После окончания Второй Мировой войны долгожданное спокойствие не наступило. Активные военные действия не велись, но общая
Для политики устрашения противника требовалось принципиально новое вооружение. Военные разработки Соединенных Штатов и их союзников намного превосходили отечественные механизмы.
Самолет с ядерным вооружением
Перед отечественными военными конструкторами стояла непростая задача – создание военной техники (прежде всего самолетов), способной нести ядерное вооружение. Предпринимались попытки конструирования самолетов и ракетоносцев с ядерным оружием, но они значительно уступали суперсовременным американским авианосцам. Отставание было настолько существенным, что наша авиация и подлодки даже не могли обнаружить цель: для этого просто не существовало современной техники. Об эффективной борьбе с современными ракетными установками не могло быть и речи.
Перед отечественными авиаконструкторами была поставлена сложная задача: в очень короткий срок разработать самолет, ракетный комплекс которого был бы способен уничтожить корабли противника. Наиболее удачным вариантом такого военного планера стал самолет Т-4, получивший название «Сотка».
Существующий М-56 имел совершенно недостаточные характеристики: мог развивать скорость не более 3 000 км/ч и имел очень маленькую бомбовую нагрузку – всего 9 тонн при большой взлетной массе (230 тонн). У нового самолета должны были быть совсем другие параметры: при той же скорости взлетная масса не должна превышать 100 тонн, высота полета – не менее 24 000 метров, дальность полета должна быть в пределах 6 000-8 000 км и дальность полета ракеты – не менее 600-800 км. Самолет с такими параметрами очень сложно обнаружить и еще сложнее – уничтожить.
Техническое устройство “сотки”
Отличительной особенностью новой «сотки» была установка принципиально новой автоматической системы управления.
Для нового военного самолета был использован мотор РД36-41 производства НПО «Сатурн». Вооружение состояло из двух ракет Х-45, способных следовать на высоте 30 000 метров на скорости, превышающую звуковую в 6-7 раз. В полете их задача сводилась к самостоятельному определению морской цели (авианосца) и ее ликвидации. Для этого они были укомплектованы радиолокационной станцией и современной электроникой, позволяющей выполнять такие сложные задачи.
Кабина «сотки» также отличалась высокой технологичностью, имея современный дисплей для анализа боевой обстановки. Помимо таких высокоточных приборов, для обеспечения летных характеристик бомбардировщика были применены материалы, созданные по уникальным технологиям. Эти разработки до сих пор используются не только в военной промышленности, но и во многих отраслях народного хозяйства. Всего при разработке этой модели было воплощено 600 новейших патентов и изобретений.
Еще одной особенностью новой модели стала возможность изменять конфигурацию крыла; это позволяло сделать самолет многоцелевым (использовать как бомбардировщик и как разведчик, что значительно сократило бы расходы на производство).
Первый полет и забвение
Первый экспериментальный полет Т-4 состоялся 22 августа 1972 года. Наблюдавшие за ним специалисты и сами пилоты отмечали высокие технические и летные показатели этой модификации и удобство управления. Военные запросили такую модель для нужд ПВО в количестве 250 штук.
Новый самолет планировалось массово выпускать в Тушино, но из-за интриг в Министерстве обороны и недоговоренности между ОКБ Сухого и ОКБ Туполева в массовое производство уникальная разработка советских авиаконструкторов так и не попала. Всего за весь период производства с 1966 по 1974 г.г. было выпущено только четыре единицы. Смерть главного конструктора П.О.Сухого в 1975 году лишь ускорила процесс его забвения.
К сожалению, на момент выпуска этот уникальный для своего времени самолет уже не отвечал требованиям к современным ракетоносцам, поэтому канул в Лету…
https://x-true.info/86810-samyj-sekretnyj-samolet-sssr-t-4-sotka.html
Комментарии (0)