Анализируем ключевые темы и вопросы картины Пон Чжун Хо.
«Паразиты», реж. Пон Джун-хо Кадр из фильма
Фурор. Пожалуй, это наиболее
адекватное слово, чтобы описать тот взрывной эффект, который жгучий южнокорейский
жанровый микс «Паразиты» (2019) произвел на мировую кинообщественность в совсем
недавнем прошлом. С легкостью завоевав «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и
«Золотой глобус» в США, картина сенсационно взяла сразу четыре (!) «Оскара»,
став первым в истории проектом не на английском языке, получившим награду
Американской киноакадемии в самой важной и престижной номинации «Лучший фильм».
Насколько справедливым стал такой исход при живых Скорсезе, Мендесе, Тарантино
и Альмодоваре в том же оскаровском году, сказать трудно, как и отрицать, что
фильм Пон Чжун Хо наделал много шума и стал заметным киноявлением последних
лет, а потому по меньшей мере заслуживает внимания.
«Паразиты», реж. Пон Джун-хо Кадр из фильма
«Паразиты» – история
неблагополучной южнокорейской семьи, одному из членов которой волей случая удается
устроиться на работу к богатым нанимателям по протекции друга. Счастливый шанс,
реализованный с помощью смекалки, обмана, дерзости и везения, стремительно раздвигает
горизонт планирования не только для амбициозного юноши, поймавшего удачу за
хвост, но и его домочадцев.
«Паразиты», реж. Пон Джун-хо Кадр из фильма
«Оскар» за лучший сценарий
«Паразиты» уж точно взяли по праву. Драматургическую основу картины составляет
мастерская эксплуатация «скрытой иронии» – приема, при котором зритель знает
то, чего не знает один или несколько героев, что ставит его выше персонажей.
Так, в одной из сцен фильма Да Хэ переписывается с «Кевином», не подозревая,
что он находится совсем рядом, хотя зритель осведомлен об этом заранее. Когда
«Кевин» на своем первом занятии производит ошеломляющее впечатление на женскую
половину семьи Паков, демонстрируя незаурядные педагогические навыки и со
знанием дела экзаменуя Да Хэ, ее мать де-факто экзаменует его самого, не
догадываясь, что перед ней – талантливый самозванец, о чем нам известно уже
давно.
«Паразиты», реж. Пон Джун-хо Кадр из фильма
Все «чеховские ружья», бережно
разложенные авторами по сюжету (в диапазоне от метафоричного кадра с
кроваво-красным соусом до ироничной фразы Ки Чон об уличном потопе, от
упоминания об архитектурном своеобразии дома Паков и азбуки Морзе до
психической травмы Да Суна), стреляют вовремя и достаточно убедительно. Вместе
с тем история выстроена таким образом, что продуманные в деталях хитроумные комбинации
персонажей регулярно перемежаются с моментами критической опасности, когда
герои оказываются абсолютно беспомощны, напряженно балансируя на грани
разоблачения, и вынуждены рассчитывать то ли на удачу, то ли на помощь свыше.
«Паразиты», реж. Пон Джун-хо Кадр из фильма
Базовая тема фильма – чудовищное
классовое расслоение, приводящее к катастрофическим последствиям. Лежащее в
основе истории противопоставление Кимов и Паков – бедняков и богачей
соответственно – работает сразу на нескольких уровнях. Кимы и Паки неслучайно идентичны
по гендерному составу. Это обстоятельство позволяет всем без исключения Кимам
получить рабочие места в доме Паков по принципу «каждый обслуживает кого-то
своего». И если между разновеликими по возрасту детьми двух семейств провести прямые
параллели затруднительно, то Ким Ки Тхэк – очевидно, главный неудачник в семье
бедняков и основной виновник ее незавидного положения – глядя на своего молодого
и успешного визави, не в силах отделаться от мысли, что не сумел – в отличие от
господина Пака – обеспечить детям безбедную и счастливую жизнь. Последний таким
образом становится для старшего Кима перманентным раздражителем, неустанно
напоминающим об упущенных возможностях и дрянной судьбе.
«Паразиты», реж. Пон Джун-хо Кадр из фильма
Оппозиция «Кимы – Паки»
демонстрирует не только их материальное неравенство, но и несправедливость такого
статус-кво. Среди Паков по-настоящему успешен (и не вполне понятно, насколько
талантлив) только мистер Пак, тогда как в семействе Кимов каждый одарен
по-своему. Отец – отличный водитель, мать – некогда успешная спортсменка, сын без
репетиторов и заграничных стажировок освоил английский, дочь – гениальная мошенница.
Однако социально-экономическая обстановка вокруг такова, что никто из них не
имеет возможности получить честным путем достойную работу, способную вытащить
семью из беспросветной нищеты. Вид из окна Кимов и вид из окна Паков – наглядное
тому подтверждение. И если Кимы мечтают о сытой жизни, то Паки, с комфортом
освоившись на этой вершине, ориентируются на Америку. Во всяком случае –
госпожа Пак. В ее глазах все, что сделано в США или имеет отношение к Штатам, –
от игрушечных стрел до образования и имен репетиторов – заслуживает
безоговорочного доверия как знак качества и уважения как нечто в высшей степени
престижное.
«Паразиты», реж. Пон Джун-хо Кадр из фильма
Одним из лейтмотивов фильма является
тема запаха. Запах в «Паразитах» превращается в классовый маркер, намертво приклеивающийся
к личности подобно врожденной характеристике, которую невозможно ни скрыть, ни изменить.
Скверный запах, в свою очередь, расценивается как недопустимый в деловой
коммуникации переход черты личного пространства и негласное нарушение установленной
субординации, чем порождает регулярное унижение, которое – как и почти любое
периодическое действие – обладает кумулятивным эффектом. Не будучи
первопричиной социального конфликта, запах тем не менее превращается в тревожной
силы раздражитель для обеих сторон.
«Паразиты», реж. Пон Джун-хо Кадр из фильма
Важнейший вопрос картины,
напрямую вытекающий из предыдущего, – влияние социального статуса на
психологический облик личности и ее поведение. «Паразиты» в красках
демонстрируют, как бедность, опрокидывающая человека на грань выживания,
ожесточает его нрав, заставляя понижать самооценку до критически низкого уровня
и адаптироваться к самым жутким условиям существования. Животный инстинкт
самосохранения в «Паразитах» оказывается сильнее классовой солидарности и – до
поры до времени – чувства собственного достоинства.
«Паразиты», реж. Пон Джун-хо Кадр из фильма
Между тем, авторов фильма трудно
заподозрить в симпатии или жалости к Кимам – начиная с неприглядного
изображения быта семейства, заканчивая его нелицеприятными поступками. Название
картины не позволяет со стопроцентной уверенностью определить, о каких именно
героях идет речь, но очевидно, что плутоватые Кимы, обманом втершиеся в доверие
к Пакам и с корыстными целями проникшие в дом наивных богачей, претендуют на
звание паразитов уж точно не меньше (а скорее – гораздо больше), чем их
состоятельные работодатели, пользующиеся наемным трудом соотечественников
вполне прозрачно и без злого умысла. С другой стороны, нельзя не учитывать, что
Кимы прибегают ко лжи и подлости вынужденно, не желая упускать из рук едва ли
не единственный по-настоящему перспективный социальный лифт, подаренный судьбой.
В этом смысле знаменитая мудрость «Не мы такие – жизнь такая» – сама по себе крайне
вредоносная и позволяющая оправдывать давлением внешних обстоятельств любые
персональные огрехи и грехи – подходит «Паразитам» куда лучше, чем бандитскому «Бумеру»
(2003), где была произнесена во всеуслышание, и достойна стать уж если не
официальным, то хотя бы альтернативным теглайном южнокорейского хита.
Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.
Комментарии (0)