Семейный психолог анализирует абьюзивные отношения, в которых застряла главная героиня.
«В постели с врагом», 1991 кадр из фильма
В криминальной драме 1991 года под названием «В постели с врагом» (реж. Джозеф Рубен) нам демонстрируются непростые отношения, сложившиеся у супружеской пары с четырехлетним стажем. Главную роль в этом фильме мастерски сыграла Джулия Робертс, которой удалось показать зрителям психологический портрет жертвы мужа-психопата.
«В постели с врагом», 1991 кадр из фильма
Нередко в социальных сетях, на форумах и просто в интернете можно встретить недоуменные возгласы: «Почему терпят? Почему не уходят от таких мужей? Может, жертва сама во всем виновата — позволяет поднимать на себя руку и так к себе относиться?». Фильм «В постели с врагом» как раз и дает нам ответы на эти вопросы.
«В постели с врагом», 1991 кадр из фильма
Как всегда, в самом начале истории мы видим почти идеальную картинку: роскошный дом у моря, семейная пара, где женщина может ни о чем не беспокоиться, ведь у нее прекрасный, заботливый и состоятельный супруг. О чем еще можно мечтать? Таких историй и в жизни много: где за внешне красивым фасадом скрываются не очень здоровые отношения между людьми. При просмотре мы понимаем, что героиня Джулии Робертс Лора страдает в этих отношениях, так как систематически подвергается разным вариантам домашнего насилия – ее муж манипулятор, готовый опуститься не только до придирок, но поднять на нее руку. Женщина фактически боится оставаться с ним один на один. В конечном итоге Лора, инсценировав свою смерть, бежит от мужа, чтобы начать новую жизнь, но он находит ее…
«В постели с врагом», 1991 кадр из фильма
Глядя на Лору, мы понимаем, что открыто противостоять своему мужу она не способна — не может уйти, заявить о насилии в полицию, т.е. решить вопрос какими-то доступными способами (отмечу в скобках, что большая часть женщин с синдромом жертвы даже в том случае, когда подают заявление в полицию, через день его забирают, простив своего обидчика). Поэтому поведение Лоры можно назвать виктимным – она жертва и действует согласно определенным поведенческим паттернам, которые, конечно же, закладываются в детском возрасте благодаря деструктивному воспитанию (авторитарное воспитание, подавление личности ребенка) или пережитой травме (психологическое или физическое насилие со стороны родителей).
«В постели с врагом», 1991 кадр из фильма
Люди с синдромом жертвы крайне не уверены в себе, имеют заниженную самооценку, боятся быть отвергнутыми и, по сути, готовы на любые унижения ради того, что в их понимании является любовью. В детском возрасте эти люди, скорее всего, сталкивались не с безусловной родительской любовью, а с тем, что любовь нужно как-то заслужить — нужно быть хорошим, нужно слушаться, подчиняться. Если ты недостаточно хорош, тебя никто любить не будет — тебя отвергнут. Жертва боится быть отвергнутой, поэтому она испытывает страх и вину. Для тирана это отличный способ доминирования и управления жертвой — он получает в руки полный контроль и демонстрирует свою власть. Это мы и наблюдаем в отношениях Лоры и ее мужа, который после «ссоры», как любой домашний абьюзер, становится вдруг ласковым и нежным и дарит жене цветы и подарки, чтобы «загладить свою вину».
«В постели с врагом», 1991 кадр из фильма
Спустя четыре года унижений, страха и страданий Лора все-таки понимает, что так дальше продолжаться не может, и устраивает побег из дома. Но, как это обычно и бывает, тиран-муж не готов проститься с «любимой» и потерять всю полноту власти, которую она сама ему предоставила. Он находит ее, но героиня, успев вдохнуть воздух свободы и попробовав нормальные отношения с другим мужчиной, внутренне изменилась — стала более уверенной в себе. Хотя она по-прежнему испытывает страх перед абьюзером, но это уже иной страх — она боится вернуться к нему, потому что больше она себя с ним не видит, поэтому решает сказать ему «нет» по-своему: она его убивает. В этом фильме у героини нет другого выхода, как победить психопата.
Комментарии (5)