Пожалуй, самый громкий случай угона боевого самолета в позднем СССР произошел в мае 1989 года. Тогда капитан ВВС Александр Зуев на истребителе МиГ-29 бежал в Турцию, а оттуда перебрался в США и получил американское гражданство. Впоследствии – до самой своей гибели в 2001 году – он был военным консультантом в ВВС США, а также давал помогал советом американцам, решившим открыть бизнес в СССР, а позже – в России.
Эта история интересна и сейчас. И даже спустя 30 лет дело об угоне до сих пор не закрыто. Трудно спорить с тем, что Зуев был неординарной личностью. Чего стоила хотя бы организация побега. К осуществлению плана молодой и перспективный военнослужащий приступил заранее. Как рассказывает Александр Федоров в статье «Перелетчики», Зуев регулярно жаловался на бессонницу, обращался к гарнизонному врачу и по его рецептам скупил все сильнодействующее снотворное в близлежащих аптеках.
В ночь планируемого побега капитан появился в «дежурке» с собственноручно испеченным тортиком. Поводом стало якобы рождение у него сына – жена Зуева действительно была беременна и за несколько месяцев до событий уехала к родственникам на Украину. Нетрудно догадаться, где оказались приобретаемые Александром несколько дней снотворные препараты. После сладкого чаепития семь летчиков и техников столь же сладко задремали, а Зуев отправился на взлетную полосу.
Но получить доступ к самолету у него сразу не получилось – на дежурстве оказался молодой солдат, не знавший капитана ни лично, ни даже в лицо. Дождавшись смены часовых, Зуев сделал вторую попытку. Подкравшись, он сумел ранить часового из табельного пистолета, но и сам получил ранение в руку. Впрочем, добраться до самолета и взлететь это ему не помешало. Из Грузии, где базировалась часть Зуева, до Турции было рукой подать.
Стоит ли считать поступок советского капитана предательством – вопрос сегодня спорный. Но с военной точки зрения все однозначно – Зуев совершил поступок, который иначе трактовать просто невозможно. Что было истинной причиной, толкнувшей Александра на преступление, не совсем ясно. Сам он в своей автобиографической книге утверждал, что подоплека была политической – якобы разгон мирной демонстрации в Тбилиси с десятками невинных жертв произвел на него столь удручающее впечатление, что он решил навсегда покинуть Союз.
Политическую подоплеку в деле видело и руководство СССР. Правда, оно утверждало, что всему виной «рука Вашингтона». Якобы с пилотом работали американские спецслужбы, которыми он был то ли обманут, то ли подкуплен. Впрочем, это и не мудрено, ведь «задним числом» Зуев был представлен в СССР пьяницей и неудачником, изменявшем жене и в конечном итоге, изменившим и Родине.
В причине событий попытался разобраться Александр Гарнаев, который встречался и с самим Зуевым, и с его сослуживцами, написав на основе собранной информации книгу «Аэроузел-2». Он рассказывает, что перебежчика все описывают в основном положительно – весельчак и дамский угодник, прекрасно певший и игравший на гитаре. Правда, никто не отрицает и его пагубное пристрастие к алкоголю. Хотя для этого вроде как были «объективные» причины: измена жены и непоступление в Школу летчиков-испытателей Минавиапрома СССР.
Впрочем, с последним не совсем ясно. Ходят слухи, что Зуеву просто не дали поступить по настоянию тестя – высокопоставленного чиновника в структуре ВВС. Это якобы стало местью за допущенную капитаном измену жене – простить такого позора своей беременной дочери папа просто не мог. В разговоре с одним из сослуживцев Александр говорил, что, мол, у него единственный выход – уйти из ВВС, так как в армии ему больше ничего не светит. А еще лучше – уехать из страны. Что он и сделал.
Ярослав Горбунов
https://x-true.info/86880-pobeg-s-fantaziej-samyj-strannyj-ugon-sovetskogo-boevogo-samoleta.html
Комментарии (0)