Мы призываем людей замечать не только плохое, а почаще открывать своё сердце для добра.

«Осоавиахим-1»: почему Сталин лично хоронил прах советских стратонавтов

В СССР испытали 8 стратостатов, и только первый полет прошел сравнительно удачно, никто из воздухоплавателей не погиб, а летательный аппарат справился со своими задачами. Катастрофа «Осоавиахима-1» не остановила Сталина – он приказал продолжить работу над испытанием подобных аэростатов.

«…Кончаю. Скоро удар…»

Как писал в своей книге «Утерянные победы советской авиации» Михаил Маслов, вначале проект этого аэростата разрабатывало бюро воздушной техники при ленинградском Осоавиахиме, руководил проектом один из трех будущих воздухоплавателей на данном стратостате Андрей Васенко. Изготовлять стратостат начали в 1932 году. Оболочка аппарата имела объем, превышающий при наполнении 22 тысячи кубометров. Обшивка конструкции была сварной, в кабине устроили 4 герметичных иллюминатора.

Стартовал «Осоавихим» 30 января 1934 года с подмосковной площадки (поселок Кунцево). В экипаже были командир Павел Федосеенко, бортинженер Андрей Васенко и научный сотрудник Илья Усыскин. Стратостат должен был вести непрерывную радиосвязь с землей, у него имелся позывной «Сириус». Данный полет широко освещался в советских СМИ, радиостанция имени Коминтерна на протяжении нескольких часов транслировала сообщения о нем, «Осоавихим» постоянно принимал поздравительные радиограммы. Воздухоплаватели и сами были воодушевлены, радировали на землю просьбы присвоить стратостату имя Сталина.

Через 2,5 часа стратостат достиг высоты в 20,6 км – это был второй мировой рекорд (первый, 19-километровый – у стратостата «СССР-1»). Затем были радиосообщения о том, что стратонавты проводят научные наблюдения и опыты. Однако в полдень связь прервалась. Как пишет издание gazeta.ru, около часа дня некий гомельский радиолюбитель поймал радиограмму воздухоплавателей, в которой сообщалось, что стратостат обледенел и падает. Последними словами радиста были: «Кончаю, скоро удар...».

По официальной версии и опросам свидетелей катастрофы, жителей мордовской деревни Потиж-Острог, гондола аэростата упала на землю в пятом часу дня. Все трое воздухоплавателей погибли.

Причины катастрофы

В официальном заключении о причинах трагедии «Осоавиахима-1» (оно было опубликовано в советской прессе) говорится, что крушение стратостата произошло из-за его прогрессивно возрастающей скорости при снижении, в результате чего, очевидно, разорвались части строп и равновесие всей системы нарушилось. Все это спровоцировало отрыв гондолы от оболочки и удар ее о землю.

По мнению научного сотрудника Института истории естествознания и техники РАН Дмитрия Соболева, эксперта в области использования стратостатов, причиной крушения могла послужить воздействовавшая на резину «Осоавиахима-1» солнечная радиация – оболочка потеряла герметичность и начала пропускать водород. Как позже установили эксперты, если бы стратостат остановился на 21-километровой высоте, возможно, трагедии бы и не случилось – это был оптимальный высотный предел для такого рода аппаратов.

Сталин не собирался останавливаться

Урны с прахом для захоронения в Кремлевской стене нес не только Иосиф Сталин, но и Вячеслав Молотов с Климом Ворошиловым. Некрологи о героях стратосферы опубликовали все советские газеты, а самих погибших посмертно наградили орденами Ленина. Отечественный публицист Игорь Пыхалов, автор ряда комплиментарных книг об Иосифе Сталине, полагает, что личное участие главы государства в похоронах погибших испытателей стратостата – одно из подтверждений того, что Сталин не стремился скрывать недостатки тех или иных советских технических проектов.

Однако оппоненты Пыхалова убеждены, что дело в другом: в советской печати довольно подробно освещались подготовка к этому полету, пристально следила за ним и зарубежная пресса. Соответственно, не рассказать о последствиях испытания «Осоавиахима-1» и не упомянуть о причинах его трагического финала было уже нельзя.

Кроме того, как писали в своей научной работе «Полеты в статосферу в СССР в 30-е годы» кандидаты технических наук Юрий Дружинин и Дмитрий Соболев, у Сталина были основания считать использование таких аэростатов перспективным – в сентябре 1933 года стратостат «СССР-1» установил 19-километровый мировой рекорд набора высоты и успешно приземлился на землю.

Однако дальнейшие испытания таких аэростатов при жизни Сталина оказались менее успешными – «СССР-2» в 1934 году потерпел катастрофу еще до поднятия с земли (сгорела оболочка), у «СССР-1-бис» в 1935 году при снижении оболочка повредилась и двум испытателям пришлось прыгать с парашютами, при аварийном снижении «Союза-3» в 1937 году трое испытателей получили ранения, а в результате падения субстратостата ВВА-1 в 1938 году четверо воздухоплавателей погибли. В 1940 году при взлете стратостата «Осоавиахим-2» гондола отделилась от оболочки и упала на землю, двое пилотов получили ушибы.

… Последний советский стратостат «Волга» запустили в 1962 году. При катапультировании с 25-километровой высоты один из двух воздухоплавателей погиб – у него разгерметизировался скафандр (температура за бортом достигала – 65˚).

Николай Сыромятников

https://russian7.ru/post/osoaviakhim-1-pochemu-stalin-lichno...


Источник: «Осоавиахим-1»: почему Сталин лично хоронил прах советских стратонавтов
Автор:
Теги: Почему сталин 1937 1940 1962

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Почему девушкам нельзя было носить брюки, и еще 2 вещи, которые им запрещали до появления феминизма
Почему девушкам нельзя было носить брюки, и еще 2 вещи, которые им запрещали до появления феминизма
5
Человек познаёт мир 13:00 13 ноя 2024
Почему мы не решаемся тратить деньги (и время) на себя лично?
Почему мы не решаемся тратить деньги (и время) на себя лично?
3
Женский развлекательный и поучительный сайт. 14:56 25 июл 2022
Почему в автомобиле постоянно запотевают стекла и как можно решить эту проблему
Почему в автомобиле постоянно запотевают стекла и как можно решить эту проблему
0
Человек познаёт мир 23:00 10 ноя 2024
5 советских предметов, о которых современные школьники могут только мечтать
5 советских предметов, о которых современные школьники могут только мечтать
5
Человек познаёт мир 16:45 30 окт 2024
Тайна белого фартука: Почему одежда советских школьниц так похожа на униформу горничных
Тайна белого фартука: Почему одежда советских школьниц так похожа на униформу горничных
26
Человек познаёт мир 12:30 25 сен 2023
Почему в советских школах не было 4 класса на самом деле
Почему в советских школах не было 4 класса на самом деле
9
Человек познаёт мир 22:45 29 окт 2024
Почему у советских жен часто «болела голова»?
Почему у советских жен часто «болела голова»?
132
Живи правильно 10:04 31 янв 2021
Для чего в советских унитазах делалась «полочка» и почему ее нет в современной сантехнике
Для чего в советских унитазах делалась «полочка» и почему ее нет в современной сантехнике
6
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 11:01 14 дек 2019
Пять проблем советских красавиц. Почему среди красивых женщин прошлого так много несчастных судеб?
Пять проблем советских красавиц. Почему среди красивых женщин прошлого так много несчастных судеб?
15
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 09:00 05 фев 2023
На протяжении 15 лет он хоронил чужих детей из клиники абортов, вынашивая один план
На протяжении 15 лет он хоронил чужих детей из клиники абортов, вынашивая один план
18
Интересный мир 07:17 17 май 2018
«Щеточка»: почему Сталин разрешал советским генералам носить усы, как у Гитлера
«Щеточка»: почему Сталин разрешал советским генералам носить усы, как у Гитлера
0
Страничка добра и сплошного жизненного позитива! 07:43 26 янв 2022
Торт «Ветка», коллекция советских рецептов. Торты по ГОСТу
Торт «Ветка», коллекция советских рецептов. Торты по ГОСТу
2
Застолье 01:44 04 окт 2024

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства