонов на 1-3 деления вперёд или назад. Используйте такую возможность с умом, и это позволит вам получить преимущество перед другими игроками.



Тем, кто лучше воспринимает информацию в формате видео, предлагаю посмотреть видеообзор от канала "Настольные игры на русском языке" и летсплей в двух частях от Сергея и Натальи (beznal72) с подробным объяснением правил вначале:




Автором "Сезонов" (Seasons) является Режи Боннессе (Régis Bonnessée), который также известен такими фэнтезийными хитами, как "Dice Forge" и "Lords of Xidit" (последний разделяет одну игровую вселенную с "Seasons"). Впервые "Сезоны" увидели свет в августе-сентябре 2012 года (издания от "Libellud") сразу на шести языках! В последующие годы игра была переведена ещё на 5 языков. Русскоязычная версия "Сезонов" появилась в 2018 году благодаря издательству " Crowd Games"), которое уже порадовало локализациями таких хитов, как "Серп", "Субурбия", "Кланы Каледонии", и многих других.



Сегодня " Сезоны" (Seasons) занимают 172-е место в общем рейтинге настольных игр мира и 134-е – в рейтинге стратегий. Весьма неплохой результат, учитывая возраст игры. На данный момент к "Сезонам" существуют два дополнения: "Enchanted Kingdom" (2013) и "Path of Destiny" (2014). Компания "Crowd Games" обещает в этом году локализовать оба дополнения – долгожданное для многих событие, которое не может не радовать.



Несмотря на расхожее мнение, что "Сезоны" лучше всего играются вдвоём, нам в компании игра очень круто заходит как втроём, так и вчетвером (в особенности). При этом партия на четверых у опытных игроков занимает всего час-полтора – отличный показатель для серьёзной и стратегически глубокой игры.

Некоторые настольщики жалуются на недостаток взаимодействия между игроками в "Сезонах". Лично я бы не сказала, что здесь его мало, и речь даже не про драфт, который по определению подразумевает прямое взаимодействие. Да, в базовых картах 1-30 действительно мало взаимодействия, но стоит ввести в игру карты 31-50, как сразу же игровой процесс становится жёстким, кризисным и конфликтным. Так, определённые карты, сыгранные соперником, могут просто выбешивать на протяжении партии. Но если постараться, то практически против любого лома можно найти приём.



Начальный выбор карт и их распределение по годам имеют очень важное значение. Во время драфта можно попытаться отобрать карты, которые будут дополнять друг друга (например, карту, позволяющую обменивать 3 одинаковых жетона энергии на 9 кристаллов, скомбинировать с картой, дающей 1 дополнительный кристалл за каждый кристаллизуемый жетон энергии).

Неправильный выбор карт для первого игрового года может поставить игрока в затруднительное положение, когда тот не сможет разыграть эти карты в начале партии из-за отсутствия необходимых ресурсов для их оплаты. Для первого игрового года лучше отобрать карты, которые будут приносить выгоду на протяжении всей партии (например, в конце раунда, при смене сезона, во время активации), а напоследок можно оставить дорогие карты, которые дают бонусы только при подсчёте очков.



Несмотря на наличие кубиков, влияние удачи в "Сезонах" минимальное. На кубиках нет "слабых" граней – все они примерно равноценны, но предлагают различные возможности. И даже у последнего игрока есть выбор из двух кубиков. Каждый раунд первый игрок меняется, поэтому все в равной степени получают возможность выбора.

" Сезоны" (Seasons) – это яркая и красочная настольная игра с красивыми иллюстрациями и массивными кубами, которые сразу привлекают внимание. Игра не из дешёвых, однако удовольствие от неё компенсирует высокую цену. Пожалуй, я бы могла сказать, что "Сезоны" должны быть в коллекции любого настольщика, но это будет субъективно, ведь у всех вкусы разные. Но то, что любители карточных стратегий останутся довольны, это несомненно. Настоятельно рекомендую!




Источник: СЕЗОНЫ: Займи своё место, маг!
Автор:
Теги: crowdgames nastolki видео настолки Развлечения Советую Фото 2018 game алиэкспресс архив берет

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства