Пробирает до костей: 5 отличных хорроров родом из Скандинавии
17:00 31 января 2022
Суровые холодные пейзажи Скандинавии и богатый нордический фольклор — кажется, мы нашли идеальные ингредиенты для по-настоящему жуткого хоррора.
«Впусти меня», 2008 Кадр из фильма
Собрали несколько атмосферных картин родом из Швеции и Дании, которые могут доставить дискомфорт даже самому искушенному зрителю.
«Ведьмы», 1922
«Ведьмы», 1922 Кадр из фильма
«Ведьм» Беньямина Кристенсена нельзя назвать хоррором. Это, скорее, первый представитель так называемого фильма-эссе, появившийся за семь лет до того, как Дзига Вертов выпустил своего «Человека с киноаппаратом». И все же именно эта лента послужила вдохновителем для многих режиссеров, затрагивающих в своих фильмах тему одержимости и изгнания нечистой силы («Изгоняющий дьявола» Уильяма Фридкина», франшиза «Заклятие» Джеймса Вана, «Шесть демонов Эмили Роуз» Скотта Дерриксона и многие другие).
Особенность «Ведьм» заключается в том, что лента смешивает в себе документальные и игровые моменты. Перемежая исторические документы с театрализованными сценами, Кристенсен таким образом представляет зрителям свои размышления на тему охоты на ведьм и утверждает, что женщины, которых обвиняли в колдовстве, на самом деле были психически больны, но в силу своей непросвещенности общество предпочитало видеть в их поведении проделки дьявола.
Фильм вышел в прокат в 1922 году и был тепло встречен в Швеции и Дании. Однако во многих других странах, в частности во Франции, Германии и США ленту раскритиковали за жесткость и откровенность некоторых сцен и разрешили к показу лишь после того, как из нее убрали все скандальные моменты.
«Возница», 1920
«Возница», 1920 Кадр из фильма
Именно с ленты Виктора Шестрема, любимца Ингмара Бергмана, между прочим, и выросли ноги у скандинавского хоррора.
Лента рассказывает о пьянице Давиде Хольме, который в канун Нового года встречается с двумя своими приятелями на кладбище и рассказывает им легенду о призрачной повозке, забирающей душу последнего умершего в году человека. По воле случая именно Давиду суждено скончаться ровно тогда, когда стрелки пробьют на часах двенадцать. Теперь герой — новый извозчик.
Фильм снят по повести Сельмы Лагерлеф, она же принимала активное участие и в написании сценария. Бергман признавался, что любил пересматривать ленту Шестрема каждое лето, а Стэнли Кубрик позаимствовал из «Возницы» знаменитую сцену «Сияния», в которой Джек Торранс топором выламывает дверь в ванной комнате.
«Впусти меня», 2008
«Впусти меня», 2008 Кадр из фильма
Возможно, самый известный на сегодняшний день современный скандинавский хоррор. Основанная на романе Йона Айвиде Линдквиста история сосредотачивается вокруг двух детей. Двенадцатилетний Оскар ежедневно подвергается издевкам одноклассников и в тайне мечтает им всем отомстить, ну а пока этого не случилось, с упоением тычет ножичком в дерево, представляя своих обидчиков. Однажды он знакомится со своей новой соседкой-ровесницей Эли, которой, кажется, холода ни по чем. Девочка может свободно разгуливать в тонком платьице по заснеженным улицам, а по ночам в тайне от всех убивать прохожих и пить их кровь.
Темп повествования у фильма неспешный, что позволяет с головой окунуться в неуютную атмосферу картины, где героям только и остается, что друг за друга бороться с внешним безумием этого мира и спокойно удалиться за горизонт.
«Коко-ди Коко-да», 2019
«Коко-ди Коко-да», 2019 Кадр из фильма
История начинается со смерти маленькой девочки в ее день рождения. Трагедия оставляет родителей совершенно опустошенными. Спустя три года после этих событий Тобиас и Элин в попытке спасти свой брак решают отправиться на кемпинг в лес, где встречают странную троицу, будто бы сошедшую с музыкальной шкатулки их дочери. С этого момента день превращается в непрекращающийся ночной кошмар: Тобиас просыпается в одном и том же моменте только для того, чтобы в очередной раз видеть смерть жены и быть убитым самому.
Шведский режиссер Йоханнес Нюхольм использует популярный в кино прием дня сурка (временной петли) для того, чтобы поговорить о боли, которую невозможно забыть, и о том, что настоящий ужас наступает именно тогда, когда двое теряют способность коммуницировать и понимать друг друга.
«Шелли», 2016
«Шелли», 2016 Кадр из фильма
Девушка из Румынии Елена устраивается домработницей в датскую семью, которая живет в отдаленном доме рядом с озером. Женщина по имени Луиза, нанявшая Елену, не может иметь детей, поэтому просит героиню стать суррогатной матерью за вознаграждение. Девушка соглашается, после чего с ней начинают происходить странные и пугающие вещи: ей снятся жуткие сны, а на теле откуда ни возьмись появляются синяки и царапины.
Для дебютного полнометражного фильма Али Аббаси проделывает впечатляющую работу. Две главные актрисы Эллен Доррит Петерсен и Козмина Стратан мастерски отыгрывают свои роли, а неспешный ритм ленты, холодные отстраненные пейзажи и партитура Мартина Диркова еще больше нагнетают и без того напряженную атмосферу.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)