Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

Самый знаменитый ночной таран Великой Отечественной

Виктор Талалихин позирует на фоне сбитого им бомбардировщика


Ночной таран, который совершил летчик ПВО Москвы младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин, относится к хрестоматийным подвигам периода Великой Отечественной войны. Он навсегда вошёл в военную историю нашей страны и широко использовался в пропагандистских целях уже в августе 1941 года. После завершения войны летчик и совершённый им ночной таран навсегда остались в памяти благодарных соотечественников.


За девять ночей до тарана Талалихина


Справедливости ради стоит отметить, что первый ночной таран за 9 ночей до описываемых событий совершил в ночь на 29 июля старший лейтенант Пётр Васильевич Еремеев. Будучи заместителем командира эскадрильи 27-го ИАП из состава 6-го истребительного авиакорпуса ПВО Москвы, Пётр Еремеев начал одним из первых летчиков-истребителей совершать ночные полеты на МиГ-3. В ночь на 29 июля 1941 года Еремеев сбил ночным тараном бомбардировщик Юнкерс Ju 88 и остался жив.

Так получилось, что его имя долгие годы оставалось малоизвестным, несмотря на тот факт, что подвигу Еремеева посвятил свой очерк писатель Алексей Толстой. О таране героя длительное время знали только его однополчане. При этом таран Еремеева был отмечен даже в немецких документах, что было достаточно редким явлением. Обычно потерянные таким образом самолеты отмечались как невернувшиеся с боевых заданий, а пилоты считались пропавшими без вести. Но в этом случае один из членов сбитого Ju 88 сумел пересечь линию фронта и рассказал о судьбе бомбардировщика.

По сути, справедливость восторжествовала лишь десятилетия спустя, когда указом президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 21 сентября 1995 года летчику Петру Еремееву было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. К сожалению, как и молодой летчик-истребитель Виктор Талалихин, Пётр Еремеев погиб в боях уже осенью 1941 года.

Виктор Васильевич Талалихин


Виктор Васильевич Талалихин родился 18 октября 1918 года в небольшом селе Тепловка в Саратовской Губернии. На момент совершения подвига ему было 22 года. Уже в малолетнем возрасте будущий летчик-истребитель вместе с семьёй переехал в Москву. Будучи подростком, рано начал рабочую карьеру. С 1933 по 1937 год Виктор Талалихин трудился на Московском мясокомбинате имени Микояна.


Младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин


Работу на мясокомбинате молодой Талалихин совмещал с занятиями в аэроклубе Пролетарского района столицы. Как и многие юноши тех лет, он грезил небом и  авиацией. В 1937 году Виктор поступает в Борисоглебскую военную авиашколу, обучение в которой завершает в декабре 1938 года. При выпуске из школы он получает назначение в Подмосковье в 27-й ИАП. Данный авиаполк дислоцировался в Клину недалеко от столицы и отличался хорошо подобранным кадровым составом. В полку было много бывших летчиков-испытателей.

В составе эскадрильи полка, вооруженной самолетами И-153 «Чайка», Виктор Талалихин успел принять участие в советско-финской войне 1939-1940 годов. За время нахождения на фронте Талалихин совершил 47 боевых вылетов и был представлен к ордену Красной Звезды. После завершения конфликта летчик снова вернулся в Подмосковье, продолжив службу в 27-м истребительном авиационном полку.

Перед самым началом Великой Отечественной войны летчика переводят в формируемый 177-й ИАП. В мае 1941 года Виктор Талалихин становится заместителем командира эскадрильи данного полка. К тому моменту, несмотря на молодость, он был уже достаточно опытным летчиком, который имел за плечами реальные боевые вылеты во время советско-финской войны.

Великую Отечественную войну 177-й полк, формирование которого шло с 10 мая по 6 июля 1941 года, встречает на аэродроме Клина в составе 6-го истребительного авиакорпуса ПВО Москвы. Одной из задач полка было прикрытие столицы СССР от воздушных налетов с северо-западного направления.

На вооружении 177-го ИАП находились истребители И-16 последней серии. Это были машины И-16 тип 29. Вооружение данных самолетов составляли два синхронных 7,62-мм пулемета ШКАС и один крупнокалиберный 12,7-мм пулемет БС. Важной особенностью самолетов было наличие двигателя М-63, развивавшего мощность до 1100 л.с. Это было важно для летно-технических характеристик машины, так как истребители предыдущих серий: тип 18 и тип 27, собираемые в 1939 году, получали двигатели М-62 мощностью 800 л.с.


Виктор Талалихин и Любовь Орлова на съёмках «Боевого киносборника № 4», август 1941 года


Важным было и то, что самолеты были произведены в конце 1940 года. Они не успели выработать свой ресурс, отличались небольшим налетом. Помимо более мощных моторов истребители отличались протектированными топливными баками, а также оборудованием для размещения реактивных снарядов. Все истребители имели радиоприемники, а часть машин получила и радиопередающее оборудование.

К концу июля 1941 года полк представлял собой грозную силу, имея на вооружении 52 истребителя И-16, также в составе полка на тот период числилось 116 летчиков. Первая воздушная победа 177-го ИАП была одержана 26 июля 1941 года. В этот день капитан Самсонов сбил в воздушном бою в районе станции Ленино бомбардировщик Ju-88.


Ночной таран Талалихина


В ночь на 7 августа 1941 года младший лейтенант Виктор Талалихин успешно таранит в небе над Подмосковьем немецкий бомбардировщик Хейнкель He 111. Этот таран встанет в ряд первых ночных таранов Великой Отечественной войны, одновременно с этим став самым известным.

Взлетев на патрулирование примерно в 22:55, Виктор Талалихин достаточно быстро встречает в небе немецкий средний двухмоторный бомбардировщик Хейнкель He 111. Это происходит в небе южнее Подольска на высоте от 4500 до 5000 метров. Виктор Талалихин предпринимает несколько попыток сбить вражескую машину, обстреливая бомбардировщик из пулеметов.

В своих рассказах о воздушном бое летчик-истребитель говорил, что одной из очередей ему удалось повредить правый мотор Хейнкеля, но самолет всё равно продолжал полет и пытался оторваться от преследования. Только израсходовав все боеприпасы, Талалихин решается на таран.


Истребитель И-16 тип 29 с подвешенными РС, фото: авиару.рф


Стоит отметить, что в 2014 году поисковики нашли самолет героя, в лентах пулеметов ШКАС и БС ещё оставались патроны. Возможно, в полете пулеметы отказали по какой-либо причине. К сожалению, с советскими истребителями это случалось достаточно часто. Так, крупнокалиберный пулемет УБС, который стоял на И-16 тип 29, к тому моменту не отличался особой надежностью. Из частей поступали жалобы на отказы пулемета. Естественно, в ходе воздушного боя Талалихин не мог точно определить, кончились у него патроны или пулеметы отказали из-за технической неисправности.

Оставшись без пулеметного вооружения, Талалихин, ни секунды не сомневаясь, решается таранить немецкий бомбардировщик. Летчик-истребитель хотел таранным ударом отрубить винтом хвост немецкого самолета. На подлете к противнику, немец-стрелок открыл огонь из пулемета и ранил Талалихина в правую руку. К счастью, ранение оказалось легким и позволило герою не только довести задуманное до конца, но и успешно покинуть повреждённый истребитель.

После удара И-16 Талалихина перевернулся на спину и потерял управляемость. Летчик выпрыгивает из машины на высоте примерно 2,5 километра. Уже спускаясь на парашюте, Виктор видит, как падает сбитый им двухмоторный бомбардировщик, которому он ударом винтомоторной группы повредил хвостовое оперение. Самолет Талалихина упал недалеко от деревни Степыгино (сегодня территория городского округа Домодедово).

Удачно приземлившись, летчик первым делом обращает внимание на наручные часы, которые остановились в момент удара. Стрелки часов показывали 23 часа 28 минут. Экипажу немецкого бомбардировщика повезло гораздо меньше, из его состава выжил только один человек – пилот фельдфебель Рудольф Шик. Он 21 день пытался выйти к линии фронта и практически дошёл, но был взят в плен в районе Вязьмы.


Фото: goskatalog.ru


Сегодня мы знаем, что Виктор Талалихин сбил бомбардировщик He-111 из состава 7-й эскадрильи 26-й бомбардировочной эскадры. Это был не самый обычный бомбардировщик, его экипаж вместо четырех состоял из пяти человек, что объяснялось модификацией машины. На бомбардировщике стояла навигационная система X-Gerät и была установлена дополнительная антенна. Такие машины использовались немцами для целеуказания другим группам бомбардировщиков. Оператором этой системы был дополнительный (пятый) член экипажа.

После тарана


Знаменитым Виктор Талалихин стал буквально сразу же после совершённого тарана. Уже 7 августа на мясокомбинате имени Микояна, на котором до войны трудился летчик-истребитель, состоялась пресс-конференция с его участием. На данное мероприятие были приглашены и иностранные журналисты, находившиеся в Москве. Также представителям иностранной прессы организовали выезд к обломкам рухнувшего бомбардировщика He 111 и показали тела четырех погибших членов экипажа.

Уже 8 августа, всего через сутки после ночного тарана, Виктору Талалихину было официально присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина. 9 августа приказ о награждении был опубликован в советских газетах. Виктор Талалихин стал первым летчиком-истребителем 6-го авиакорпуса ПВО Москвы, который был удостоен звания Героя Советского Союза.

По одной из версий, столь стремительное награждение могло быть связано с тем, что в это самое время союзники активно обсуждали возможность помощи СССР и перспективы Москвы противостоять агрессору. 30 июля 1941 года в Москву прибыл ближайший помощник американского президента Рузвельта Гарри Гопкинс. А уже в первой половине августа Черчилль и Рузвельт пришли к соглашению об отправке в Москву официальных представителей для переговоров со Сталиным.


На этом фоне подвиг, который в московском небе совершил Виктор Талалихин, был как нельзя кстати. Это был шанс продемонстрировать западным союзникам непоколебимое желание советского народа сражаться и защищать свою столицу и небо над городом, совершая героические поступки и рискуя жизнью. К тому же на лицо были все слагаемые успеха: живой летчик-герой, обломки сбитого самолета, трупы погибших немецких летчиков и их документы. Всё это представляло собой прекрасный материал для советской и иностранной печати.

После того как зажили раны, полученные в бою с немецким бомбардировщиком, Талалихин возвращается в строй лейтенантом командиром эскадрильи 177-го ИАП. К сожалению, отважный летчик успевает встретить лишь свой 23-й день рождения. Лейтенант Виктор Талалихин погиб в воздушном бою в небе над Подольском 27 октября 1941 года.

Автор: Юферев Сергей

Источник: Самый знаменитый ночной таран Великой Отечественной
Автор:
Теги: история великий самый таран 1937 1939

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства