Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона по-советски: образец эскапизма, превратившегося в шедевр
16:44 11 января 2022
Вспоминаем контекст, в котором на отечественных телеэкранах появился культовый дуэт Василия Ливанова и Виталия Соломина.
Кадр из фильма
В прошедшем году ветеран
отечественной режиссуры Игорь Масленников отметил 90-летие. Было бы неправдой
сказать, что впечатляющий юбилей живого классика советского и российского кинематографа
прошёл с размахом, выходящим за пределы внимания узкого круга киноманов и
исследователей кино. Между тем, работая на Ленфильме с конца 1960-х гг. параллельно
с Козинцевым, Хейфицем, Германом, Арановичем, Мельниковым, Асановой и другими мэтрами
«ленинградской школы», сам Масленников оказался во многом недооценённым
автором, оставшимся в тени своих более известных коллег. В его послужном списке
немало достойных работ: снятая совместно с Ильёй Авербахом «Личная жизнь
Кузяева Валентина» (1967), копродукции со странами соцлагеря «Ярославна,
королева Франции» (1978, СССР – Польша) и «Филипп Траум» (1989, СССР –
Чехословакия), камерная экранизация «Пиковой дамы» с Аллой Демидовой и Иннокентием
Смоктуновским (1982), трогательная мелодраматическая трилогия «Зимняя вишня» с Еленой
Сафоновой и Виталием Соломиным (1985, 1990, 1995) и не только. Однако ни что из
этого не смогло сравниться по уровню обретённой популярности и неугасающей народной
любви с циклом телефильмов Масленникова о приключениях Шерлока Холмса и доктора
Ватсона (1979-1981, 1983, 1986).
Кадр из фильма
В литературоведческих кругах Артур
Конан Дойл никогда не имел статуса крупного писателя. Даже в профильных
филологических вузах его знаковые произведения – будь то «Подвиги бригадира
Жерара» или «Затерянный мир» – традиционно не входят в список, обязательный к
прочтению. Тем не менее, пребывая на периферии большого исследовательского
интереса как образец однотипной детективной беллетристики, лишённой выдающихся
художественных качеств, конандойловские опусы о Холмсе и Ватсоне ещё при жизни
автора стали абсолютным читательским хитом, в очередной раз подтвердив нехитрую
аксиому: вкусы массовой публики и профессиональных критиков – о каком бы виде
искусства ни шла речь – совпадают далеко не всегда. В этом смысле Масленников
как бы повторил художническую судьбу Конана Дойла, написавшего за свою
насыщенную жизнь много всего, но вошедшего в историю литературы и поп-культуру прежде
всего как создатель Холмса. Так и Масленников – невзирая на другие свои работы
и заслуги – останется в истории кино и народной памяти в первую очередь как
автор лучшей (по крайней мере – к настоящему моменту) киноадаптации
конандойловских сочинений о гениальном британском сыщике. Последнее особенно
ценно и почётно, если учесть, что Холмс – согласно книге рекордов Гиннесса – наиболее
часто экранизируемый литературный персонаж всех времён.
Что именно делает цикл советских
фильмов о Холмсе и Ватсоне таким обезоруживающе очаровательным и с лёгкостью
затягивающим в свои уютные объятия с любой точки просмотра, сказать трудно. Во
всяком случае, каким-то одним волшебным ингредиентом секрет этой без
преувеличения легендарной телесерии вряд ли исчерпывается. Увлекательный
детективный сюжет, переработанный для экрана выдающимися сценаристами (в первых
фильмах – дуэтом Юлия Дунского и Валерия Фрида, а также Владимиром Валуцким),
блестящий актёрский ансамбль во главе с Василием Ливановым и Виталием
Соломиным, где даже в самых скромных ролях задействованы артисты уровня Игоря
Дмитриева и Сергея Мартинсона, филигранная камера Юрия Векслера, консервативная
и строгая под стать материалу, потрясающая работа художественного цеха, организовавшего
на советской территории Британию конца XIX – начала XX
вв., узнаваемая с первых нот музыка Владимира Дашкевича, чьи источники вдохновения
при создании саундтрека окутаны всевозможными мифами не меньше самого сериала –
в постановке Масленникова всё работает в гармоничном комплексе на общий
результат.
Кадр из фильма
Пять фильмов в одиннадцати сериях,
снятых в течение семи лет, – много это или мало? Одни полагают, что к середине
1980-х гг. Масленников начал то ли топтаться на месте, то ли «скатываться», устало
эксплуатируя зрительский интерес к полюбившимся, но стареющим героям. Другие
убеждены, что этой команде было по силам перенести на экран гораздо больше произведений
о Холмсе и Ватсоне. За рамками экранизации остались «Пять зёрнышек апельсина»,
«Пляшущие человечки», «Союз рыжих», «Тайна Боскомской долины» и другие известные
вещи большого конандойловского цикла.
Показательно, что, повествуя о криминальном
мире Лондона, отечественная постановка с Ливановым и Соломиным отразила в себе одновременно
и впечатляющую мощь, и принципиальную ограниченность кинематографа эпохи
застоя. Мощь советского кинопрома оказалась зафиксирована как минимум в
обширной географии съёмок и высочайшем профессиональном уровне художественного
цеха. Вряд ли в истории кино найдётся ещё одна такая страна (за исключением,
пожалуй, США), где без пересечения государственных границ и хромакея можно было
бы одинаково убедительно воссоздать на экране экстремальный север и африканские
пустыни, тесные закоулки ближневосточных городов и широкие проспекты
европейских столиц. Масленниковская серия фильмов о Холмсе и Ватсоне, в которой
викторианской Англией искусно притворяются советская Прибалтика и Ленинградская
область, Швейцарией – Абхазия, а за британские интерьеры успешно сходят ленфильмовские
павильоны и дореволюционные петербургские особняки, демонстрирует, сколь
великим и многообразным в своём размашистом имперском масштабе был Советский
Союз.
Ограниченность позднесоветского
кино, запечатлённая в знаменитом детективном телецикле, плотно связана с
историческим контекстом конца 1970-х – первой половины 1980-х гг. Стартовые
фильмы серии совпадают по времени с брежневским вводом войск в Афганистан,
отчего авторам приходится переозвучивать Василия Ливанова на постпродакшне и вынужденно
менять в невинной реплике одиозный «Афганистан», откуда по сюжету Дойла
возвращается Ватсон, на нейтральный «Восток». Стильные телефильмы о Холмсе,
убаюкивающие зрителей приятной сказкой о бессмертном британском супергерое, чьё
главное оружие – интеллект и дедукция, парадоксальным образом соседствуют на
советских экранах с экзальтированными плясками Африка Симона и начинающего эстрадную
карьеру оленевода из Коми Валерия Леонтьева. Параллельно американцы бойкотируют
Олимпиаду в Москве, Сахарова ссылают в Горький, в СССР из Афгана в цинковых
гробах начинают прилетать «грузы 200», продовольственный дефицит в стране нарастает
так же неумолимо, как и гонка вооружений, а в ещё одной гонке – «на лафетах» – пожилые
партийные боссы стремительно сменяют один другого.
Кадр из фильма
Правда в том, что серия
телефильмов Игоря Масленникова, пришедшаяся на едва ли не самые душные, мрачные
и реакционные советские годы после позднесталинских, была характерным примером сознательного
эскапизма, одинаково спасительного для всех участников кинопроцесса и особенно
востребованного в те времена, когда общественно-политическая жизнь оказывается намертво
зацементирована и вслух говорить в искусстве о насущных проблемах, происходящих
здесь и сейчас, становится либо крайне затруднительно, либо вовсе невозможно.
Потому вполне понятно, что советские киноначальники без лишних сомнений дали
добро на безобидную в идеологическом отношении экранизацию старых английских
детективов. Съёмочная группа могла сравнительно спокойно работать с безопасным материалом,
не боясь того объёма цензурного давления, с которым сталкивались советские
кинематографисты, затрагивавшие в творчестве по-настоящему болезненные темы. Зрители,
смотревшие на увлекательные приключения Ливанова и Соломина в бесплатном
государственном телеэфире, были избавлены от необходимости изнурительных
поисков любимых героев на редких сеансах в немногочисленных окраинных
кинотеатрах, что не раз случалось с проблемными картинами тех же лет вроде
«Полётов во сне и наяву» (1982).
Как ни странно, сегодня, когда magnum opus Игоря Масленникова освободился
от гнетущего исторического контекста своей эпохи и превратился в общепризнанную
вневременную классику, этот эскапистский фактор не утратил актуальности и в той
или иной степени продолжает существовать с сериалом в связке. Если у
современного россиянина вдруг возникнет жгучее желание убежать от опостылевшей
реальности и забыться в безопасном пространстве кинематографической иллюзии,
перенестись в такой далёкий и экзотичный, но бесконечно родной и уютный мир ламповых
советских телефильмов о Холмсе и Ватсоне, конечно, вовсе не единственное и не самое
очевидное, но, безусловно, удачное решение.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)